Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методичка - Общая хирургия. Антисептика Асептика Общие вопросы обезболивания


НазваниеАнтисептика Асептика Общие вопросы обезболивания
АнкорМетодичка - Общая хирургия.doc
Дата04.10.2017
Размер2.39 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодичка - Общая хирургия.doc
ТипДокументы
#25151
страница1 из 47
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47

Оглавление

  1. Введение

  2. Деонтология

  3. История хирургии

  4. Особенности методики обследования хирургических больных

  5. Антисептика

  6. Асептика

  7. Общие вопросы обезболивания

А) местное обезболивание

Б) общее обезболивание

  1. Кровотечение и кровопотеря

  2. Переливание крови и кровезаменители

  3. Хирургическая операция, предоперационный и послеоперационный период

  4. Травматические повреждения

А) переломы

Б) вывихи

В) повреждение мягких тканей

Г) травматический токсикоз (синдром длительного сдавления)

Д) повреждения черепа, грудной и брюшной полостей

  1. Термические повреждения

А) ожоги и ожоговая болезнь.

Б) отморожения

В) электротравма

  1. Раны

  2. Десмургия и транспортная иммобилизация

  3. Общие вопросы хирургической инфекции

  4. Острая гнойная инфекция

А) гнойная инфекция мягких тканей

Б) гнойная инфекция костей и суставов (остеомиелит, артрит)

В) панариций и флегмоны кисти.

  1. Гнойные заболевания серозных полостей

А) перитонит

Б) плеврит

В) перикардит

  1. Сепсис

  2. Острая специфическая хирургическая инфекция

А) анаэробная и гнилостная инфекция

Б) столбняк

В) сибирская язва

Г) дифтерия ран

2О. Хроническая специфическая хирургическая инфекция

А) костно-суставной туберкулез

Б) сифилис костей и суставов

В) актиномикоз

  1. Некрозы, гангрены, язвы, свищи, пролежни.

  2. Местные нарушения кровообращения конечностей.

А) облитерирующие заболевания сосудов нижних конечностей

Б) тромбозы и эмболии

В) тромбофлебиты

  1. Опухоли

  2. Пороки развития, пластическая хирургия, пересадка органов.

  3. Хирургические паразитарные заболевания.

  4. Приложение: схема истории болезни.

ВВЕДЕНИЕ


Общая хирургия – это раздел медицинской науки изучающий общие вопросы хирургии – особенности обследования хирургических больных, асептику и антисептику, вопросы анестезиологии и реаниматологии, кровотечение и переливание крови, травматологию, раневые процессы и гнойную хирургическую инфекцию, онкологию, предоперационную подготовку и ведение послеоперационного периода.

Как видно по объему изучаемых разделов, общая хирургия является фундаментальной наукой, которая предшествует частной хирургии, являясь базой для усвоения хирургических дисциплин.

Хирургия ведет свое начало с трудов Гиппократа и Авицены, в которых впервые были заложены ее научные основы, продолженные Парацельсом, Амбруазом Паре, русскими хирургами Н.И.Пироговым, И.В.Буяльским, П.И.Дьяконовым, Н.В.Склифосовским, А.В.Вишневским, Н.Н.Бурденко, С.С.Юдиным.

С развитием и совершенствованием диагностики, оперативных методов, инструментария и аппартуры хирургия претерпела значительную эволюцию. Превратившись из рукодействия в сложную медицинскую специальность, хирургия вобрала в себя понятия патоморфологии и патофизиологии, фармакокинетику и компьютерный анализ. В этих условиях преподавание общей хирургии предполагает обучение студентов не только мануальным навыкам, но и основам клинического мышления знаниям патогенетических механизмов развития процессов в организме, методов их диагностики и современных принципов лечения. Гармоничное формирование врача, впервые переступившего порог хирургической клиники невозможно без понятия об этике и деонтологии – науки о должном отношении к больному. Получая навыки обращения с больным человеком, помня о высоком долге врача, студент овладевает наукой побеждать и пользуется этим во благо больного.

В основу руководства положена программа по общей хирургии, наряду с теоретическими понятиями, большое внимание уделено самоподготовке студентов под контролем преподавателя.

Составляя это руководство, коллектив кафедры общей хирургии лечебного факультета надеется, что оно окажет существенную помощь студентам в овладении основами общей хирургии.

МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ.

