Направленность тренера и осознание целей
Почему вы решили стать тренером? Почему вы хотите вести группы? Почему именно сейчас вы держите в руках эту книгу?
Тренеры на подобные вопросы отвечают по-разному. И все, что они говорят, будет истинным и одновременно ложным. На уровне
осознания мы редко до конца понимаем, зачем в определенный момент нашей жизни нам нужно то или иное знание.
Для нас тренер — это тот, кто пришел учиться создавать чудо, творить из разрозненных людей с разными целями, интересами, потребностями единое целое, называемое командой. Каждый, кто читает сейчас эти строки, может найти свой путь для этого создания, но, как и в музыке, ноты едины для всех, а мелодии разные. Так и в тренинге: есть законы, желательные для всех, и есть личное творчество, которое неповторимо и уникально. И возможно, целью обучения себя искусству тренера будет поиск своей мелодии создания команды, неповторимой и уникальной, а мы постараемся дать вам те ноты, которые будут необходимы для ее воспроизведения. И самым важным для нас с вами будут не сами ноты, а та лично ваша мелодия, которую вы в итоге создадите. Так что прислушивайтесь к своим чувствам и доверяйте в первую очередь себе. Подготовка к восприятию новых знаний
Итак, нам предстоит пройти путь из трех больших ступеней. И прежде чем мы вступим на первую, постарайтесь на время очистить свою голову от всех знаний, умений, опыта, которые вы уже получили в своей жизни. Забудьте на время все то хорошее и все то неудачное, что вы уже делали в своей жизни как тренер.
В дэенских кругах это состояние называется «идти с пустой чашей». Этим выражением мы обязаны широко известной притче: «В девятнадцатом столетии один университетский профессор посетил старого дзэнского мастера. Профессор пришел к нему домой, чтобы расспросить о дзэне, но в разговоре обнаружилось, что он больше говорит, чем слушает. Тогда мастер стал наливать чай в уже полную чашку гостя; чай разлился по столу.
— Что вы делаете! — воскликнул профессор.
— Подобно этой чашке, вы полны собственными идеями, — отвечал мастер. — Как же я могу учить вас? Сперва опорожните вашу чашку».
Опорожняя свою чашу, мы освобождаемся от предубеждений, которые начинают тормозить наше познание нового. Внутренний монолог начинается с критики, и мы перестаем воспринимать то, что отлично от нашего видения. А в результате рискуем остановиться в своем развитии.
Первый этап — настройка тренера на определенные эмоциональные состояния
Опыт тренера
Даже если вы постарались на время очистить свой мозг от прежнего опыта, он все равно незримо будет присутствовать. Важно, чтобы присутствие опыта не провоцировало преждевременную критику всего, что вы будете воспринимать дальше.
Среди вас будут и те, у кого нет тренерского опыта. Они подобны белому листу, подумаете вы. И это будет не так. У тех, кто ни разу не вел тренинги, есть опыт жизни. Это очень важный опыт общения с группами других людей. И он для нас будет более ценным опытом. Новичку легче, его опыт жизни не перекрывается техниками и искусственными построениями прежних учений. Продвинутым тренерам труднее — им предстоит снять наносы прежних воспоминаний себя в роли тренеров для того, чтобы оставить естественный опыт собственной жизни. Внимание и действие тренера
Что важно оставить? Ваше внимание, каждодневное и целенаправленное. Внимание, которое дает вам возможность отнестись к каждодневным деталям нашего общения тщательно и точно. Вычленить из них те моменты, которые особенно важны для исполнения роли тренера.
Что необходимо добавить, особенно новичку? Действие. Все, что вы прочтете здесь, должно воплотиться непосредственно в вашей каждодневной деятельности, в практике, во время которой будет проверено каждое прочитанное слово.
Почему это особенно важно для начинающих? Уже работающие тренеры познали радость взаимодействия с группой. У них, конечно, тоже есть сложности и страхи, но они преодолели барьер начала. У начинающих этот барьер начала есть. Он связан с тревогой и страхом. Новички боятся, что еще мало знают. Они боятся, что группа не будет их слушать. Они всегда находят, чего им бояться для того, чтобы отодвинуть момент действия. Основное условие, при котором вам стоит
продолжить читать эту книгу, — это постоянное действие. Если у вас еще нет группы, пробуйте небольшие моменты прочитанного со своими друзьями — они тоже группа.
Покой и азарт тренера
Прежде чем начать работу тренера, необходимо настроиться, войти в состояние покоя и одновременно азарта в предвкушении предстоящей работы с людьми. Покой плюс азарт — это состояние тренера, которое дает ему возможность сделать первый шаг и выйти на встречу с группой.
Для создания подобного состояния не обязательно практиковаться и учиться медитировать долгие годы. Важно внутреннее убеждение, что эти два состояния у вас сейчас есть. Как узнать, что они у вас есть? Из вашего опыта жизни. Вспомните самые яркие моменты из своей жизни, где вы были в состоянии покоя. Их должно быть несколько, в разное время, с разными людьми (или когда вы одни). Выберите одно, наиболее сильное, или сложите все воспоминания вместе. Вы получите необходимое вам состояние покоя. Его достаточно вынуть из вашей копилки воспоминаний и сосредоточить на нем свое внимание.
То же самое необходимо сделать с состоянием азарта. Вспомните все события вашей жизни, связанные с этим состоянием. Это могут быть спортивные состязания, компьютерные игры, общение с другими людьми. Сделайте с состоянием азарта то же, что вы делали с состоянием покоя: выберите одно, наиболее сильное, воспоминание, связанное с состоянием азарта, и привнесите его в свое настоящее. Сосредоточьте на нем свое внимание.
Теперь вы располагаете двумя этими состояниями: покой и азарт одновременно. Попытайтесь создать из них единое целое и отследите ощущения в своем теле.
Осталось немного — научиться быстро вызывать это ощущение в нужное для вас время. Для этого создайте себе талисман этих состояний — это может быть реальная вещь (брелок, маленькая игрушка, украшение и т. п.), а может быть воображаемая (любимое место, вещь, явление природы и т. п.). Зажмите в руке выбранную вами вещь (или вызовите в воображении какое-либо явление или событие) в то время, когда вы создадите у себя нужное состояние покоя и азарта одновременно.
Проделайте это несколько раз. Таким образом, вы создадите условный рефлекс. Каждый раз, когда вы будете зажимать в руке ваш талисман (или вызывать что-либо в воображении), у вас будет возникать связное с этим состояние покоя и азарта.
Если после нескольких упражнений вы научитесь входить в состояние покоя и азарта, вы уже можете начать общаться с группой, поддерживая в себе эти эмоциональные переживания.
Возможно, чтобы быть успешным тренером, вам понадобится больше, чем эти два состояния. Вы можете добавить еще какие-то эмоциональные состояния, облегчающие ваше взаимодействие с группой. Но с чего-то нужно начать, попробуйте с этих.
Сонастройка тренера на группу
Итак, мы научились настраиваться на работу с группой. Теперь нам важно научиться сонастраиваться с конкретной группой, которая сидит перед нами. Каждая группа в вашей жизни тренера будет неповторима. И с каждой вам придется сонастраиваться заново. Вам предстоит научиться понимать не одного человека, а группу — как единый сложный организм. Разные группы будут вызывать разные состояния. И в этом заключается творчество тренера. Разные сонастройки будут каждый раз создавать неповторимый рисунок тренинга.
Если вы в сонастройке со своей группой — вы открыты ее тревогам, проблемам, творчеству и стремлениям. Вам легко черпать опыт жизни из вашей группы. Обогащается не только каждый член группы, но и вы сами.
Каждый тренинг — это уникальная возможность полного проживания жизни самим тренером. Это единственная возможность пополнить свой тренерский опыт, возможность учиться.
Как вызывать состояние сонастройки? Самое главное здесь — отсутствие спешки. Тренинг — это не урок. Вам важно сотворение состояния для совместного создания нового, а не вбрасывание новых знаний на неподготовленную почву.
Первое, отчего необходимо избавиться, — это нетерпение и недовольство. Эти состояния будут возникать у группы и передаваться вам. Если вы войдете с группой в эти состояния, то тренинг не получится. Отчего возникают состояния нетерпения и недовольства? От неверных иллюзий и неоправданных ожиданий. Группа ограничена во времени. Тренер ограничен во времени. И у группы, и у тренера может
возникнуть иллюзия, что, чем больше они смогут сделать за это ограниченное время, тем эффективнее будет тренинг. И при такой сонастройке всякое замедление темпа будет вызывать нетерпение и недовольство. При этом состоянии загнанные группа и тренер, возможно, многое успеют, но именно с этими эмоциями тренинг может и закончиться. Это та сонастройка, которая уводит тренера от группы, а группу от тренера.
Истинная сонастройка — это состояние гармонии, которая идет от вашего сердца к общему сердцу группы. Это то, что помогает вам преодолеть свою отдельность и почувствовать свое единение с состояниями группы. И это то состояние, которое через некоторое время возникнет в группе между ее членами. Группа начнет воспринимать вас как тренера, для которого она является частичкой его жизни. Если это состояние создано, создан тренинг.
Сочувствие, смелость и самоотверженность тренера
Какие состояния тренера облегчают создание сонастройки с группой? В вашем поведении и поведении группы важно подчеркивать и проявлять такие состояния, как сочувствие, смелость и самоотверженность. Именно они порождают единение. Находите и отмечайте эти состояния в себе, в отношениях с другими. Приучайте группу создавать и отмечать в своем поведении эти состояния. Привычка быть в этих состояниях — одно из условий успешного тренинга.
Как начать это делать? Какие техники для этого нужны? Вы обязательно об этом спросите и будете правы. Техники могут быть любые. Важно, что вы чувствуете, когда применяете эти техники.
Начните просто разговаривать с группой и учитесь слышать то, что вы говорите. Как сказанное вами слово влияет на слова и чувства группы? Учитесь соотносить проявление своих чувств и чувств группы.
Если вы еще не научились управлять своими словами и чувствами, то начните с того, чтобы отслеживать то, чем вы еще не управляете. Начните учиться у группы. Начните с малого и добавляйте понемногу. Это может быть ритуал знакомства и ваши слова на каждое представление. Обратите внимание, как ваши слова влияют на группу, и какую вызывают реакцию, как ваше представление себя повлияет на представление членов группы. В следующий раз вы уже измените что-то, чтобы добиться нужных вам состояний.
Но самое главное во всем этом — будьте в состоянии покоя и азарта. Воспринимайте это не как экзамен на ваше мастерство, а как совместное радостное творчество, похожее на сотворение нового мира.
Духовное единение тренера и группы
Что важнее: техника или духовность тренера? Техника, конечно, важна. Но она становится пустым звуком, если нет духовности. Не имеет значения, какими техниками каких школ вы будете пользоваться в своих тренингах — гештальт, психоанализ, НЛП и т. п. Все они лишь сопровождение того важного и неповторимого, что должно создаться у вас с группой. И это называется духовным единением. Если будет взаимодействие от всего сердца, от глубины души, любая техника подойдет и будет к месту. Только при этом условии у вас может появиться ваш личный и неповторимый стиль мастера. И научиться этому может любой — для этого не надо уникальных способностей. И особых секретов тоже не существует. Все дело в вашей воле: хватит ли ее, чтобы каждый тренинг был для вас новым и неповторимым. Чтобы в каждом тренинге присутствовал процесс творчества и ваша индивидуальность. А эти состояния тесно связаны с честностью, целостностью, духовной силой и глубоким убеждением в том, что духовность намного важнее самых продвинутых техник. Если вам хватит для этого вашей воли, вы будете тренером.
Если вы тренер, то нет уже такого момента на вашем тренинге, когда вы не тренер. Вы не можете быть обиженным участником, самовлюбленным учителем, всезнающим воспитателем. Вы можете быть только тренером. И тогда ваше взаимодействие с группой можно называть тренингом. При этом вам нужно быть сосредоточенным на том, что вы делаете в каждый момент жизни группы. И одновременно вам нужно отслеживать ваши состояния, чтобы не уйти от роли тренера в другие роли. Это постоянная борьба с собой и одновременная радость от маленьких побед над собой же.
Если вы решили начать вести тренинги и стать тренером, то плюс к этой книге вам необходимо наладить собственную методику работы. Вы можете выбрать свою школу, техники которой вам наиболее близки. Вы можете выбрать учителя, наблюдать за его работой, стать участником, а потом супервизором его групп. Поначалу важно копировать понравившиеся вам фрагменты тренинга, приемы учителя. Это те блоки, которые потом перестроятся и станут фундаментом вашего
4 Зак. 1228
собственного тренинга, основанного на вашем творчестве. Помните, что различных правил ведения тренинга достаточно много, поэтому будем считать, что их нет. Главное — это постоянная учеба у выбранного вами учителя или нескольких источников, но учеба в собственном темпе и в соответствии с собственными чувствами.
Второй этап — специальные упражнения и формы воздействия
Личность тренера
Не может быть окончания обучения тренерскому мастерству. Тренер учится всегда. Он всегда сосредоточен на группе и на том, что он делает. Невозможно вести тренинг по одинаковому шаблону, каждый раз повторяя теорию, анекдоты и набор упражнений. В этом случае тренер уподобляется лектору, оторванному от реальной группы. Тренер и группа начинают жить отдельно, теряется смысл тренинга. Остается выхолощенное построение этапов, и не более того.
Есть тренеры, которые считают себя в чем-то несовершенными. Они хотят избавиться от того, что, по их мнению, мешает им стать великими тренерами. Они хотят сделать свою личность близкой к идеалу. Зачастую это происходит из ложного убеждения, что тренер должен быть эталоном для подражания, а, следовательно, он должен быть идеальной или близкой к идеалу личностью. Это заблуждение, так как оно является ограничивающим в развитии членов группы. Члены группы перестают перенимать опыт жизни от других участников. Они начинают считать себя несовершенными, а, следовательно, ограничивают себя в попытках сделать что-либо реальное в изменении своей жизни. Для некоторых дистанция от себя до идеального тренера кажется такой огромной, что у них опускаются руки, и они перестают хотеть изменений. Это путь к поклонению идеалам, но не путь изменений.
Конечно, тренер должен совершенствоваться как личность. Но зачем? С какой целью? Если цель — понимание себя во всем разнообразии проявлений и, в связи с этим, понимание других людей и жизни в целом, то этот путь ведет и к совершенствованию его взаимодействия с членами группы. Если цель — сделать себя идеалом, эталоном
для подражания, то это путь к секте, а не к тренингу. Он ограничивает как тренера, так и членов группы в их развитии и восприятии жизни во всем ее разнообразии.
Не все идеально в самом хорошем тренере. Вопрос, как относиться к тому, что тренеру в себе не нравится. Если что-либо в себе вызывает у вас недовольство и неприятие, то задумайтесь: насколько вы принимаете себя? Легко принять в себе любимые качества, помогающие в жизни. Но принимаете ли вы свои недостатки? Ведь без них это уже будете не вы. Зачем нужны вам эти недостатки? Зачем ваше бессознательное защищает и оберегает их от вашего желания их изничтожить?
Если вы считаете себя излишне застенчивым, и это мешает вам в общении с людьми и в работе с группой, то где, в каких обстоятельствах это качество становится для вас необходимым? Возможно, оно нужно в общении с подобными вам застенчивыми людьми, и вы в этих случаях хорошо понимаете друг друга. Возможно, оно выбивает почву из-под ног у агрессивных и настырных людей, так как они своим агрессивным поведением не вызывают у вас такую же ответную реакцию. Наверное, есть и еще ситуации, где ваша застенчивость просто необходима. И вы можете вспомнить их.
А теперь, когда вы хоть немного полюбили свою застенчивость, найдите то качество, которое будет уравновешивать ее в ситуациях, когда она вам мешает. Это может быть уверенность. Добавьте себе уверенности во время ведения тренинга, и вы заметите, что вашей застенчивости стало меньше.
Подобным образом можно проанализировать любое качество, которое, по вашему мнению, мешает вам по жизни и в ведении тренингов.
Старайтесь не удалять мешающие вам в работе и жизни качества, а увеличивать те качества, которые их дополняют. Тогда процесс работы над собой как над личностью тренера пойдет быстрее.
Отношение тренера к своим ошибкам
Не все тренинги, которые вы будете вести, окажутся успешными. У любого тренера, даже очень опытного, ошибки на тренингах неизбежны. Для нашего обучения важны не сами ошибки тренера, а его отношение к ним. Если после неудачного тренинга вы начинаете винить себя, искать оправдание в плохом поведении группы или
отдельных ее членов, то этот тренинг не будет для вас обучающим. Наоборот, такая реакция остановит ваше развитие как тренера.
Невозможно стать тренером и не совершать ошибок. Ошибки — это необходимый путь вашего развития и обучения. Важно выработать в себе верное отношение к неудачам. В этом случае в следующих тренингах вы будете реже наступать на те же грабли. Но важно понимать и то, что на следующих тренингах появятся новые грабли, на которые вы рано или поздно наступите. И это будет следующим этапом вашего развития и обучения как тренера.
Как же верно относиться к своим ошибкам? Как к неоценимому опыту жизни.
Возможно, вы уже привыкли реагировать на неудачи привычными мыслями: «Я никогда не стану хорошим тренером»; «Я недостаточно подготовлен и поэтому не могу начать проводить следующий тренинг»; «Группа не воспримет меня как опытного тренера, а значит, мне еще рано работать с людьми»; «Я слишком уязвим как личность, а значит, из меня будет плохой тренер» и т. п. Вырвите их с корнями из сознания раньше, чем они начали воздействовать на ваше поведение. Можно при этом проделать совсем легкое упражнение: запишите мысли, ограничивающие ваше развитие и обучение, на бумаге, а затем все, что вы записали, сожгите. После выполнения этого упражнения сразу наступает очищение нашего сознания от засорения и стопора в обучении и развитии.
Направьте свое внимание на подготовку к следующему тренингу с учетом ошибок, которые возникли на предыдущем. Займите свой ум работой, а не переживаниями и нытьем. Таким образом, вы обучите его постоянно совершенствоваться и отучите от лени и оправданий своей бездеятельности.
Принятие ошибок как толчка к развитию и совершенствованию не означает, что их надо делать как можно больше. Во всем должны быть гармония и соразмерность. Конечно, во время тренинга вы должны следить, чтобы ошибок было как можно меньше. Но если не уследили (а за всем не уследить!), вот тогда и учитесь на них.
«Если вы взяли неправильную ноту, сделайте ее правильной с помощью последующих», — сказал как-то музыкант Джо Пасс. Из этого следует, что случайные неудачи могут нести в себе ключи к открытиям. Даже из того, что что-то не так, можно сделать произведение искусства, но в том случае, когда вы осознаете, что происходит, и даете себе отчет в том, для чего вы это делаете.
