Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методическое наследие. Книга 1. ЧАсть 1. Нарушения голоса. Дислалия..pdf Методическое наследие. Книга 1. Часть 2. Ринолалия. Психологический тренинг


НазваниеПсихологический тренинг
АнкорМетодическое наследие. Книга 1. ЧАсть 1. Нарушения голоса. Дислалия..pdf Методическое наследие. Книга 1. Часть 2. Ринолалия. Диз
Дата04.10.2017
Размер6.47 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаSartan_G_N_Trening_komandoobrazovania.doc
ТипДокументы
#25340
страница1 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Г. Н. Сартан

ТРЕНИНГ

КОМАНДООБРА3ОВАНИЯ

ББК 88.5 С20

Сартан Г. Н.

С20 Тренинг командообразования. — СПб.: Речь, 2005. — 187 с. ISВN 5-9268-0377-2

В книге представлен эксклюзивный материал, основанный на практиче­ском опыте автора. В течение семи лет под его руководством на предприятиях велась работа по формированию команд. В результате автором создана уни­кальная методика, названная «Технология "SNED". Это методика управле­ния динамикой группы с целью создания энергетически ресурсной, самоорга­низующейся команды. Целью работы подобных команд является направленность на результат через решение целей и задач той компании, в которой они находятся.

Материал изложен доступным языком. Каждое теоретическое положение проиллюстрировано примерами реальной практической работы автора. С по­мощью данной книги консультанты, тренеры и менеджеры но персоналу смо­гут обучиться не только проведению тренинга командообразования, но и пол­ному циклу формирования команд в реальных условиях предприятий. Руководители смогут провести самостоятельную диагностику своего коллек­тива с целью выбора средств и методов более эффективного управления.

Теоретический и практический материал, изложенный в книге, не имеет аналогов в зарубежной и российской практике и является полностью автор­ской разработкой.
ББК 88.5


ISВN 5-9268-0377-2

© Г. Н. Сартан, 2005

© Издательство «Речь», 2005

© П. В. Борозенец, обложка, 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 7

Благодарности 9

Глава 1

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КОМАНДООБРАЗОВАНИЮ 10

Командообразование как необходимое условие создания

самообучающейся компании 10

Командный стиль руководства 14

Самодисциплина и саботаж 18

Влияние лидера на психологический климат предприятия 20

Изменения в «застрявших» компаниях 26

Работа с секретами на предприятии 27

Результаты секретов 28

Треугольники в общении 28

Работа с дисфункциональными треугольниками 30

Способы выхода из треугольников 31

Проекции в общении 33

Критерии здорового предприятия 34

Выводы 34

Глава 2

СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНД НА ПРЕДПРИЯТИИ 36

Современное состояние консалтинговых услуг 36

Цели, задачи и процедура проведения организационной

диагностики 42

Проведение и обобщение результатов интервью 43

Проведение анкетных опросов. Анализ результатов 46

Критерии неготовности предприятия к командообразованию 53

Особенности послетренингового сопровождения 56

Выводы 61

Глава 3

ГРУППОВЫЕ ПРОЦЕССЫ 63

Динамика групповых процессов на предприятии 63

Начальный этап группового развития 64

Переходный этап группового развития 66

Продуктивный этап группового развития 67

Управление групповой динамикой в тренинге командообразования ... 69

Начальный этап 70

Вводная стадия 70

Конфликтная стадия 73

Стадия работоспособности 75

Стадия истощения 77

Переходный этап 78

Стадия открытого конфликта 78

Стадия истощения конфликта 80

Стадия анализа конфликта 80

Продуктивный этап 81

Стадия ощущения группы 82

Креативная стадия 82

Завершающая стадия 82

Цели и задачи тренера 83

Виды конфликтов 86

Виды обучения 87

Выводы 89

Глава 4

ЛИЧНОСТЬ ТРЕНЕРА В КОМАНДООБРАЗОВАНИИ 90

Направленность тренера и осознание целей 91

Подготовка к восприятию новых знаний 92

Первый этап — настройка тренера на определенные

эмоциональные состояния 93

Опыт тренера 93

Внимание и действие тренера 93

Покой и азарт тренера 94

Сонастройка тренера на группу 95

Сочувствие, смелость и самоотверженность тренера 96

Духовное единение тренера и группы 97

Второй этап — специальные упражнения и формы воздействия 98

Личность тренера 98

Отношение тренера к своим ошибкам 99

Ограничения тренера 101

Профессиональное общение тренера 101

Отношение тренера к критике 103

Скорость и темп тренера в группе 104

Паузы в работе тренера 104

Влияние тренера на изменения в группе 105

Цели тренинга и удержание их 106

Третий этап — осознание степени совершенства

и ответственности 106

Наличие истинной уверенности 106

Умение использовать групповой опыт 108

Решение проблем группы, а не своих 108

Энергетическая взаимосвязь с группой 109

Использование интуиции 110

Наличие нескольких позиций восприятия 110

Разделение ответственности с группой 111

Выводы 112

Глава 5

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА

КОМАНДООБРА30ВАНИЯ «SNED» 113

Работа с группой на начальном этапе 113

Обратная связь в начале тренинга 114

Эмоциональное состояние участников тренинга 115

Роль тренера 117

Правила групповой работы 117

Паузы 120

Подбор упражнений для начального этапа 121

Виды конфликтов начального этапа 123

Формирование навыков анализа 127

Роли и маски в группе 127

Работа с группой на переходном этапе 129

Работа с группой на продуктивном этапе 138

Роль тренера 139

Конфликт на продуктивном этапе 142

Роли на продуктивном этапе 143

Правила на продуктивном этапе 144

Результаты тренинга. Обратная связь 145

Наиболее часто встречающиеся вопросы тренеру 146

Выводы 147

Заключение 149

Приложение 1

Исследование готовности коллектива

к формированию команды 152

Приложение 2

Интервью для проведения организационной

диагностики 153

Приложение 3

Анкета «Уточнение целей и задач формирования

команды» 154

Приложение 4

Технология «SNED». Формирование команды на предприятии

под цели и задачи руководства 157

Приложение 5

Игры для тренинга командообразования 164

Начальный этап групповой динамики 164

«Животные» 164

«Вампиры» 164

«Вагончики» 165

«Молчащее и говорящее зеркало» 166

«Отгадать загаданного члена» 167

«Джаз и симфонический оркестр» 167

«Объединяемся» 169

«Дрессированный дельфин» 169

Переходный этап групповой динамики 170

«Несуществующее время» 170

«Веревка» 171

«Необитаемый остров» 172

Продуктивный этап групповой динамики 173

«Веревка» 173

«Необитаемый остров» 174

«Герб группы» 175

«Проблемы предприятия» 175

Список литературы 177

Безумие — это когда человек вновь и вновь использует одни и те же приемы, искренне на­деясь на то, что результат будет иным.

Альберт Эйнштейн

О, этот жизненный закон — он столь жес­ток и справедлив. Ты иль растешь, иль должен заплатить вдвойне за роскошь оставаться прежним.

Норманн Мейлер

ВВЕДЕНИЕ
Современные предприятия исчерпали лимит своей конкуренто­способности в области качеств и цен на товары и услуги. Остался один ресурс — повышение квалификации персонала в области деловой эффективности, но он пока что находится в стадии освоения. И глав­ным в этом ресурсе является управление предприятием через командообразование.

Уходит в прошлое авторитарное руководство. Приходит эра команд­ного управления. Именно эта технология выведет на первые места предприятия, которые вовремя начнут перестраивать свои внутрен­ние коммуникации.

Есть мнение, что команда построится сама, необходимы только время для развития предприятия и соответствующая стратегия. Это ложное убеждение. Даже самая прогрессивная и современная страте­гия развития предприятия может быть похоронена авторитарными или, наоборот, анархичными способами управления. А возникнове­ние команды при подобных стилях управления невозможно. При ав­торитарном управлении, независимо от принятой на предприятии стратегии, все решает руководитель. В случае анархии в руководстве никто не хочет взять на себя ответственность за окончательное реше­ние, так как нет согласия между руководителями. Все это напрямую отражается на подчиненных, которые перенимают особенности от­ношений между своими руководителями.

Из этого можно сделать единственный вывод: команды не рожда­ются сами по себе, как пытаются доказать некоторые менеджеры по персоналу. Команды не строятся за несколько дней, как пытаются убедить нас американские коллеги, внедряя на российский рынок тренинги «тим-билдинга».

Построение команд — это результат длительного взаимодействия руководства предприятия и внешних консультантов, оснащенных современными методами подобной работы.

Только в этом случае получается то самое чудо, когда предприятие приобретает в виде команды неисчерпаемые ресурсы своего развития.

Как это делать? Именно этому вопросу и посвящена данная кни­га. Все представленные в ней материалы основываются на многолет­нем практическом опыте и теоретических исследованиях автора. Мы не нашли в литературных источниках описаний, отражающих суть командообразования. Поэтому все, что отражено в данной книге, — это результат авторских разработок, проверенных и подтвержденных практикой на предприятиях.

С помощью материалов книги тренеры и консультанты смогут начать самостоятельную работу по формированию команд.

Эта книга будет интересна руководителям и сотрудникам предпри­ятий. Они смогут понять, какие процессы происходят внутри пред­приятия. Они узнают критерии, по которым смогут отобрать внешних консультантов для формирования команды.

Книга состоит из пяти глав, приложений и списка литературы. Каждая из глав — это отдельное направление командообразования, отражающее одну из граней этого процесса.

В первой главе — «Современные подходы к командообразованию» — раскрываются предпосылки и последствия командообразова­ния. Даются критерии самообучающейся организации, создание ко­торой является прямым следствием процесса командообразования.

Во второй главе — «Схема формирования команд на предприя­тии» — излагается последовательность действий внешних консультан­тов. Основное внимание в главе уделяется первому этапу формирова­ния команд — проведению организационной диагностики и подготовке тренинга, а также послетренинговому сопровождению.

В третьей главе — «Групповые процессы» — раскрывается осново­полагающий теоретический материал, на основе которого строятся и тренинг командообразования, и дальнейшая работа на предприятии.

В четвертой главе — «Личность тренера в командообразовании» — даются техники и методы подготовки тренеров к групповой работе.

В пятой главе — «Методика проведения тренинга командообразо­вания "SNED" — представлено описание тренинга с использовани­ем примеров из практики автора, а также даны рекомендации по уп­равлению групповым взаимодействием.

В приложениях даются методические материалы для проведения организационной диагностики — анкеты и вопросы интервью, а так­же описание игр, упражнений и заданий для проведения тренинга командообразования.

Благодарности

Я хотела бы выразить благодарность за помощь в написании этой книги следующим людям и организациям.

Римантасу Кочюнасу, директору Института экзистенциальной пси­хологии (Литва). Обучение в этом институте, мудрое наставничество его преподавателей дало мне силы начать исследования в этой обла­сти командообразования. Экзистенциальное направление стало тео­ретической основой технологии командообразования и моей работы в качестве тренера.

Данильцевой Наталье Егоровне, тренеру, с которым мы провели не один тренинг на предприятиях, и без которого не было бы в этой кни­ге примеров высказываний участников тренингов. Они записаны с ее стенограмм тренингов.

Родионову Александру Евгеньевичу, тренинг-менеджеру Торгового дома «Дионис-клуб». Его профессионализм, интересные идеи о про­должении нашей работы по командообразованию во многом помог­ли мне простроить послетренинговое сопровождение предприятий.

Осиновой Эльвире Васильевне, директору по персоналу ОСАО «Ин­госстрах». Ее глобальное видение проблем больших предприятий и передовые взгляды на развитие персонала дали возможность прове­рить технологию командообразования в практике работы большой компании.

Смирнову Александру Юрьевичу, маркетологу и менеджеру проекта командообразования. Его знание рынка тренинговых услуг, продви­жение данного проекта помогли мне провести командообразование в наиболее интересных и перспективных компаниях.

Дружному, профессиональному коллективу Тренингового центра «Катарсис», без поддержки которого невозможны были бы мое твор­ческое развитие и реализация.

Участникам тренинга «Обучение проведению тренингов» (тренинг проводится каждые три месяца в течение пяти лет). Работа членов тренинга, их результаты по реализации технологии командообразо­вания делают этот процесс творческим и постоянно развивающимся.

Глава 1

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К К0МАНД00БРА30ВАНИЮ

Цель данной главы — показать внутренние механизмы взаимоот­ношений на предприятии, которые консультант (тренер) может ис­пользовать на разных этапах проведения командообразования:

  • во время организационной диагностики;

  • во время тренинга;

  • во время послетренингового сопровождения.

Перед выходом на предприятие консультанту (тренеру) необходи­мо получить представление о механизмах, влияющих на внутренние процессы и развитие бизнеса. Подобные знания и опыт работы дадут ему возможность понять, на каком этапе развития находится пред­приятие, вникнуть в основные проблемы, для решения которых не­обходимо создание команд.

Материал, изложенный в этой главе, будет необходим и при про­ведении интервью с руководителем предприятия, входе которого кон­сультант должен быть в состоянии описать конечные результаты вне­дрения команд на данном предприятии.

Она может быть интересна руководителям. Доступность изложе­ния даст возможность руководителям самим начать изменения на сво­ем предприятии, а также понять, насколько им необходимо прибе­гать к помощи внешних консультантов.
Командообразование как необходимое условие создания самообучающейся компании

Когда мы говорим о командообразовании, то подразумеваем це­лый пласт глобальных изменений. Начиная перестраивать принци­пы взаимодействия, мы влияем на нормы, традиции, правила компании. Как следствие, изменяется отношение ко всему, что связано с персоналом, — начиная с формирования командного духа и систем­ного мышления и заканчивая выстраиванием системы самообучения.

Компания — это целостный организм. Изменения в одном месте влекут за собой изменения во всей системе. Поэтому нельзя считать, что локальное построение команды в каком-либо отделе решит про­блемы этого отдела и никак не отразится на компании в целом. Мы не можем предсказать, в каких местах компании и каким образом начнутся изменения, связанные с локальным внедрением командной деятельности. Поэтому целесообразнее представлять изменения си­стемно, начиная их сверху и заканчивая низшими звеньями компа­нии. Необходимо предварительно представлять, что именно получит­ся в результате внедрения командных методов управления в компании. Не менее важно знать и то, что в компании уже накоплено и может быть использовано в процессе предстоящей работы. Именно поэто­му работу надо начинать с организационной диагностики. На этом этапе мы получаем информацию о том, чем располагает компания на момент начала изменений. Это совокупная информация о позитив­ном опыте и неконструктивных взаимоотношениях. Опираясь на эту информацию, мы можем сформулировать совместное с руководством компании видение результата преобразований. Как правило, подоб­ное взаимодействие с руководством является ответом на вопрос о том, насколько глубоко мы будем проводить изменения, и где стоит оста­новиться и далее не двигаться. Для понимания этого необходимо знать критерии, по которым мы сможем определить отправную и конеч­ную точку нашей деятельности. Ниже мы приведем эти критерии, а также укажем те ключевые моменты, на которые стоит обращать вни­мание в первую очередь. Начнем с наиболее глобальных, затрагиваю­щих все слои компании, и закончим более локальными, проявление которых может наблюдаться не во всей компании, а в некоторых ее отделах (управлениях).

Основное, что помогает выживать и успешно развиваться компа­нии в окружении постоянно изменяющейся среды, — это постоянное развитие и улучшение ее бизнес-процессов. А они, в свою очередь, тесно связаны с потребностью персонала в постоянном самообучении. Та­ким образом, самообучающаяся компания считается более живучей в условиях современного рынка. Интересно, что одной из обязательных составляющих самообучающейся компании является командное вза­имодействие. Без него гибкость компании невозможна.

Выделяют пять признаков самообучающейся компании:

  1. Расширение восприятия себя (личности, организации) и одновре­менное понимание того, что «мое восприятие» не есть реальный мир, существующий вокруг меня. Когда сотрудник начинает понимать, что его представление об окружении не является этим окружением, а пред­ставляет собой всего лишь отпечаток (как карта местности — это не сама местность, а лишь ее графическое изображение на бумаге), воз­никают новые возможности для инноваций, улучшения коммуника­ции, конструктивных разрешений конфликтов. А это одно из необ­ходимых условий формирования команды.

  2. Личное мастерство. Когда растет мастерство каждого члена ко­манды, вся команда становится лучше. Если компания позволяет каж­дому сотруднику проявляться как личности, повышать свое мастер­ство, увеличивать свой вклад в деятельность компании, то вся компания процветает.

  3. Общее представление о будущем компании. Все великие достиже­ния начинаются с представления о достижимом будущем. Без пред­ставления о будущем нет пути к совершенствованию. Нельзя зацик­ливаться лишь на настоящем, только на описании существующих проблем. Надо видеть цель и пути к этой цели, пути решения про­блем. При этом подобное представление формируется путем команд­ного взаимодействия, где вклад каждого создает общее видение.

  1. Наличие командного обучения. Командное обучение характери­зуется тем, что участники имеют возможность обмениваться инфор­мацией, знаниями и идеями.

  1. Наличие системного мышления. Способность видеть взаимозави­симость элементов системы, понимать необходимость обратной свя­зи — все это необходимые свойства обучаемой компании. При этом каждый член компании является частью организационной системы и включен во все взаимодействия.

Когда мы внедряем в компании элементы самообучения через програм­му командообразования, необходимо учитывать несколько важных пе­ременных величин, характеризующих взаимоотношения людей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей