В современном российском образовании особо востребован четкий методологический подход к организации учебно-воспитательного пространства, подаче научной и учебной информации, способствующей формированию системного и проектного мышления обучающихся в процессе воспитания и образования.
Методическое пособие «Модель школьного добровольческого отряда» авторов В. А. Зотовой, А. С. Федорова и А. П. Метелева представляет собой целостный, наукоемкий и практико-ориентированный труд, в котором обобщены и систематизированы основные понятия, связанные с добровольческой и волонтерской деятельностью, культурой и процессом построения межличностных взаимоотношений в детском объединении, действующем на базе образовательной организации.
Актуальность и значимость данной работы не подлежат сомнению, так как в настоящее время ощущается большая потребность в учебно-методической литературе, посвященной этапности развития и анализу имеющихся лучших практик по вовлечению в деятельность детских и молодежных объединений добровольческого профиля. Пособие «Модель школьного добровольческого отряда» может быть интересно и полезно не только педагогам образовательных организаций общего образования, но и специалистам по работе с молодежью соответствующих отделов муниципальных образований и клубов по месту жительства. К бесспорным достоинствам данной работы следует отнести тот факт, что она может быть использована не только в детских и молодежных объединениях, но и быть источником для самостоятельного изучения активистами и лидерами неформальных добровольческих образований.
Структура работы проста и логична. Пособие состоит из двух частей и приложений. Раздел 1 посвящен основным этапам и ступеням формирования добровольческого отряда в школе — от идеи до реализации конкретного проекта как логического результата работы детского объединения. Содержащийся в данном разделе образовательный блок полностью охватывает все стороны работы добровольческой организации — от этапов формирования до информационной поддержки деятельности в СМИ.
Вторая часть пособия состоит из конкретных, уже реализованных лучших практик.
РЕЦЕНЗИЯ
НА МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО
ОТРЯДА» АВТОРЫ: В. А. ЗОТОВА, А. С. ФЕДОРОВ, А.П.МЕТЕЛЕВ.
«МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ОТРЯДА»
Стоит обратить внимание на логичность практико-ориентированного подхода к построению данного раздела. Таким образом, действующему педагогу, руководителю волонтерского (добровольческого) отряда, специалисту по работе с молодежью будет удобно и комфортно выбирать для себя интересные реализованные практики, а также учитывать основные моменты и предполагать основные проблемы в текущей деятельности.
Приложение в виде поэтапных занятий с четко прописанной формой и содержанием является хорошим методологическим подспорьем для молодых педагогов либо специалистов, только приступивших к организации волонтерского направления.
Реализуя общепедагогические принципы, авторы выделяют в пособии в качестве целевых – принципы добровольности, самореализации обучающихся, способности к саморазвитию, самоконтроль, заинтересованность в расширении дополнительных знаний и компетенций.
Социальная деятельность и проектирование — одни из ведущих инструментов волонтерских и добровольческих отрядов. В
пособии подчеркнуто, что социальное проектирование должно быть методически организовано как единый творческий процесс, включающий работу с информацией, планирование деятельности, сознательное применение методов научного и творческого мышления, графическое моделирование, подведение итогов и анализ полученных результатов.
В целом методическое пособие «Модель школьного добровольческого отряда», разработанное в соответствии с существующими нормами права и действующими федеральными государственными образовательными стандартами, отвечает современным воспитательным тенденциям в образовательных организациях, является актуальным и может быть рекомендовано для работы с детскими объединениями в системе общего образования и молодежной политики.
Директор ФГБУ «Российский детско-юношеский центр»,
канд. пед. наук
А. А. Крюкова
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АССОЦИАЦИИ ВОЛОНТЕРСКИХ ЦЕНТРОВ АРТЕМ МЕТЕЛЕВ:
«МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ОТРЯДА»
«Добровольчество через всю жизнь» – один из девизов и метафорическая миссия Ассоциации волонтерских центров. Мы работаем для того, чтобы любой человек нашей страны мог назвать себя волонтером. Неравнодушие, желание детей и подростков участвовать в волонтерском движении и делать добрые дела вдохновляют нас создавать сеть школьных волонтерских отрядов, формировать сообщество юных лидеров, обучать их и поддерживать самые интересные и полезные проекты.
Школьное волонтерство – Ваша инвестиция в будущее, подготовительный этап к взрослой, ответственной жизни. Сегодня – это тысячи добрых дел по всей России: полезные проекты для двора, школы, города,для окружающих людей, природы и животных. Поддерживая их, мы и дальше будем способствовать распространению успешных практик, заряжать новых ребят идеями волонтерства.