Деонтология – наука о долге. Медицинская деонтология, наука о должном в поведении медицинских работников, иначе ее можно назвать врачебной этикой. Основы врачебной деонтологии изложены в знаменитой клятве Гиппократа, в Присяге врача. Студент – медик должен помнить, что хотя он еще не давал клятву, однако он должен соблюдать правила врачебной или медицинской деонтологии.

На втором курсе начинаются занятия студентов в клинике, где они постоянно будут находиться среди страдающих от различных болезней людей и их родственников, встревоженных и обеспокоенных судьбой своих близких.

Больной человек, независимо от уровня образования и интеллекта становится беспомощным и в своих страданиях ищет сочувствия и помощи у окружающих его людей в белых халатах. Ни больной, ни его родственники, пришедшие его навестить, могут не знать, что часть людей в белых халатах это студенты, для них все они служители медицины, от которых они вправе ожидать сопереживания, сочувствия и помощи. Поэтому студенты прежде всего должны быть чуткими и внимательными ко всем с кем они встречаются в клинике.

Внешний вид и манера поведения студента должны вызывать уважение к нему у окружающих. Халат и шапочка должны быть чистыми, выглаженными.

Приходя на занятия в клинику, следует избегать одевать экстравагантную одежду, более подходящую для посещения дискотеки, студенческого праздника, а не больницы

Среди больных, угнетенных страхом предстоящей операции, убитых горем родственников не совсем уместен яркий макияж и драгоценности, которые весьма кстати на званном вечере или в театре.

Смех молодых, здоровых студентов, вызванный шуткой их товарища, может восприниматься больными и их родственниками как легкомыслие всех медицинских работников данной клиники. Во время занятий в палатах может сложиться комичная ситуация, связанная с позой, движением или высказыванием больного, но это не должно вызывать смех у студентов, они должны сохранять серьезность, но это не значит, что в подходящей ситуации у студентов не может появиться сочувственная улыбка на лице.

Собирая анамнез у больного, надо терпеливо и сочувственно выслушивать все, что говорит больной потому, что сообщаемые сведения он считает очень важными для постановки правильного диагноза, хотя, зачастую, эти сведения не несут никакой полезной для постановки диагноза информации. Вот почему иногда очень эрудированные медики, которым кажется ненужным выслушивать все, что хотел сказать больной, пользуются меньшим доверием, чем невежественные знахари и шарлатаны, изображающие не только знания, но сострадание и внимание.

Следует всегда помнить, что терпеливое, внимательное выслушивание жалоб больного приносит ему облегчение. В.М.Бехтерев говорил: «Если больному после беседы с врачом не становится легче, что это не врач».

Иногда студент, гордый своей профессией, начинает обсуждать с товарищами в общественных местах сведения об «интересном» больном. Следует знать, что обсуждение в публичных местах историй болезни не только не возвышает в глазах окружающих говорящего, но и бросает тень на всех медиков. Кроме этого следует помнить, что рядом могут оказаться знакомые больного, от которых он хотел бы скрыть сведения о своей болезни.

Соблюдение врачебной тайны является одной из заповедей клятвы Гиппократа.

Больной, измученный своей болезнью, может быть раздражительным, резким, даже грубым, но это не должно вызывать аналогичный ответ со стороны медика.

Иногда в больницу попадают преступники, опустившиеся спившиеся, грязные, неопрятные пациенты. Оказывая им помощь медик не должен явно выражать свое презрение к таким пациентам, он не должен в мыслях или вслух осуждать этих больных и говорить, что они не заслуживают помощи.

Следует помнить, что тот кто учится или окончил медицинский факультет, тот встал на путь облегчения страданий людей, независимо от того на какой ступени социальной лестницы они стоят и симпатичны они ему или нет. А.П.Чехов, будучи по образованию медиком сказал: «Профессия врача – подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов».

ИСТОРИЯ ХИРУРГИИ

История мировой хирургии восходит к глубокой древности.

У древних народов зачатки хирургии появились задолго до нашего летоисчисления. Например, в Ассирии и Вавилонии почти за 2000 лет до нашей эры производили извлечение бронзовых стрел и делали некоторые операции с помощью бронзовых ножей. Древние египтяне делали ампутации, камнесечение и кастрацию.

Высокого уровня развития достигла хирургия в Древней Индии. Как и везде, развитие медицины и, в частности, хирургии было обусловлено ростом культуры этой страны. Еще за 5 – 7 тысяч лет до нашей эры в Индии были города, равных которым по благоустройству не знает история того периода. Самые древние книги также появились в Индии. В Древней Индии имелись университеты и была распространена подготовка врачей. За 100 лет до нашей эры в Индии пользовались каленым железом для прижигания свищей; кровотечение останавливали с помощью давящей повязки или кипящего масла и производили соединение раневых краев швами. Индийский способ кожной пластики сохранился (правда, с большими видоизменениями) до настоящего времени. Кроме того, в Индии производили ряд других операций – трепанацию черепа, лапаротомию и вмешательства при родовспоможении.

В Древней Индии имелись профессиональные хирурги, знакомые с анатомией человека. В их распоряжении находился богатый специальный инструментарий (иглы, ножи, пилы, долота, трепаны, троакары, бужи, шприцы и пр.). Инструменты обеззараживались соками растений, мытьем в горячей воде, проведением через пламень и прокаливанием на огне. Перевязочным материалом служили хлопок, растительные волокна и шелк.

Врачи Древнего Египта и Индии применяли с целью обезболивания опий и сок индийской конопли.

Таким образом, врачи Древнего Египта и Индии заложили самые начальные основы хирургии (во многом еще примитивные).

История Китая, засвидетельствованная памятниками письменности, насчитывает около 4000 лет. В глубокой древности китайский народ уже имел высокую культуру и среди богатств этой древней культуры видное место принадлежит медицине.

Общий высокий уровень древней китайской медицины обусловил крупные для своего времени успехи в области хирургии. Знаменитый хирург Хуа То (141 – 208), применявший для наркоза препараты индийской конопли, гашиш и опиум, производил безболезненно и успешно лапаротомию. Брюшную полость промывали обезболивающими жидкостями и больные спокойно переносили операцию, почти не испытывая болей. Операция заканчивалась зашиванием брюшной раны нитками и наложением пластыря. Через 20 – 30 дней больные выздоравливали. Хуа То знал о трепанации черепа, успешно лечил переломы и при многих заболеваниях применял разработанную им систему физических упражнений.

Эти отрывочные сведения, известные из старинных источников китайской письменности, говорят о большом развитии древней китайской медицины и, в частности, хирургии.

Зачатки медицины имелись у скифов. На скифской чаше, относящейся к III–IV веку до нашей эры и найденной при раскопках близ Керчи, имеется рисунок, изображающий мужчин, причем один из них производит перевязку раны, а другой удаляет своему соплеменнику зуб.

Солидные научные труды по медицине (в том числе и по хирургии) были написаны в Древней Греции. За несколько веков до нашей эры в рабовладельческий период эта страна стала колыбелью наук, философии, литературы и искусства. Авторитет греческих ученых был непререкаем во всех странах мира в течение многих веков.

Наибольшие научные открытия в области медицины (включая и хирургию) сделал Гиппократ (460 – 370 гг. до нашей эры). Еще не имея точных сведений по анатомии и физиологии, Гиппократ эмпирически заложил начальные основы научной хирургии. Он разработал рациональные для своего времени способы лечения ран, описал столбняк, выделил сепсис из многочисленных гнойных заболеваний, разработал систему лечения переломов, вправлял вывихи, занимался ортопедией, пользовался гелио- и гидротерапией, применял массаж и гимнастику.

В Древней Греции существовала цеховая организация врачей, которые, оставаясь ремесленниками, приносили присягу и подчинялись определенным требованиям профессионального устава. Гиппократ высоко ценил этих присяжных врачей, считая их носителями науки, и презирал многочисленных шарлатанов, которые были уже тогда и которые во все последующие века искали себе поприща в медицине и хирургии.

В своих трудах Гиппократ привел признаки нагноения и особо вы делил эмпиему плевры. Техника торакотомии (вскрытие грудной клетки) при выпотном плеврите им изложена следующим образом: «Иногда опухоль обнаруживается в боку и показывает, где нужно рассечь. Если не показывается, обмыть больного обильно горячей водой, взять его за плечи и встряхивать, потом слушать, в каком боку больше зыбление. Определив это, провести разрез на третьем ребре, считая с последнего, до кости; перфорировать ребро трепаном в виде сверла; после перфорирования выпустить немного воды и после удаления наложить корпию из сурового льна, а сверху – мягкую губку. Затем ты наложишь повязку для того, чтобы корпия не упала».

В средние века и позднее этой операции не придавали значения. Оперативный способ лечения эмпием был почти утрачен. Серьезные исследования в этой области появились лишь в ХIХ столетии.

Возникновение столбняка Гиппократ связывал с ранением и приводил основные симптомы этого заболевания (судороги, затруднение открывания рта, опистотонус).

С большой полнотой и тщательностью Гиппократ изложил лечение переломов и вывихов. При лечении переломов он обращал внимание на необходимость вытяжения конечности, сохранения ее оси и вправления костных отломков. В трактате «О переломах» приведено подробное описание вытяжения конечностей, производимого ручным способом и с помощью простейших аппаратов. Как известно, способ вправления вывиха плеча по Гиппократу сохранился до настоящего времени.

Наука Древней Греции выдвинула в лице Гиппократа выдающегося представителя, которого по праву считают основоположником современной научной медицины. В течение многих веков учение Гиппократа служило теоретическим базисом хирургии.

После завоевания Древней Греции римлянами начался упадок греческой экономики и культуры. С этой поры важнейшим центром развития науки стал Рим. В сочинениях Цельса содержатся научные положения Гиппократа и говорится о способах остановки кровотечения и перевязке кровеносных сосудов с рассечением их между двумя лигатурами.

Выдающийся римский врач Гален (130 – 210 гг. нашей эры) применял для перевязки кровеносных сосудов шелковые и нитяные лигатуры и тонкие струны. Гален впервые изучил образование костной мозоли при переломах и сделал ряд других научных наблюдений.

Труды Галена, включавшие основные научные достижения своего времени, являлись в течение нескольких веков руководством для врачей всего мира.

После разложения рабовладельческой Римской империи наступил упадок высокой культуры этой великой страны. Центром развития медицины стала Византия, где выдвинулись крупные хирурги (Орибазис, Этий, Павел Эгинский) .

Развитие хирургии в Греции, Риме и Византии шло скачкообразно, подчиняясь особенностям экономического и политического уклада этих стран. Те же исторические закономерности имелись и в странах Востока, где сложился самобытный очаг культуры и науки. В конце первого и на чале второго тысячелетия нашей эры хирургия находилась на высоком уровне развития у арабов, воспринявших важнейшие достижения греческих, римских и византийских ученых.

В Европе в средние века церковь считала вскрытие трупов богохульством и изучение анатомии человека почти не производилось. Таким образом, хирургия не имела естественнонаучных основ и уже в силу этого обстоятельства не могла развиваться. Религия того времени формально запрещала пролитие крови. Под этим предлогом не допускались кровавые операции, что также тормозило развитие хирургии.

Арабские врачи Средневековья применяли для лечения ран вино, которым пользовался еще Гиппократ. Они же впервые стали применять для борьбы с инфекцией спирт. В качестве кровоостанавливающего средства использовалось каленое железо.

Из оперативных вмешательств было известно камнесечение, воспринятое от врачей древности, и было введено камнедро6ление. Арабы применяли застывающие белковые повязки и окончатые повязки при переломах костей. Уже в те времена, по-видимому, был использован гипс. В последующие века многие из этих достижений были в значительной степени забыты.

В средние века в странах Востока, где существовали больницы, была высокоразвитая культура. На арабском языке были написаны крупнейшие научные труды и среди них книги Ибн-Сины. Научная деятельность Ибн-Сины (980 – 1037), известного в Европе под именем Авиценны, и его труды многократно издавались на арабском и латинском языках.

Ибн-Сина родился около Бухары, города, который в то время был крупным политическим и культурным центром. Ибн-Сина, привезенный в детстве в Бухару, обнаружил необыкновенные способности. Еще в юные годы он был энциклопедически образованным человеком, а затем стал крупнейшим ученым. Ибн-Сина изучал философию, естествознание и медицину.

Он написал ряд сочинений по медицине, из них наибольшей известностью пользуется его капитальный труд «Канон врачебной науки», в 5 томах которого изложены теоретические и практические основы медицины.

Научные достижения Ибн-Сины были настолько значительны, что он стал выдающимся авторитетом в медицине, а упомянутое его сочинение служило в течение многих веков важнейшим руководством для образованных врачей всего мира.

В «Каноне врачебной науки» изложены некоторые сведения по хирургии. Например, обращено внимание на раннее распознавание опухолей, их иссечение и прижигание каленым железом; упоминается о гипсовой повязке при лечении переломов, о применении наркотических веществ (опий, белена) .

Ибн-Сина сшивал поврежденные нервы и опроверг высказанные до него взгляды об опасностях такого шва (ранее думали, что шов нерва вызывает столбняк).

Оригинальные предложения сделал Ибн-Сина в разных областях хирургии (лечение ран, переломов, ожогов и др.). Ибн-Сина был величайшим ученым и имя его по праву может быть поставлено рядом с такими корифеями науки, как Гиппократ и Гален.

В тот же исторический период на высоком уровне развития для своего времени находилась и культура Киевской Руси. Тысячу лет тому назад, несмотря на ограниченные средства связи, Киевская Русь имела торговые отношения и культурные связи со своими соседями, в том числе с наиболее развитой и культурной страной той эпохи Византией. Сочинения греческих, римских и византийских ученых были известны образованным людям. Уклад жизни, государственное устройство, архитектура и живопись носили своеобразные древнерусские черты.

Медицинское дело в Киевской Руси также имело свои особенности.

В Уставе Киевского князя Владимира говорится о больницах, в которых оказывали помощь больным и приют увечным. Из старинных летописей можно узнать, что в 1091 г. в Переяславле была устроена больница для бесплатного врачевания людей всякого звания.

В Киевском государстве при дворе князей имелись образованные врачи. Население могло по лучить медицинскую помощь в монастырях, где занимались практикой безмездные (не бравшие мзду) монахи-лекари. Наибольшей известностью в этом деле пользовался Киево-Печерский монастырь, куда стекались больные и увечные искать помощи. По примеру Киево-Печерского и другие монастыри стали оказывать покровительство безмездным монахам лекарям.

Врачи всех народов исстари пытались найти наиболее простые и надежные кровоостанавливающие средства. У древних народов (китайцев, индусов, египтян, греков) были выработаны простейшие средства борьбы с кровотечением. «Унять кровь» брались лекари Киевской Руси. В древних грузинских письменных источниках поведение врача при кровотечении сформулировано четко: «Если из раны имеется большое кровотечение, то это и есть признак повреждения большого сосуда. Лечение заключается в том, чтобы расширить рану и при обнаружении пораженного сосуда – тонкой льняной ниткой крепко перевязать».

Перевязка сосудов при кровотечениях применялась в различных странах в далекой древности (Гален). Однако в средние века идея остановки кровотечения с помощью перевязки сосуда была забыта. Прижигание каленым железом и кипящим маслом стало основным средством остановки сильного кровотечения.

В средние века в странах Западной Европы развитие медицины и хирургии раньше началось в Италии и Франции и несколько позднее в Англии и Германии.

В 829 г. в Париже был открыт госпиталь, старейшее лечебное учреждение Франции, больница св. Варфоломея в Лондоне основана в 1102 г., а больница в Риме – в 1204 г.

Важным шагом в развитии науки было открытие университетов. Наиболее старыми являются университеты в Падуе, Салерно, Кембридже, Оксфорде, Монпелье (1220), Болонье (1224), Праге (1348), Вене (1365), Гейдельберге (1386), Кельне (1389), Кракове (1394), Лейпциге (1409) и др.

В большинстве университетов преподавание носило схоластический характер и состояло в изучении сочинений Гиппократа, Галена, Авиценны и некоторых арабских авторов. Авторитет этих ученых был признан церковью. Лишь постепенно схоластическая наука стала заменяться положительными знаниями.

В то время круг хирургических операций был невелик. Ампутации, камнесечение, остановка кровотечений, вскрытие абсцессов и флегмон, рассечение свищей – вот важнейшие вмешательства, доступные хирургам того времени. Однако и эти немногочисленные оперативные вмешательства часто заканчивались развитием тяжелой гнилостной инфекции и смертью.

Нагноение ран с образованием грануляций считали счастливым при знаком, так как это давало надежду на отграничение воспалительного процесса. Крупные хирурги того времени Рогериус и Роланд тампонировали свежие раны в надежде получить нагноение (вызвать «хороший доброкачественный гной») и предотвратить гнилостную инфекцию. Однако и в то время встречались примеры гладкого заживления свежих ран. Так, Бруно де Понгобурго первый дал определение заживления ран первичным и вторичным натяжением.

В ХУ веке в Италии были достигнуты значительные успехи в области пластической хирургии. Бранко был одним из создателей метода итальянской пластики носа. На плече выкраивали кожный лоскут на ножке, который пришивали к освеженной поверхности обезображенного носа. Итальянская пластика уже в течение пяти веков применяется хирургами всего мира и, несмотря на огромные достижения современной хирургии и многообразие пластических приемов, сохранила свое значение до настоящего времени.

Видное место в истории хирургии занимает Ги де Шолиак, написавший книгу «Большая хирургия» (1363), которая в течение нескольких столетий считалась во Франции и за ее пределами классическим сочинением по хирургии. Ги де Шолиак, так же как врачи глубокой древности и средних веков (Рогериус и Роланд), делал попытки наложения кишечного шва. Он же осуществил постоянное вытяжение при переломах бедра.

В других странах развитие хирургии шло медленнее. Немецкая хирургия в то время отставала от итальянской и французской. Рукописные сочинения по хирургии в Германии появились лишь в ХV столетии.

В средние века официальная университетская наука признавала лишь внутреннюю медицину. Хирургия в большинстве университетов не преподавалась и была низведена до уровня ремесла. Хирургией занимались цирюльники и банщики или ремесленники – хирурги без всякой системной подготовки. Они перенимали друг от друга хирургические приемы и предлагали свои услуги больным. Доктора с университетским образованием считали ниже своего достоинства заниматься хирургией и презрительно смотрели на ремесленников-хирургов. Даже талантливые хирурги, пытавшиеся сделать обобщения из практического опыта и поднять хирургию до уровня науки, не имели никаких прав и не получали признания в официальных медицинских кругах. Лишь в первой половине XVIII столетия доктора и хирурги получили одинаковые права, последние формально стали признаваться учеными. Однако до конца XVIII столетия хирурги составляли низшую касту в медицинском мире. Напр., в Германии врач считал ниже своего достоинства производить вульгарные операции и процедуры (делать разрезы, прижигания, кровопускания и др.). Врач должен был знать анатомию и хирургию и участвовать в операции, давая советы, а хирург не имел права назначать лекарства. Во Франции Жан Пти первый отказался от так называемой клятвы, которая обязывала хирурга быть на положении ученика врачей факультета, что сделало его мишенью для нападок. Работы Ж. Пти были прогрессивными для того времени, особенно в области лечения переломов, удаления камней желчного пузыря. Организация в 1731 г. Королевской академии хирургии, связанная с деятельностью королевского хирурга Марешаля, положила конец приниженному положению хирургии. Академия имела свой статус и подчинялась королю Франции. Она организовала в стране хирургические общины. Профессора этой академии читали лекции по анатомии и остеологии, о хирургических болезнях и операциях, знали многие приемы древних медиков (кровопускания и прижигания, банки и др.), успешно для того времени лечили ранения и нагноения ран.

Тенденция к самостоятельности хирургии как врачебной специальности проявилась и в других европейских странах – Англии, Дании, Италии, Германии. В Австрии была создана Венская школа хирургии, аналогичная школа появилась в Копенгагене. В Италии стали известными работы ученого-хирурга Анеля. До настоящего времени сохранила свое значение методика лечения аневризм артерий но Анелю.

В России в 1707 г. при Московском генеральном госпитале (ныне Главный клинический военный госпиталь им. Н. Н. Бурденко) были учреждены анатомический театр и госпитальная школа для подготовки лекарей – хирургов (на 50 чел.), которой руководил Н.Л. Бидлоо. В анатомических исследованиях и хирургических манипуляциях принимал активное участие Петр 1, имевший собственный набор хирургических инструментов. Благодаря другому придворному хирургу Тормонту он научился кровопусканию, перевязке ран, удалению зубов. В 1733 г. госпитальные школы были открыты при двух петербургских военных госпиталях и при адмиралтейском госпитале в Кронштадте. Помимо приглашенных иностранных хирургов и анатомов, в них преподавал знаменитый русский хирург и ученый К.И. Щепин. Профессором хирургии в госпитальных школах был назначен И. Шрейбер. В 1755 г. в Москве открылся первый русский университет с медицинским факультетом и клиниками. В 1783 г. при Калинковской больнице в Петербурге был учрежден Медико-хирургический институт (училище), просуществовавший до 1802 г. В 1786 г. госпитальные школы были преобразованы в медико-хирургические училища. Московское и Петербургское медико-хирургические училища в 1798 г. были преобразованы в медико-хирургические академии.

Профессор Петербургской медико-хирургической академии И.Ф. Буш, издавший в 1807 – 1808 гг. «Руководство к преподаванию хирургии», был родоначальником русской хирургической школы. Его ученики Х.Х. Саломон, П.Н. Савенко, И.В. Буяльский, И.В. Рклицкий и В.В. Пеликан продолжали дело своего учителя. Блестящим хирургом стал И.В. Буяльский, написавший ряд книг по анатомии и хирургии и особенно много сделавший в области хирургии сосудов. Он предложил ряд хирургических инструментов (лопаточка Буяльского и др.).

Открытие Дж. Листером антисептики, Э. Бергманном и К. Шиммельбушем асептики явилось новым этапом в хирургии. Был проложен путь к хирургии органов брюшной полости, нейрохирургии и др. Этому открытию предшествовали труды Н.И. Пирогова, Л. Пастера и И. Земмельвейса.

Прогресс отечественной хирургии связан с деятельностью и фундаментальными разносторонними трудами в области медицины, анатомии и хирургии гениального русского хирурга Н.И. Пирогова. Некоторые историки сравнивают Н.И. Пирогова с А. Паре и Дж. Листером. Однако справедливость требует сказать, что другого такого разностороннего ученого, стоящего на голову выше современников, хирургия и медицина 19 в. не знали.

Основоположник научной хирургии, новатор и смелый борец против старых, отживших представлений, энтузиаст хирургии Н.И. Пирогов первым организовал рациональную подготовку студентов-медиков и создал кафедру госпитальной хирургии. Его проницательность, ум и энергия позволили выявить коренные причины хирургической инфекции, что явилось новым для того времени и предшествовало открытию листеровской антисептики. Значительно обогатили науку исследования Н. И. Пирогова в области оперативной хирургии и топографической хирургической анатомии, фундаментальные работы по топографии сосудов внутренних органов, мышц, костей и др. Историческое значение приобрели работы Н.И. Пирогова по военно-полевой хирургии, о применении гипсовой повязки при переломах, эпидемиологии, борьбе с холерой, подготовке хирургов. Н.И. Пирогов прожил сложную и трудную жизнь. Он рано ушел в отставку и последние 20 лет своей жизни провел преимущественно в своем имении в селе Вишня (ныне Пирогово) под Винницей, где и похоронен в 1881 г. В селе Пирогово создан мемориальный музей-усадьба Н.И. Пирогова, где в саркофаге покоится забальзамированное тело великого соотечественника, отца русской хирургии.

Огромное влияние на хирургию и медицину в целом оказало открытие наркоза. Впервые ингаляционный эфирный наркоз был применен в 1842 г. Кларком при удалении зуба у пациента. В том же году Лонг удалил опухоль шеи под эфирным наркозом. Однако слава открывателя эфирного наркоза досталась У. Мортону, который произвел экстракцию зуба под эфирным наркозом лишь в 1846 г. В 1847 г. впервые в России успешно использовал эфирный наркоз Ф.И. Иноземцев. А тем временем Н.И. Пирогов применял эфирный наркоз многим раненым и больным, определил его физиологическое воздействие на организм человека, усовершенствовал аппаратуру, создал новые методики и тем самым внес большой вклад в развитие анестезиологии. В 1847 г. Дж. Симпсон предложил для наркоза хлороформ. В 1844 г. Уэллс впервые применил для наркоза закись азота (веселящий газ).

повсеместное применение в клиниках асептики и антисептики, наркоза, вливания жидкостей, в частности в вену, позволили резко расширить показания к оперативным вмешательствам и снизить их риск. Исключительно большую роль при этом сыграли открытие К. Ландштейнером, Я. Янским и Моссом групп крови и внедрение в практику переливания цельной, стабилизированной и консервированной крови, что позволило бороться с последствиями кровопотери и шоком. Несомненную пользу принесли также усовершенствование многих инструментов, конструирование аппаратов для наркоза и искусственного дыхания, стерилизаторов, бестеневых ламп и др. Все это обеспечило появление и развитие экстренной хирургической помощи. Широкое применение получили в этот период экстренные операции при аппендиците, прободной язве желудка, непроходимости кишечника и ущемленной грыже. Резекция желудка, разработанная Т. Бильротом, Финстерером, С.С. Юдиным и другими, нашла широкое применение при раке желудка, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Совершенствование анестезиологии, а также переливание крови, гипотермия, методы борьбы с хирургической инфекцией снизили риск операций на жизненно важных органах.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей