Главная страница
qrcode

Методический справочник учителя истории. Часть 2. Лекция это вид устной учебы, и ее надо больше слушать


НазваниеЛекция это вид устной учебы, и ее надо больше слушать
АнкорМетодический справочник учителя истории. Часть 2.doc
Дата01.10.2017
Размер1.24 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодический справочник учителя истории. Часть 2.doc
ТипЛекция
#23235
страница6 из 16
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Глава правящей партии и правительства Н. Хрущев, орга­низатор ряда политических и экономических реформ. Свер­гнут во время кремлевского путча.

Президент СССР М. Горбачев, инициатор перестройки, отменивший руководящую роль КПСС в государстве, зачи­натель гласности и многопартийности, экономических пре­образований. Отстранен от дел.

Председатель правительства Е. Примаков, стабилизиро­вавший в кратчайшие сроки экономику страны, обеспечив­ший политическое согласие в стране. Отстранен от дел.

Судьбы изменников Родины.

Ставшие известными агенты спецслужб западных стран из числа россиян, наносившие ущерб безопасности Советс­кому Союзу, освобождаются от тюремного заключения, по­лучают российское гражданство, превозносятся отдельны­ми СМИ как борцы против коммунистического режима в России. На самом же деле они изменяли Родине, передавая на Запад секреты науки и техники, обороноспособности страны и т.п. (но не «секреты» марксистско-ленинской иде­ологии). И если за аналогичные деяния некоторые советс­кие «патриоты-предатели», например, в США сели бы на электрический стул, независимо от того, в какое время они совершили предательство, то в России они возводятся в ранг чуть ли не достойных сынов отечества. Так, офицер Главно­го разведывательного управления Министерства обороны СССР Баранов освобожден из заключения раньше срока. Со­трудник Министерства иностранных дел СССР Макаров по­милован президентом. Агент Центрального разведыватель­ного управления США Сабаев отпущен на постоянное про-


живание к своим хозяевам. Бывший майор КГБ Резун бла­гополучно вернулся в Россию и своими пасквилями очерняет и охаивает даже самое святое - нашу победу в Великой Оте­чественной войне. Прокуратура России но непонятным при­чинам прекратила дело в отношении генерала КГБ Калуги­на, обосновавшегося на постоянное место жительства в США ит. д.

Исследование парадоксов направляет мысль учащихся на бо­лее глубинное изучение процессов, происходивших и происходя­щих в российском обществе.

патриотическое воспитание на материале ис­тории - процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российс­кого народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравствен­ных качествах сынов Отечества, любви к Гербу, Флагу, Гимну страны, непримиримости к врагам России.

Патриотизм (от греч. раг_п$ - родина) - преданность и лю­бовь к своему отечеству, к своему народу; любовь к родине.

Раскрывая цели исторического образования в школе, отдель­ные авторы, отрицая воспитание патриотизма как одну из его целей, ссылаются на Запад - там де давно отошли от этого.

Во-первых, не употребить в сформулированных целях изу­чения истории слово патриотизм - не значит не воспитывать его на практике обучения.

Во-вторых, ценности Запада всегда отличались и отлича­ются от российских, сколько мы бы ни говорили, что надо жить только по общечеловеческим критериям.

В-третьих, в России с древнейших времен патриотизм яв­лялся одним из главнейших приоритетов. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить русские былины, песни, сказания и т.д. В «Повести временных лет», например, имеет место описание того, как князь Святослав в трудную минуту обратился к воинам с такими словами: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем кость­ми тут, мертвый бо срама не имам...» Какой же смысл отходить от пропитавших нашу российскую ментальность традиций патриотиз­ма, не раз в самые опасные годины испытаний спасавшего наше Оте­чество?

В японских учебниках истории давно записано: «Японцам не нужно становиться великим народом, они и так им являются». Подобные записи можно встретить в США, Китае и многих дру-


гих странах. Причем, это не просто записи. В этих строчках зало­жена концептуальная линия воспитания детей.

В России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. учебники истории изобилу­ют искажением прошлого, принижением роли россиян в решении тех или иных глобальных задач, перечеркиванием некоторых дос­тижений народа в различных сферах жизнедеятельности и т.д. Ни в одном из них не указаны даже праздники - государственные и воинской славы, которые во многих странах являются святыми днями и вокруг которых ведется мощная патриотическая работа в школе.

Патриотическое воспитание осуществляется на глубоком изу­чении нашего исторического прошлого.

Сегодняшние достижения обновляющейся России не так еще велики, чтобы вызвать у части учащихся и студентов высокий дух патриотизма. Прошлое же, несмотря на известные издержки, не может не вызывать гордости за жизнь своих далеких и близ­ких предков. В этой связи необходимо перестать быть «детьми без родителей», ярко показывать все достижения Руси - Рос­сии - СССР - Российской Федерации, независимо от того, ка-ким было государство - княжеским, царским, буржуазным или советским. И не смогут тогда учащиеся не почувствовать гор-дость за свою Родину, ведь ее достижения действительно заслу­живают огромное уважение.

Патриотическое воспитание осуществляется на примерах ге­роической борьбы, подвигов, талантов россиян - прекрасных ил-люстрациях для подражания.

Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы учащиеся подводи-лись к осознанию, почему наши далекие предки и недавние пред­шественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать Сусанин и Баг-ратион, Нестеров и Космодемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолеты, не выдавал под страшными пытками военной и госу­дарственной тайны! Не хотели, тем не менее на смерть шли. Из­вестный педагог В.А. Сухомлинский но этому поводу писал сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашис­ты, но покорить нельзя» (Сухомлинский В.А. Письма к сыну. -С. 35).

Ни один урок не должен проходить без изучения достойных лич­ностей. Особенно ярко должны представляться борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую. На их примерах воспитываются идеалы служения Отечеству.


Патриотическое воспитание осуществляется на воспитании не­примиримости к недоброжелателям и врагам Отечества.

В этом направлении воспитания требуют исправления ошибки, допущенные соответствующими органами власти и некоторыми средствами массовой информации, активно внушавшими российс­кому народу мысль об отсутствии у России врагов и недоброжела­телей.

Какие силы относятся к враждебным для России? В условиях, когда нет открытых военных действий между государствами или группами стран, таковыми могут считаться те, кто всячески и все­сторонне (экономически, политически, экологически, идеологичес­ки и т.п.) подрывают устои России, наносят ей часто непоправи­мый вред. Нельзя снимать со счетов и международный терроризм, который в активнейшей форме проявил себя в чеченских и дагес­танских событиях в 90-е гг.

Учитель, хорошо зная концепцию государственной безопас­ности, внешнеполитическую и военную доктрины, другие регла­ментирующие внешние отношения России документы, реалии международной жизни, заостряет нужные проблемы до уровня их осознанного восприятия учащимися, на конкретных примерах показывает подросткам, юношам и девушкам «кто есть кто» и «с кем дружить, а с кем служить».

Патриотическое воспитание осуществляется на основе фор­мирования нравственных качеств учащихся.

Нравственность - это совокупность норм поведения человека в обществе.

Менее всего внутри проблемы воспитания патриотизма изу­чен и используется нравственный аспект.

Л.Н. Толстой различал три вида нравственности:

нравственность дикости (нравственно то, что служит мое­му «я»);

нравственность варварства (нравственно то, что служит на пользу тому кругу, который есть мой);-

нравственность общечеловеческая (нравственно то, что слу­жит всему человечеству).

В учебниках истории чаще не просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта и т.д. И если даже учащиеся хорошо знают заслуги перед Отечеством Петра I, М. Сперанского, Александра II, Л. Толстого, С. Витте, П. Столыпи­на, С. Королева и других достойнейших сынов Отечества, они да­леко не всегда представляют нравственные устои и мотивы их дея­тельности.

Историк СМ. Соловьев, писатель Ф.М. Достоевский, общественный деятель В.И. Ульянов (Ленин) - все жела­ли поражения России в войне - Соловьев и Достоевский -в Крымской 1853-1856 гг., Ленин - в Первой мировой вой­не 1914-1918 гг. Патриоты ли они? Нравственно ли посту­пали?

Просветитель конца XVIII - начала XIX в. Н.И. Нови­ков в 1812 г. «выкупал у крестьян французов, захваченных ими в плен, платя за них по рублю, лечил их, кормил, а по выходе неприятеля из Москвы - сдавал их французскому начальству, не требуя, конечно, вознаграждения» (Совре­менники. Жизнь и деятельность Е.Р. Дашковой и Н.И. Но­викова. - М., 1991. - С. 176). Насколько нравственным был поступок Новикова?

При разборе этих и подобных им примеров у учащихся скла­дывается более достоверное представление о личностях, иногда даже происходит переоценка ценностей, но всегда остается соот­ветствующий отпечаток в душе.

Раскрывая нравственные качества соотечественников, учитель стремится соотнести положительные из них с аналогичными ка­чествами самих учащихся. Но «в лоб» эти качества не воспита­ешь. Если попытаться взывать к разуму и душам учащихся фра­зами «а вот Петр I в твои годы...», «а вот Толстой в твоем возра­сте...», «а вот Королев, когда ему было пятнадцать...», большинство учащихся либо не отреагирует на них вообще, либо подумает: «Я не Петр, не Толстой, не Королев. Я - Коля Белозеров, императо­ром или генеральным конструктором космических кораблей не стану, следовательно, и думать о качествах, присущих этим зна­менитостям, нет смысла».

Если же учитель подходит к решению проблемы с несколько другой стороны, успех может быть обеспечен.

У Вани он отмечает огромную жизненную энергию, свой­ственную Петру I, Суворову, у Димы - изобретательность Ку-либина, Королева, у Коли - аналитический склад ума Толстого, Менделеева и т.д. Пусть не у всех, но у кого-то из подростков положительный нравственный след в душе все же останется: еще бы, ведь у них подмечены качества, свойственные столь выдающимся личностям Отечества. А это, в свою очередь, мо­жет привести учащихся к потребности более глубоко изучить этих личностей. Как показал опрос, отдельные из юношей даже решили усилить выработку отмеченных в них на такой основе качеств.

Высокая нравственность гражданина предполагает высокую отдачу в служении Отечеству, делу, человеку, то есть является од­ной из главных составных патриотизма.

Патриотическое воспитание не допускает проявлений превос­ходства своей нации над другими, шовинизма, шапкозакидатель­ства и т.п.
В ХУШ-Х1Х вв. в учебниках и исторических работах наблюдалось заметное приукрашивание исторического про­шлого. Это видели и не скрывали многие современники. Ха­рактеризуя военно-исторические работы середины XIX в., в одном из журналов писалось: «...Все войны наши описы­вались на один лад, по данной мерке: восхвалялись доблес­ти русских победоносных войск, дарования и мудрость их предводителей; говорилось, что для наших войск нет и быть не может ничего невозможного, что враги чуть не везде об­ращались перед нами вспять; о неудачах же своих и ошиб­ках мы или умалчивали, или упоминали мимоходом, как о случайностях неважных, в которых при том мы и виноваты не были; словом, в те времена писали мы похвальные слова сами себе, а не историю» (цит. по: Печень НА. Воспитание воинов русской армии отечественной историей: опыт, про­блемы, уроки / Вторая половина XIX века - февраль 1917 г. - М., 1999. - С. 46-47).

В критические годы, связанные с Русско-турецкой вой­ной 1853-1856 гг., отдельными историками и издателями «святое чувство любви к отечеству было низведено... на сте­пень чисто животного инстинкта, в котором исчезло всякое понятие о правде и добре и оставался один народный эго­изм, презирающий все, кроме себя», - отмечал Б.Н. Чиче­рин (Русское общество 40-50-х гг. XIX в. - Часть II. -С. 124).

Многие исследователи считают, что Первая мировая война явилась результатом именно такого «патриотизма». Х.Г. Уэллс в этой связи отмечал: «Преподаватели истории должны были взять на себя часть ответственности за развя­зывание Первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного наци­оналистического и патриотического пыла всех противобор­ствующих сторон - результатом «отравления историей» (цит. по: Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. - С. 17).

Во второй половине 90-х гг. XX в. появились доселе неведомые для России формы проявления патриотизма. Как только, после некоторого спада, стал ощущаться рост чувства уважения к собственной истории, полки лотков и магазинов (увы, не книжных) наполнились бутылками, коробками, пакетами с этикетками исторического содержа­ния. Не в учебниках истории, которые в абсолютном большинстве не имеют иллюстраций, а именно на таких этикетках учащиеся и студенты знакомятся с портретами Петра I, Николая II, К. Ворошилова, Е. Пугачева. На игральных картах неплохо изображены Екатерина I, Екате­рина II, Анна Иоаниовна, А. Меншиков. Герои Отечества красуются на шоколадных обертках. И даже курица на прилавке носит название «отечественная». Конечно, все это составляет историко-продовольственно-патриотическую безвкусицу, но историки, как это уже наблюдалось нео­днократно, опаздывают (чаще им просто не дают возможно­сти по материальным соображениям) заполнить пустоты в массовом историческом сознании российского народа, а следовательно, своевременно корректировать работу учи­телей в патриотическом воспитании учащихся.

Патриотизм обретает полную силу в том обществе, где отно­шение к его пониманию и восприятию одинаково для всех граж­дан, независимо от занимаемого в нем места. Каждый соотносит свои действия с пользой родной земле. Каждый - президент, под­писывающий очередной указ, руководитель правительства, утвер­ждающий очередное постановление, член Государственной думы, голосующий за новый закон, предприниматель, производящий или закупающий продукцию для соотечественников, фермер, возде­лывающий землю, учащийся и студент, познающие науки, дума­ют не только о сегодняшнем дне, о сегодняшней выгоде, но обяза­тельно о будущем. Осознающие, что сегодняшние их деяния не выльются в бедствие завтра, - патриоты настоящие.
периодизация истории россии - это временные и со­держательные отрезки развития страны, отличающиеся друг от дру­га политическими, экономическими, социальными и другими ос­новополагающими и всеохватывающими критериями.

Периодизация - деление на периоды.

Период - промежуток времени в развитии чего-либо, харак­теризующийся теми или иными признаками, особенностями.

Периодизации подвергаются история человечества, цивилиза­ций, стран, крупные события и т.д. «Разделение истории на периоды, - отмечал историк Э. Карр, - не факт, но необходимая гипотеза или инструмент мышления» (Карр Э. Что такое история? - С. 54).

Периодизация необходима исторической науке как в плане исследований, так и в учебе в плане передачи знаний учителем и их усвоения учащимися; в том и другом случае осуществляется упорядочивание, систематизация знаний об исторических про­цессах.

Периодизация истории России получила начало в XVIII в. XIX век дал исторической науке три основательных периодиза­ции.

Автор «Истории государства Российского» Н.М. Карам­зин очерчивал в истории России три периода (см. схему).

i

Древнейшая история

От Рюрика до Ивана III

Система уделов

ii

Средняя история

От Ивана III до Петра I

Единовластие

iii

Новая история

От Петра I до Александра I

Изменение

гражданских

обычаев

Совершенно очевидно, что в основу периодизации Ка­рамзин заложил концепцию «История принадлежит царю».

Автор «Истории России с древнейших времен» СМ. Со­ловьев выделил в истории четыре периода (см. схему).

i

От Рюрика до

Андрея

Боголюбского

Период господства родовых отношений в полити­ческой жизни

ii

От Андрея Боголюбского до начала XVII в.

Период борьбы родовых и государственных начал, завершившийся полным торжеством государствен­ного начала. Стадии:

а) От Андрея Боголюбского до Ивана Калиты -
начальное время борьбы родовых и
государственных отношений;


б) От Ивана Калиты до Ивана 111 - время
объединения Руси вокруг Москвы;


в) От Ивана 111 до начала XVII в. - период борь-
бы за полное торжество государственного начала.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов


связь с админом