Работая над методическим пособием, мы привлекали лучших экспертови анализировали опыт большинства регионов нашей страны. Последовательно изучив успешные технологии работы с детьми, их мотивацию, программы обучения и сопровождения детских инициатив, мы создали оптимальную модель школьного волонтерского отряда. В ней доступно и в то же время подробно рассказывается об основных функциональных особенностях, этапах и необходимых шагах по формированию в школе устойчивого, активного сообщества юных социальных инноваторов.
Уверен, что Вам будет интересно и полезно с нами! До встречи в наших проектах!
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА
ГЛАВА 1. ВОЛОНТЕРСТВО В ШКОЛЕ
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА
ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАМПАНИЯ И ВВОДНОЕ
ЗАНЯТИЕ
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СБОР И СБОР-ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЛАВА 5. ТЕКУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА
ГЛАВА 6. ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
РАЗДЕЛ 2. ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ШКОЛЬНОГО
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА
ГЛАВА 1. ПРАКТИКИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В
ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГЛАВА 2. ПРАКТИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИМИДЖА
ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА
ГЛАВА 3. ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ ВОЛОНТЕРОВ
ГЛАВА 4. ПРАКТИКИ ПОДДЕРЖКИ ВОЛОНТЕРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 5. ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНЫХ
ВОЛОНТЕРСКИХ ОТРЯДОВ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
РАЗДЕЛ 3. ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ СО ШКОЛЬНИКАМИ
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
7
10
10
14
21
25
32
36
41
41
52
55
67
69
76
85
86
ОГЛАВЛЕНИЕ
7«МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ОТРЯДА»Сегодня одной из наиболее значимых задач Российской Федерации становится патриотическое воспитание граждан, создание условий для повышения их гражданской ответственности. Дети и молодежь являются той аудиторией, которая больше всего нуждается в современных, интерактивных технологиях, формирующих активную гражданскую позицию. Эффективными формами развития общественных инициатив и гражданственности, укрепления личности человека в российском обществе выступают добровольчество и реализация волонтерских проектов.
Воспитание гражданственности — приоритетное направление государственной политики в области воспитания детей и молодежи. В Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года под гражданским воспитанием понимается создание условий для развития активной гражданской позиции и гражданской ответственности, а также формирование в детской среде принципов коллективизма и социальной солидарности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать в том числе гражданскую позицию молодого человека как активного и ответственного члена российского общества. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016–2020 годы» отмечается, что волонтерство является одним из эффективных инструментов гражданско-патриотического воспитания населения. Добровольчество сегодня — это институт развития общественной и гражданской активности населения, технология повышения социальной ответственности граждан, развития личности, метод оказания адресной помощи различным социальным группам.
Сегодня развитие добровольчества среди детей приобрело системный характер. Это связано как с растущим желанием
детей участвовать в волонтерских мероприятиях, так и с реализацией последовательной государственной политики. С появлением «Российского движения школьников» в школах внедряются федеральные программы, реализуются совместные проекты с крупнейшими общественными, волонтерскими организациями в рамках направления «Гражданская активность». В Год добровольца
(волонтера) Ассоциация волонтерских центров запустила федеральную программу
«Ты решаешь!», принцип которой заключается в формировании широкой сети школь
ВВЕДЕНИЕ 8МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕных волонтерских отрядов в общеобразовательных организациях, их методическому сопровождению, обучению активистов, реализации совместных межшкольных социальных акций и проектов, а также укреплению сообщества неравнодушных юных добровольцев через их участие в ключевых ежегодных событиях, включая проведение детских смен в федеральных детских центрах.
Со школами работают крупнейшие федеральные организации – ВОД «Волонтеры-медики», ВОД «Волонтеры Победы»,
Всероссийский корпус студенческих спасателей. Укрепление культуры волонтерства как естественной части жизни россиян требует создания условий, при которых реализация внутренней потребности человека участвовать в социальной активности возможна в любом возрасте, профессии или месте проживания. Особенно важно формировать данную культуру с детства, с первых лет взросления человека. Таким образом, наличие в школе волонтерского отряда и действующих мер поддержки активности детей – принципиальная задача сферы образования.
Для общеобразовательных организаций применение добровольческих практик дает новые форматы реализации детской инициативы, открывает возможности использования ценностей добровольчества в воспитательной работе, возможности использования синергетического эффекта от активности обучающихся. Вместе все это помогает «делать прививку от равнодушия» молодежи, создавать атмосферу доверия в обществе, решать социальные проблемы более эффективно, формируя у граждан культуру социальной активности с юности.
Для эффективной организации работы экспертным сообществом АВЦ и РДШ было разработано данное пособие. В 20172018 году в 60 субъектах России проведено исследование опыта организации волонтерского движения в общеобразовательных организациях России, сформированы единые подходы, используемые в регионах
России, а также лучшие практики. На основе собранных практик разработана модель школьного добровольческого отряда, включающая в себя:
механизмы вовлечения обучающихся в волонтерство, технологии работы школьных отрядов, обучающие программы для детей, методические разработки занятий по введению в волонтерскую деятельность для учащихся, типовые социальные проекты и план работы, примеры элементов «имиджа» волонтерских отрядов, механизмы поддержки волонтерского отряда, примеры взаимодействия с партнерами (вузы, НКО, коммерческие и государственные организации), алгоритм создания
«с нуля» школьного добровольческого отряда. Российской академий наук также составлены теоретико-методические основы организации волонтерского движения, объединенные с практической «Моделью».
9
«МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ОТРЯДА»
Данное пособие содержит описание основных этапов развития школьного добровольчества и рекомендации по их реализации: как рассказать школьникам о добровольчестве, как организовать информационную кампанию по привлечению новых участников и провести вводное занятие для заинтересовавшихся, как провести организационный сбор и сбор-планирование отряда, как выстроить текущую деятельность волонтерского отряда и партнерские отношения. Во втором разделе систематизированы лучшие практики школьного добровольчества, в третьем разделе – примеры мероприятий, по реализации шагов, описанных в первом разделе. В Приложениях собраны примеры документов, содержащих нормативно-правовые основы создания школьных волонтерских отрядов и описание проектов и информационно-методических материалов, которые могут быть полезны педагогу и школьнику-активисту при развитии добровольческой деятельности в школе.
Надеемся, что опыт и технологии, которые мы предлагаем в нашем пособии, помогут Вам в работе по развитию волонтерского движения нашей страны!
10МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕРАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВАГЛАВА 1. ВОЛОНТЕРСТВО В ШКОЛЕРазвитие школьного добровольчества является неотъемлемой частью системы развития добровольчества в России, особенно в сфере воспитания детей и молодежи.
Совершенствование системы школьного добровольчества позволит активизировать участие граждан в жизни общества, сформировать у молодежи бережное отношение к окружающей среде, повысить уровень сплоченности населения при решении социальных проблем, которые невозможно решить с помощью иных инструментов.
Волонтерская деятельность в школе является важным ресурсом для реализации
программы воспитания и социализации обучающихся, который поможет педагогам использовать новые форматы реализации детской инициативы, а также следовать общероссийским образовательным трендам.
Вовлечение в волонтерство детей школьного возраста будет способствовать формированию у них ценностей социального служения, воспитанию социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей Российской
Федерации.
Распространение добровольческих прак-тик в школе даст возможность сформировать позитивное отношение к волонтерству с юных лет, а также расширить лидерский кадровый ресурс для взрослого волонтерства. Волонтерская деятельность для школьника любого возраста — это свое- образное приключение в мир взрослых, взрослых профессий и дел, возможность самореализации в помощи другим, общение и социализация.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВАРазвитие школьного добровольчества предполагает следующие этапы:
1. Создание новых форматов вовлечения детей в добровольчество и ведения информационно-просветительской кампании, рассказывающей о добровольчестве.
2. Создание инфраструктуры, формирование новых школьных волонтерских отрядов и форматов их взаимодействия с возможными партнерами.
11
«МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ОТРЯДА»
3. Создание программы мероприятий для действующих отрядов.
4. Методическое сопровождение: создание модели отряда, серии обучающих занятий, видеоуроков, сопровождающих внедрение модели, апробация модели в пилотных школах.
5. Работа с лидерами школьного добровольчества: тематические смены и форумы, грантовые конкурсы, региональные и федеральные советы.
Для эффективного становления школьного волонтерства сформирована комплексная программа по вовлечению детей школьного возраста в добровольческую деятельность и социальные практики «Ты решаешь!», которая направлена на создание в России системы мотивации и вовлечения детей школьного возраста в общественно значимую деятельность посредством формирования у них базы знаний о добровольческой деятельности, повышения их гражданских компетенций, а также на обеспечение условий для вовлечения детей в добровольческие инициативы и проекты.
Основная идея программы заключается в создании условий для последовательного прохождения ребенком ступеней приобщения к добровольческой деятельности:
1. Знакомство с добровольчеством.
2. Мотивация и формирование позитивного отношения к добровольческой деятельности.
3. Практическое участие в добровольческой деятельности.
4. Закрепление успешного опыта и структурно-организационное оформление детской инициативы посредством создания школьного волонтерского отряда.
5. Всесторонняя поддержка отряда волонтерскими центрами и некоммерческими организациями.
Смысловым финалом реализации программы должно стать расширение понимания детьми феномена «добровольчество» и демонстрация детям их возможностей в развитии человеческого, творческого и инициативного потенциала.
Данное методическое пособие является основой Федеральной программы по развитию школьного добровольчества «Ты решаешь!», реализуемой Ассоциацией волонтерских центров совместно с Российским движением школьников.
Предлагаемые рекомендации помогут наладить эффективную работу волонтерского объединения в школах, реализующих направления деятельности Российского движения школьников. Стоит отметить, что для успешного функционирования добровольческих отрядов в школах необходимо адаптировать данные разработки к условиям школы в конкретном населенном пункте.
Для формирования школьных добровольческих отрядов на базе образователь-
12МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕной организации необходимо организовать системные мероприятия по вовлечению обучающихся в волонтерскую деятельность. Мы даем ребенку возможность принять участие в различных видах волонтерства, чтобы он мог выбрать ту деятельность, которая ему наиболее близка. Важно, чтобы данная
деятельность не была для школьников обязательной, недопустимо, чтобы педагоги принуждали к выполнению добровольных действий. Участие в волонтерских акциях может быть только инициативой, сформированной активными школьниками.
ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОБРОВОЛЬЧЕСТВОПроцесс вовлечения школьников в добровольческую деятельность может быть разделен на три этапа:
1. Выявление интересов школьников.Для включения детей в волонтерскую деятельность необходимо выяснить их интересы и внутренние потребности.
Педагог, курирующий волонтерскую деятельность в школе, выявляет интересы обучающихся и рассказывает о возможности волонтерской деятельности в данном направлении. Например, ребенок хочет стать известным футболистом, в таком случае ему предлагается участвовать в организации спортивных мероприятий, побывать событийным волонтером на футбольных соревнованиях.
После беседы с классным руководителем или психологом обучающимся выдаются рекомендации (при психолого-педагогическом сопровождении школьника).
Методы:• Опросы. Обычно опросы проводят классные руководители и старосты классов в начале учебных полугодий. Анкета состоит из закрытых вопросов, в вариантах ответа на которые можно выбрать интересующий вид и сферу деятельности.
• Беседы. Беседы могут проводить индивидуально или в классе педагоги, а также представители совета обучающихся школы.
В рамках бесед школьникам рассказывается об имеющихся направлениях добровольчества, результатах акций и проектов.
В конце беседы им выдается лист записи для регистрации на участие в понравившемся виде деятельности.
• Психологическая диагностика. Данный метод используется либо при психологопедагогическом сопровождении школьника, либо при проведении профдиагностики.
В данном случае выявляются склонности и интересы обучающихся. На основании результатов обследования психолог советует то или иное направление волонтерства.
2. Знакомство с социально-значимыми проблемами.На данном этапе школьники знакомятся с различными направлениями волонтерства посредством обсуждения социально значимых тем, а также через включение в
13«МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ОТРЯДА»процессы решения социально значимых проблем, как правило, связанных с городом их проживания, территориальными особенностями.
Методы: • Уроки добра, проводимые волонтерами.
На уроках затрагиваются социально значимые задачи общества (участие в защите экологии, борьба с нищетой, сиротством, помощь людям с ограниченными возможностями и т. п.), рассказывается о волонтерстве и волонтерских акциях, имеющихся организациях, возможностях для самореализации ребенка через добровольчество, о полученном опыте и перспективах развития движения.
• Видеолектории, посвященные теме добровольчества в России и за рубежом.
• Дискуссии и круглые столы по приоритетным добровольческим практикам, наиболее актуальным социальным темам.
• Викторины на социально значимые темы, такие как экология, здоровье, семья, распространенные заболевания и т. д.
• Конкурсы поделок, эссе, проектов,
посвященные темам жизни общества, трудностям, возникающим в окружающей действительности.
3. Вовлечение в решение социально значимых задач современности.Посредством вовлечения в социальную практику во время уроков и во внеурочной деятельности школьники выполняют задания, решают проблемы, взаимодействуют друг с другом и окружающей действительностью.
Методы:• Ролевые и интерактивные игры. Педагоги и школьники-волонтеры проводят их как на уроках обществознания, ОБЖ, биологии, географии и др., так и во внеучебное время — в рамках проведения Дня здоровья, Субботника, различных праздников. Обучающиеся, играя в определенную игру, знакомятся с социально значимыми задачами изнутри и в большинстве случаев проявляют интерес к волонтерской деятельностью.
• Квесты или кейс-методы. Чаще всего они организуются школьниками-волонтерами и привлеченными студентами-волонтерами для семей и классных коллективов.
Выполняя поэтапно задания, участники квестов в неожиданные моменты соприкасаются с наиболее актуальными задачами общества, предлагают нестандартные решения проблем, иногда выдвигая идеи для новых социальных проектов.
• Деловые и интерактивные упражнения/
игры на темы «Энергосбережение», «Семейный бюджет», «Организация события».
Проводятся в рамках тематических недель и декад, способствуя вовлечению школьников в решение социальных проблем.
14
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