Главная страница
qrcode

Методический справочник учителя истории. Часть 2. Лекция это вид устной учебы, и ее надо больше слушать


НазваниеЛекция это вид устной учебы, и ее надо больше слушать
АнкорМетодический справочник учителя истории. Часть 2.doc
Дата01.10.2017
Размер1.24 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодический справочник учителя истории. Часть 2.doc
ТипЛекция
#23235
страница5 из 16
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Глава 1. «Россия на рубеже Х1Х-ХХ веков»



Содержательно-хронологический опорный конспект чаще все­го составляется по векам, царствованиям и т.п. Вариант опорного онспекта такого вида см. ниже.

История России. XIX век



Методика работы с опорным конспектом на уроке включает пять основных этапов, отдельные из которых могут повторяться дважды, отдельные исключаться вообще - все зависит от подготовленности учащихся, продолжительности изучения ими истории, наличия навыков работы с таким дидактическим средством и т.д.

Первый этап. Опорный конспект высвечивается через гра-фопроектор (кодоскоп) типа «Лектор-2000». Учитель последова­тельно, в виде рассказа расшифровывает опорные сигналы. Учащи­еся только слушают учителя, не ведя никаких записей.

Второй этап. Опорные сигналы с экранного изображения переносятся учащимися в тетради. Учитель готов оказать помощь испытывающим затруднение в данном виде работы в любой мо­мент.

Третий этап. Отдельные учащиеся, лучше по желанию, выходят поочередно к экрану и, используя изображения на нем, расшифровывают, проговаривают информацию конспекта по бло­кам или в целом.

Четвертый этап. Учитель, убедившись, что учащиеся усвоили основные положения конспекта, приступает к более под­робному изложению темы. Учащиеся самостоятельно вносят до­полнения в свои опорные конспекты.

Пятый этап. Краткие выступления учащихся но содержа­нию опорного конспекта у доски без использования изображения на экране (стоят спиной к экрану) и своих конспектов в тетрадях, то есть но памяти. Весь класс при этом смотрит на экран, контро­лируя правильность устных ответов.

Что дает такая методика использования опорных конспектов на занятии?

Во-первых, все учащиеся заняты делом, работа на уроке для них интересна и разнообразна.

Во-вторых, учащиеся уходят с таких уроков с довольно устойчивыми знаниями, ведь они слушали и повторяли материал несколько раз.

Работа с опорным конспектом не завершается только разбо­ром его на уроке. Учащиеся получают задание доработать его в часы самостоятельной подготовки и особенно при чтении учеб­ника. Таким образом, происходит еще одно повторение прой­денного на уроке материала, приращение и усвоение новых зна­ний.

Существует методика использования опорных конспектов уча­щимися самостоятельно, без непосредственного вмешательства учителя. Она включает четыре этапа.


Первый. Ознакомление с опорными сигналами конспекта. Второй. Расшифровка опорного конспекта в ходе чтения ис­точника (учебника).

Третий. Повторное чтение соответствующего параграфа учеб­ника и внесение дополнительной информации в конспект. Четвертый. Проговаривание вслух содержания опорного конспекта.

определение понятия через ближайший род и видовое отличие - логический прием определения поня­тия, который заключается в том, что отыскивается ближай­ший род для определяемого понятия и отличительные при­знаки, имеющиеся только у данного вида предметов и отсут­ствующие у всех других видов предметов, входящих в этот ближайший род.

Определения отдельных исторических понятий и терминов настолько бывают многословными, что запомнить их для учаще­гося является делом не простым. Совсем другой оборот принима­ет попытка учащегося запомнить сущность понятия через выде­ление родовых и видовых признаков.

Рассмотрим это на примере понятия «классы общественные».

Вначале необходимо ознакомиться с его определением в целом: «...Большие группы людей, различающиеся но их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреп­ленному и оформленному в законах) к средствам производ­ства, по их роли в общественной организации труда, а следо­вательно, по способам получения и размерам той доли обще­ственного богатства, которой они располагают» (Советский энциклопедический словарь. - С. 587).

Определение начинается с указания родового признака (большие группы людей). Но в каждый род входит несколько или множество видовых признаков. Таковыми применитель­но к классам являются:

место в общественном производстве;

отношение к средствам производства;

роль в общественной организации труда;

способы получения и размеры получаемого богатства.

Определение в таком виде запомнится гораздо легче. На практике учащиеся и студенты, выписывая исторические Понятия и термины в свои тетради, тут же дополняют их опреде­ления соответствующими пометками.


«Буржуазия (от французского «мещанин, горожа­нин») - сословие, класс (родовой признак), к которому при­надлежали люди, обладающие собственностью (видовой признай) и занимающиеся предпринимательством (видовой признак), различными видами деятельности с целью извле­чения прибыли (видовой признак)» (Олейников Д.И.Исто­рия. Россия. ХУ1П-ХХ века: Краткий справочник школь­ника. - М., 1997. - С. 28). (Дополнения выделены курси­вом. - А.С.)

(См. статьи: Термины; Терминология: причины изучения; Тер­минология: методики освоения.)

опровержение (лат. гегиСагло) - доказательство ложно­сти или несостоятельности какого-либо тезиса.

ориентация в источнике - умение быстро и правиль­но разобраться в историческом источнике, его фрагменте, найти наиболее оптимальный путь (метод, вариант) его изучения.

Ориентация (лат. опепз - восточный). Латинское слово «ори-енс» переводится как «восходящее солнце», по которому в давние времена ориентировались люди.

(См. статьи: Правила чтения текстов: интегральный алгоритм; Правила чтения текстов: дифференциальный алгоритм).

отечество - 1. Страна, где родился человек и граждани­ном которой является. 2. Место возникновения, происхождения чего-либо, родина.

По В. Далю: «Родная земля, отчизна, где кто родился, вы­рос; корень, земля народа, к коему кто, по рожденью, языку и вере, принадлежит; государство в отношении к подданным своим; родина в обширном смысле» (Даль В. Толковый сло­варь живого великорусского языка. - Т. 2. - С. 724).

С.Н. Булгаков рассматривал «отечество» как «только расширенное понятие отцовства и сыновства, собрание от­цов и матерей, породивших и непрерывно порождающих сыновство», тем самым подчеркивая идею нации как реаль­ное и кровное единство, (см.: Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. -М., 1993. - Т. 2. - С. 437).

Французский маршал Мак-Магон Патрис (1808-1893 гт.) утверждал, что вся политика заключается для него лишь в двух словах: «Любовь к отечеству».


Изучение истории развивает у учащихся любовь к Отечеству. Вопрос для учителя главный и, пожалуй, самый трудный. Поэтому требуется более дифференцированный подход к изучению самого понятия «Отечество» и путям формирования должного российс­кому гражданину отношения к нему.

Любовь к Отечеству включает физическую, морально-нрав­ственную и политическую (патриотизм) любовь.

Физическая любовь к Отечеству - это когда человек не может жить на чужой земле, тоскует по земле, на которой родился и вы­рос. Это когда россиянин, уходя на фронт, насыпал в кисет горсть родной земли и хранил ее на груди, у сердца. Это когда, возвратив­шись с чужбины, он припадал устами к родной земле, равно как к устам матери, жены, любимой девушки, детей.

Русский мыслитель Г.П. Федотов, находясь в эмигра­ции, писал: «Что ощущалось всего сильнее в образе роди­ны? Ее природное, земное бытие: линии ландшафта и воз­дух родных нолей или лесов. Пусть убогая, но милая, роди­на не могла быть вытеснена из души ни мягкостью и живописностью европейских урочищ, ни сладким обаянием юга: это было в крови, сильнее нас. И мы томились - кто по березам и соснам северных сторон - помните? «полюби эту вечность болот - навсегда безысходна их мощь», - кто по суровым просторам степей, по безбрежной Волге и дыха­нию восточных песков» (Федотов Г.П. Судьба и грехи Рос­сии / Избранные статьи по философии русской истории и культуры: В 2 т.- СПб., 1991. - Т. 1. - С. 43).

Физическое ощущение Отечества - это как в песне на сло­ва М. Исаковского:

А я остаюся с тобою,

Родная моя сторона!

Не нужен мне берег турецкий,

И Африка мне не нужна.

Физическое ощущение Отечества - это когда россиянин, за­вершая свой жизненный путь на чужбине, завещает похоронить рто в родной стороне.

Морально-нравственная любовь к Отечеству включает нор­мы, переданные с молоком матери и привитые человеку, которые позволяют ему любить сограждан, делать им добро.

Традиции землячества, встречи выпускников школ, институ­тов, боевых друзей и т.п. - все это проявления тяги людей друг к другу, желания общения. Каждому хочется увидеться с теми, с кем


учился, работал, воевал. А будучи где-нибудь за границей, случайно услышав родную речь, россияне непременно хотят познакомиться, встречи же продолжаются и после заграницы, уже на Родине.

Таким образом, если человеку дороги сограждане, люди, с которыми прошло детство, юношеские и студенческие годы, с кем он трудился или трудится или просто живет рядом - это и есть морально-нравственная любовь к Отечеству.

Политическая любовь к Отечеству (патриотизм) - главная жизненная позиция гражданина. Что значит быть патриотом Рос­сии? Это - служить Отечеству, стремиться к его благу, способ­ствовать его славе, жертвовать при необходимости личным богат­ством, благополучием, любовью, а в экстремальных условиях (вой­на) и жизнью.

«Нет выше идеи, как пожертвовать собственною жиз-нию, ...отстаивая интересы своего отечества», - отмечал Ф.М. Достоевский (Достоевский Ф.М. Собр. соч. - Т. 13. -С. 142) (см. статью: Патриотизм).

Обязанности граждан перед Отечеством в разные вре­мена истолковывались и понимались российскими гражда­нами и правящей элитой не одинаково.

При Борисе Годунове, к примеру, произошел такой слу­чай. За границу (в Англию, Германию и Францию) на уче­ние было отправлено 18 молодых людей. Ни один из них не вернулся на родину.

Две сотни лет назад сын Отечества призывался к пови­новению и уплате податей по требованию государства, дол­жен «привязан быть к государству, образу правления, к на­чальству и к законам», ничего не делать дурного против правительства.

П.Я. Чаадаев противопоставлял любовь к Отечеству люб­ви к истине. «Прекрасная вещь - любовь к отечеству, -писал он, - но есть еще нечто более прекрасное - это лю­бовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов, благодетелей человечества. Лю­бовь к родине разделяет народы, питает национальную не­нависть и подчас одевает землю в траур; любовь к истине распространяет свет знания...» (цит. по: Миронов Т.Е. Исто­рия государства Российского. - С. 172).

Формирование на истории любви к Отечеству не допускает примеси нездорового национализма, шовинизма, превознесения одной национальности над другой, ибо, опять же по Достоевско­му, «иною любовью можно и утопить отечество» (там же. - С. 47). можно. Если искусственно завышать достижения России (будто их настоящих недостаточно), сделать естественным для человека очковтирательство (будто от этого что-то прибавится), «не вьтно-сить сор из избы» (зарастет ведь изба мусором!) и т.д.

Воспитание любви к Отечеству в современных условиях яв­ляется делом не простым. Пессимизм, поразивший значительную часть взрослого населения по причине трудностей переживаемого момента, передается детям и подросткам. В таких условиях тем бо-лее важно вселять оптимизм в души учащихся.

«Пусть озлобленные маловеры ругаются над Россией как страной без будущего, без чести и самосознания, - отмечал Г.П. Федотов. - Мы знаем, мы помним. Она была Вели­кая Россия. И она будет!» (Федотов Г.П. Судьба и грехи России. - Т. 1. - С. 45).

оценка - мнение об объеме знаний и способности ученика осваивать изучаемый курс; принятое обозначение степени знаний и поведения учащихся; мнение, суждение о качестве, достоин­стве, значении кого-, чего-либо.

оценка знаний рейтинговая - показатель знаний, по­лучаемый на основе учета детальных результатов усвоения уча­щимися учебной дисциплины с использованием многобалльной системы оценок.

Заглянув в словари 80-х гг., мы находим, что рейтинг - это ин­дивидуальный числовой показатель оценки спортивных достиже­ний шахматиста (шашиста) в классификационном списке (рейтинг-лист), ежегодно составляемом ФИДЕ (ФМИД) для сильнейших шахматистов мира (Советский энциклопедический словарь. - С. 1116). Охватил рейтинг и другие виды спорта.

В 90-е гг. в России стали очень модными рейтинги, составля­емые на политиков, кандидатов в президенты, губернаторов, глав администраций, мэров и т.д.

Приходит рейтинг и в систему образования. Существующая пятибалльная оценка не способна охватить все виды учебного процесса, в котором участвует учащийся. Нужен более гибкий и конкретный механизм оценивания знаний.

Несмотря на то, что «рейтинговый всплеск» в образовании, имевший место в начале 90-х гг., заметно ослаб, отдельные учите­ля и преподаватели не оставили надежды на его внедрение. При­чины тому хорошо известны:

- потребность максимально объективно оценить учащихся (сту­дентов);

- создать положительный мотив к учебе;

- обеспечить социальную справедливость в распределении существующих льгот в ходе и особенно на заключительном этапе учебы.

Если взять всех учащихся школы (вуза), получивших итого вую оценку по истории «отлично», и провести среди них незави­симой комиссией новый экзамен по тому же предмету, то и сре­ди них, вероятно, найдутся и четверочники, и троечники. Такое положение в оценке знаний может быть объяснено рядом фак­торов:

непроизвольной необъективностью преподавателя;

узостью шкалы оценки знаний;

отсутствием конкретных критериев в оценке знаний.

Первый фактор (непроизвольная необъективность учи­теля) не носит осознанного характера, ибо он, как правило, выте­кает из второго и третьего.

Второй фактор (узость шкалы оценки знаний) играет заметную роль. Многообразие исторических знаний, возможнос­ти их анализа и применения к жизни трудно «втиснуть» лишь в четыре оценки: 2, 3, 4, 5. «Втискиваем» и тем самым допускаем большую долю непреднамеренной необъективности.

Возьмем, к примеру, кросс на 3 км. Отличную оценку получают все бегуны, одолевшие эту дистанцию в пределах 12 минут. Отличниками становятся и те, кто пробежал дис­танцию за 12 мин., и те, кто пробежал за 11 мин., за 10 мин. 30 сек. и т.д. Таким образом, одинаковую отличную оценку по­лучает и тот, кто управился за 10 мин., и тот, кто за 12 мин.

Нечто подобное происходит и в оценке исторических знаний, когда кому-то объявляется «твердая пятерка», кому-то «пятерка с натяжкой», кому-то «пятерка с двумя мину­сами» и т.д. Но в журнал (ведомость, зачетную книжку) выставляется «отлично».

Третий фактор (отсутствие конкретных критериев оцен­ки знаний) в точных науках выглядит значительно проще: решил задачу - не решил задачу, знает формулу - не знает формулу, умеет использовать алгоритм - не умеет использовать алгоритм и т.п. А в исторических дисциплинах? Как, к примеру, оценить знание учащимся идеи? Как ее оценку вместить в четыре (2,3,4, 5) показателя? По каким конкретным критериям оценивать истори­ческое событие? Здесь, по мнению учащихся и студентов, много субъективизма. В результате на семинарах, зачетах и экзаменах между учащимися и преподавателями часто возникают противоре­чия: первые убеждены, что они отвечали гораздо лучше и заслужи­ли более высокие оценки, вторые - наоборот.

И еще один важный момент. В условиях многовариативности, альтернативности, плюрализма прежними подходами в оценке зна­ний обойтись уже невозможно.

Таким образом, в системе образования наблюдается несовер­шенство порядка оценивания учащихся и студентов.

В большинстве стран мира знания учащихся оцениваются по 10-100-балльной системе.

Рейтинговая система действует при выполнении ряда усло­вий.

Первое. Выработка у учащихся достаточно сильной моти­вации к учению, обеспечивающей взаимозависимость текущей уче­бы и конечных результатов труда. Если не создать такую мотива­цию, учащиеся будут противиться кто открыто, кто внутренне такой системе определения оценок, так как по ее внедрении им гораздо сложнее будет при прежних затратах труда получить от­личную или хорошую оценку. Не будут в восторге и учителя, ибо рейтинговая система оценок потребует от них, наряду с больши­ми затратами времени на этапе внедрения, ломки своей собствен­ной психологии, сложившихся стереотипов и т.д.

Таким образом, рейтинговая система может «не прийтись ко двору» и учащимся, и учителям. Диалектика учит, что для всякого движения вперед необходимо наличие реального противоречия. В данной ситуации оно имеет место между возможным требованием сверху ввести рейтинговую оценку и нежеланием учителя и уча­щегося ее ввести в учебный процесс.

С точки зрения объективного развития (пользы) данное про­тиворечие автоматически не разрешится. Необходимо, чтобы в цепи «приказ министра образования - его выполнение учителя­ми и учащимися» между этими двумя звеньями возникло тре­тье - стимул. В таком случае учащийся будет заинтересован в получении как можно более высокого балла, а настоящий педа­гог - лишь радоваться этому, и дело пойдет успешно. Противоре­чие будет разрешено.

Но что это за стимул, который вовлечет учащихся в водово­рот борьбы за знания? Разве сейчас не дают, например, золотые медали, которые позволяют их владельцам на льготных условиях поступать в отдельные вузы? Дают. Но медали - одна-две на школу, а количество выпускников - несколько десятков человек. И получается, как в чемпионате страны по футболу: за три призо­вых места борются три - пять команд, пять - восемь команд живут спокойной жизнью (набранные очки позволяют им сохранить место в высшем дивизионе), и только три - четыре команды, занимаю­щие последние строчки турнирной таблицы, действительно ведут борьбу за выживание.

Главным стимулом качественной учебы может послужить сис­тема поощрений по окончании каждой четверти, полугодия, класса, наконец, школы (дипломы, грамоты, благодарности, ценные по­дарки, туристические путевки по стране и за рубеж, медали и т.д.).

Второе. Создание материальной базы, обеспечивающей пол­нокровное функционирование рейтинговой системы оценок.

Рейтинговая система оценок предполагает полную гласность и наглядность. Полная гласность - это когда учащиеся знают все о результатах учебы каждого; полная наглядность - это когда ре­зультаты перед глазами всех слушателей, причем не в масштабе класса как группы, а всех классов под одним номером - ... 8-й, 9-й, 10-й, 11-й, 12-й (ожидается введение), и не от полугодия к полугодию и даже не от четверти к четверти, а от недели к неде­ле. Оценочная информация, полученная от классов, обрабатыва­ется на компьютере в учебной части и выводится на электрон­ное табло с фамилиями учащихся. Перемещение мест происхо­дит каждый раз с введением повой информации о результатах учебы учащихся. Таблица рейтинга учебы может иметь такой вид (см. таблицу).

Рейтинг успеваемости учащихся 11 класса на 1 ноября 2001 года

п/п

Фамилия, имя

Рейтинг

На 1 окт.

текущий

Прирост за октябрь

1.

Бородина Ольга

739

746

+ 7

2.

Уткин Алексей

740

741

+ 1

3.

Кулик Филипп

735

740

+ 5

4.

Колодин Валентин

720

738

+ 18

5.













В зависимости от набранных баллов фамилии учащихся пере-мещаются по шкале мест. Так, Алексей на 1 октября был выше, чем Ольга, но на 1 ноября Ольга обогнала Алексея и переместилась на первое место. Перемещение мест производится с введением новой информации о полученных оценках.

Табло устанавливается на самом видном месте, так, чтобы учащиеся проходили мимо него ежедневно, лучше не один раз.

Третье. Перекомпоновка изучаемых курсов по более жест­ким блокам (модулям). Тематические планы необходимо соста­вить так, чтобы предмет изучался равномерно по учебным чет­вертям и полугодиям, групповые занятия распределялись равно­мерно внутри учебных четвертей, методы их проведения позволяли бы конкретно оценивать каждого учащегося на каждом группо­вом занятии. Разумеется, это вовсе не означает, что из учебных планов надо исключить дискуссии и «круглые столы». Просто необходимо после изучения каждого блока ввести отчетную фор­му занятий, отдельные из которых можно провести в компьютер­ном классе. Да и современные методики в состоянии оценить знания учащихся даже на дискуссиях.

Четвертое. Выделение объема конкретных исторических знаний, который учащиеся должны изучить, а учитель оценить: идеи, положения, факты и события, личности, источники и т.д.

Пятое. Разработка математической системы оценок. Необ­ходимо отработать три положения:

определиться с объемом рейтингового исчисления (10-, 50-, 100-балльная система оценок);

выбрать исходную рейтинговую позицию, то есть с чего на­чинать вести отсчет баллам:
с нуля, если учащиеся только приступают к изучению исто­рии;

с оценки, полученной по истории за прошедший учебный год, если рейтинговая система внедряется не с самого начала изу­чения истории;

если знания не ставить в зависимость от прежних заслуг, мож­но начинать отсчет с нуля, но с началом новой четверти, полуго­дия;

3) определить формулу подсчета рейтинга оценок за изучение
полного курса дисциплины. Варианты могут быть такими:

Общий рейтинг складывается из оценок за четверти, полу­годия и итоговый экзамен.

Общий рейтинг складывается из оценок, полученных на групповых занятиях по отчетам за изученные блоки (модули).

3. Общий рейтинг складывается из оценок, полученных на всех групповых занятиях и т.д.

Шестое. Разработка системы критериев оценок знаний уча­щихся.

Варианты оценки исторических знаний учащихся см. ниже.

Оценка знания факта (события)

Пра­вильное название факта

Дата

Сущ­ность

Прими-.

ны возник­новения

Значение

Связь с последу­ющими события­ми

Общая сумма баллов

Теорети­ческое

Практи­ческое

0,05

0,06

0,20

0,10

0,20

0,20

0,15

0,96


Оценка знания теоретического положения (идеи)

Идея, поло­жение

Кем выска­зана

Когда выска­зана

В какой работе

Сущ­ность поло­жения

Значение

Разви­тие поло­жения

Общая сумма баллов

Теоре­тичес­кое

Прак­тиче­ское

0,10

0,05

0,05

0,05

0,30

0,25

0,25

0,35

1,40


Оценка изучения первоисточника

Назва-

Автор

Время

При-

Основ-

Выде-

Разви-

Оцен-

Оцен-

Обоб-

Уме-

Об-

ние




созда-

чины

ные

ление

тие

ка

ка

щение

ние

щий







ния

напи-

идеи

исто-

идеи

фак-

лич-

мате-

приме-

балл










сания




ричес-




тов

нос-

риала

нять



















кого







тей




идеи к



















аспек-













совре-



















та













мен-


































ной


































прак-


































тике




0,1

0,1

0,1

0,3

1,0

0,3

0,5

0,3

0,3

0,4

0,7

4,1


Подобные оценочные таблицы можно выработать для любых знаний, на любом уровне, в любом виде.

По завершении изучения дисциплины необходимо перевести рейтинговые баллы (не выставлять же их в аттестат в таком виде) в традиционные учебные оценки (3, 4, 5). Для этого рейтинговый


балл, набранный учащимся, умножается на 5 (пятибалльная систе­ма оценок). Например:

Учащийся на основе 100-балльной рейтинговой шкалы набрал 80 баллов. Следовательно, он получает оценку, рав­ную: 80 х 5 - 4,0, то есть «хорошо».

Кто-то может возразить: к чему нам знать рейтинговую систе-му оценок, если ее в школах не существует? Во-первых, сегодня не существует, но, поскольку имеет право на существование, завтра может существовать, и к этому надо быть готовым.

Во-вторых, все приведенные способы оценивания знаний при-менимы и в обычных условиях.

память - способность учащихся сохранять и закреплять по­лученную информацию и выдавать ее по требованию; способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.

В середине XIX в. память рассматривалась как внешняя и внут­ренняя. «Память внешняя, - отмечено в словаре В. Даля, - безот­четное знание наизусть затверженнаго; память слов, цифр, имен и событий; память внутренняя, разумное пониманье научной свя­зи узнаннаго, усвоение себе навсегда духовных и нравственных истин» (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского язы­ка. - Т. 3. - С. 14).

Развитие памяти - обязательное условие глубокого усвоения исторических знаний. Этим вопросом должны заниматься учите­ля всех предметов, поскольку в школе нет такой специальной дисциплины, в содержание которой входила бы тренировка памя­ти. Учителя истории - особенно. Сотни имен, названий, фактов и событий, дат, показателей - вот далеко не полный перечень, ко­торый должны запомнить учащиеся, изучая историю, но справля­ются с этой задачей очень редко. И причина тому - неразвитая память.

Профессор Московского университета М.П. Погодин (у него учился В.О. Ключевский) требовал от своих студентов знания имен 500 великих и удельных князей. И лучшие из студентов справлялись с этим заданием.

Часто от людей можно слышать: «У меня плохая память». Один французский моралист заметил по этому поводу: «Все жа­луются на свою память, но никто не жалуется на свой ум». А на что жалуется современный учащийся? Как и сто, и двести лет назад - на свою память.

Память учащихся не выполняет своих функций по ряду при­чин:

одна из них - память не тренирована;

другая - память не «возьмет» свое, если учащемуся непоня­тен текст;

третья - учащийся пассивен, бездумно поглощает информа­цию и т.д.

Независимо от причин слабой работы памяти, их устранение требует одного - постоянной тренировки (как и все, что входит в деятельность подростка).

Упражнений для тренировки памяти множество. При изуче­нии исторических дисциплин выдумывать нового ничего не надо -упражнения содержатся в самом предмете.

Осмысленное заучивание ежедневно по одному историчес­кому термину и по одной исторической дате. (За год - 300 новых слов и 300 новых дат!)

Изучение портретов исторических личностей (вниматель­ный осмотр черт их лиц, особенностей одежды и т.д.). Затем в классе проводится игра: один учащийся называет отличительные черты внешности и одежды, остальные отвечают, кого они (чер­ты) характеризуют.

Запоминание названий улиц, домов с номерами, архитек­турные особенности построек, афиши на стендах и тумбах и т.п.

Практика показывает, что учащиеся сами придумывают инте­ресные упражнения, которые способствуют и развитию памяти, и усвоению курса истории. Учителю надо поддерживать полезные начинания и всячески развивать их.

Учащиеся должны хорошо знать и понимать, что в памяти остается то, что подвергается неоднократному повторению. Целе­сообразнее всего первое повторение материала, например прослу­шанной лекции, осуществить в тот же день. Второе повторение и закрепление знаний по этой же теме - накануне очередного заня­тия по предмету.

Виды памяти, ее особенности, уровни обладания учащимися, способы тренировки - все это крайне необходимо учитывать, с тем чтобы организовать учебный процесс на научной основе. Профессор Берлинского университета И. Хофман по этому пово­ду советовал: «...Для педагога очень важно знать, как лучше струк­турировать учебный материал и в какой последовательности пред­лагать его учащимся, чтобы обеспечить высокое качество усвое­ния при минимальных затратах времени» (Хофман И. Активная память. - М., 1986. - С. 14).

парадоксы российской истории - ряд событий, казалось бы, несовместимых друг с другом, исключающих друг друга, но имевших место в отечественной истории.

Парадокс (греч. рага - против и с!оха - мнение) - неожидан­ное, необычное мнение, высказывание, расходящееся, по видимо­сти или действительно, не согласующееся с общепринятыми мне­ниями, научными знаниями; рассуждение, приводящее к взаимо­исключающим результатам; логическое противоречие, из которо­го, как будто бы, невозможно найти выход.

Авторы учебников истории часто употребляют термин пара­докс непосредственно в тексте, формулируя его одним - тремя предложениями.

«Не удалось Столыпину провести через Думу излюблен­ные им законопроекты о местном самоуправлении.

Парадоксом (курсив наш. - А.С.) было и то, что Столыпи­ну приходилось постоянно выступать в качестве защитника Думы перед монархом и его сановниками» (Островский В.П., Уткин А.И. История России. XX век. - С. 91).

«Историческим парадоксом (курсив наш. - А.С.) стал тот факт, что в Красной Армии оказалось больше офицеров из царской армии, чем на стороне антибольшевистских сил» (там же. - С. 155).

Назовем эти и подобные им парадоксы частными. Но есть бо­лее общие исторические парадоксы, охватывающие значительные временные рамки и содержащие глубинные процессы и явления исторической действительности. Вот некоторые из них.

Борьба русских князей друг против друга в период монголо-татарского ига.

Казалось бы, в условиях нашествия монголов, когда рус­ские земли вынуждены были более двух столетий выплачи­вать дань завоевателям, князья должны были объединиться и сбросить иго. Однако этого длительное время не происхо­дило. Мало того, князья часто воевали друг с другом, при­влекая в качестве союзников тех же монголо-татар.

Закрепощение крестьян в России.

В западных странах крепостничество (его аналоги) вы­растало естественным для тех времен путем, например, из старого римского права или из новых завоеваний. В России же незначительная часть россиян законодательным путем закабалила значительную часть своих же соотечественни­ков (окончательное,оформление крепостничества - 1649 г.).

Наличие капитализма в России.

Развитию полноценного капитализма в России мешали то наличие крепостного права (отменено только в 1861 г.), то серия войн (Русско-турецкая 1877-1878 гг., Русско-япон­ская 1904-1905 гг., Первая мировая война 1914-1918 гг.), то обойма революций (революция 1905-1907 гг., Февральс­кая революция 1917 г., Октябрьская революция 1917 г.) (ни одна страна Запада не знала такой интенсивности аналогич­ных событий), то отсутствие обязательных для капитализма конституционных демократических начал (на Западе парла­мент существовал с XIII в., а в России Государственная дума впервые избрана только в 1906 г.). И вот в условиях, когда капитализм в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. все более и бо­лее входил в силу, когда были очевидны его многие положи­тельные результаты, в 1917 г. он ликвидируется насильствен­ным путем.

Пролетариат и революция.

Революции во всем мире чаще всего происходят в инте­ресах либо большинства народа, либо крупного класса, со­ставляющего значительную часть населения страны. В Рос­сии промышленный пролетариат, ввиду слабости развития капитализма, был немногочисленный. Тем не менее, Ок­тябрьская революция носила пролетарский характер.

Рыночные отношения и единство.

В абсолютном большинстве стран, переходивших на путь рыночных отношений, осуществлялось внутреннее сплоче­ние большинства или всех слоев населения, независимо от национальной принадлежности. Стоило Советскому Союзу только сделать первые шаги к рынку, как он тут же разва­лился на полтора десятка суверенных государств.

Крестьяне и земля.

Во многих странах права крестьян на землю остаются незыблемыми, независимо от смены политического строя. Во Франции, например, в 1789 г. крестьян наделили зем­лей. Затем, несмотря на политические потрясения (уста­новление монархии, империи, республики), на крестьянс­кую землю власти не покушались. В России: при Николае II землю начали передавать крестьянам (Столыпинская ре­форма), при Ленине обеспечили землей всех селян, при Сталине отобрали землю у всех, при Ельцине предлагают бывшим колхозникам взять землю, но они, видимо, учиты­вая исторический опыт, не торопятся это делать.

Власть и демократия.

Демократические органы власти в большинстве стран мира действуют в единстве. Стоило России, отвергнув со­циализм, сделать шаг в сторону демократии, подтвердив это избранием на альтернативной основе Верховного Совета России и Президента страны, как вскоре, из-за разногласий этих демократических законодательной и исполнительной властей, новоиспеченный парламент был расстрелян прези­дентской стороной из танков. Территория России.

Более тысячи лет Россия отвоевывала себе земли на Востоке и Западе, Севере и Юге - у половцев и печенегов, булгар и хазар, немцев и литовцев, шведов и поляков, турок и татар, китайцев и японцев - всех не перечесть. В резуль­тате она завладела одной шестой частью земной суши. В то же время, цари продают за бесценок Аляску, невыгодно ме­няют Курилы на Южный Сахалин, отказываются присоеди­нить открытые Миклухо-Маклаем земли, а вожди «отпуска­ют» от себя Польшу и Финляндию. Наконец, Россия остает­ся вообще не только без окраин на западе и юге, но лишается даже своих исконных славянских территорий.

Научно-технический прогресс и благосостояние на­рода.

В большинстве стран научно-технический прогресс от­ражает материальное благосостояние народа: чем он выше, тем лучше людям живется. В России - нет. Она изобретает атомную бомбу почти одновременно с США, но уровень жизни населения двух стран просто несопоставим. Она, опережая развитые страны мира, первой осуществляет за­пуск искусственного спутника Земли и первого человека в космос, а значительная часть ее народа находится за чертой бедности.

Судьбы российских реформаторов.

Конечно, и на Западе Людовикам и Яковам отрубали головы, Галилеи попадали под инквизицию, а Бруно сжига­ли на кострах. Но реформы там шли, общество совершен­ствовалось гораздо более высокими темпами, чем в России.

У нас - не так. У нас - что ни реформатор, то трагедия: одни уничтожались, другие ссылались, третьи отстранялись...

Окольничий А. Адашев, реформатор 40-50-х гг. XVI в., положивший начало местному самоуправлению, суду при­сяжных, законодательному регулированию власти монарха. Умер в опале, его род был вырезан почти под корень. Жес­токая участь постигла и его единомышленников по Избран­ной Раде.

Кабинет-министр А. Волынский, разработавший «Гене­ральный проект о поправлении внутренних государствен­ных дел». Казнен с отрубанием частей тела.

Статс-секретарь М. Сперанский, предложивший рефор­мирование всей государственной власти через ее разделение


на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Об­винен в измене, арестован, осужден, сослан.

Император Александр II, отменивший российскую фор­му рабства - крепостничество, проведший земскую, судеб­ную, военную и другие реформы. Убит террористами.

Председатель Совета министров С. Витте, творец де­нежной реформы, разработчик аграрной реформы, автор манифеста 17 октября 1905 г. В возрасте 55 лет отправлен в отставку.

Председатель Совета министров П. Столыпин, руково­дитель аграрной реформы. Убит террористами.

Ближайший сподвижник В. Ленина Н. Бухарин, один из идеологов новой экономической политики. Казнен за «из­мену родине».

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов


связь с админом