Ограничения тренера
У каждого человека есть ограничения: физические, социальные, психологические, духовные. Ограничения есть и в работе тренера, в допустимости тех или иных техник, в личностных ограничениях. Для тренера важно не переживать по поводу своих ограничений, а понять и принять их. Нередко ограничения оказываются толчком к творчеству, к поискам новых путей, которые не произошли бы, если бы ограничений не было.
Мы начинаем обнаруживать свои пределы только тогда, когда начинаем работать и развиваться. Есть ограничения, которые преодолимы. Например, вы можете быть не очень общительны в жизни. Зная, что вам надо уделять много внимания общению в группе, вы можете развить у себя внимательность к другому человеку и, как следствие, улучшить свою общительность.
Но есть ограничения непреодолимые. И осознание их болезненно. При этом нужно принять то, что есть. Нельзя застревать на недостижимом. Некоторые вещи просто не принадлежат нашей судьбе. Если вы находите удовлетворение в том таланте, который вам дан, то у вас не будет причин для огорчения. Есть тренеры, которым дано очень многое из необходимых личностных качеств, социальных условий, физических данных. У них есть все, что необходимо для того, чтобы быть успешным тренером. Но они не становятся таковыми, так как у них нет главного — согласия с самим собой и принятия себя. У вас может быть намного меньше данных, необходимых для того, чтобы стать тренером, но вы знаете свои ограничения и развиваетесь в соответствии с этим знанием. И вы через некоторое время станете более успешными тренерами. У вас есть главное — целеустремленность, желание и принятие себя в своих ограничениях.
Мы не призываем принять свои ограничения и успокоиться. Мы призываем узнать, что наилучшим образом работает на вас, и быть естественными в развитии себя.
Профессиональное общение тренера
Работа тренера — это постоянное сотрудничество с другими людьми. Важно окружить себя профессиональными, компетентными, преданными делу специалистами. Сложно вариться в собственном соку. Тренер обязательно должен побывать на других тренингах в качестве
участника группы. Он должен прочувствовать все то, что будут чувствовать его слушатели внутри группы. И только это даст возможность ему лучше понять их состояния.
Важно присутствовать на других тренингах и в качестве супервизора. Через исполнение этой роли тренер развивает в себе аналитика и наблюдателя.
И роль включенного в процессы группы (тренер как участник группы), и роль наблюдателя и аналитика (тренер как супервизор), — важные моменты создания у тренера двух позиций: эмоциональной, включенной — и одновременно отстраненной, аналитической.
Старайтесь на других тренингах принимать все происходящее. Уходите от оценки. Оценка убивает восприятие. Если даже тренинг вам не нравится и не укладывается в ваши представления и ожидания, это тоже обучение. Это обучение разнообразию опыта, а также упрочение своих позиций по отношению к своему тренингу.
Обращайте внимание на личные цели тренеров. Есть тренеры, которые через свою работу тешат свое самолюбие, возвышают себя в глазах других. Эти тренеры пытаются привязать к себе членов группы, вызвать у них чувство восхищения. Как правило, за этим скрываются посредственность и глубинная неуверенность в себе. Такие тренеры более озабочены личным положением, чем делом. Для них тренинги всего лишь средство для материальной обеспеченности, положения в обществе, приобретения «поклонников». Для таких тренеров сам процесс обучения и развития теряет свое значение, так как он является продуктом продажи, а, следовательно, становится формализованным и повторяемым. Конечно, есть выдающиеся тренеры, которые одновременно и богаты, и знамениты. Здесь важны приоритеты. Тренерство — это путь духовных, а не материальных богатств. В конечном итоге власть и деньги подобны отпечаткам наших ступней на прибрежном песке: мгновение — и их смывает вода.
Не приучайте себя к похвалам. Слишком много похвал приносят такой же вред, как и критика. Если вы считаете, что уже чего-то добились, значит, вам предстоит еще больше работы.
Если вы ведете тренинги только ради денег (славы, карьеры и т. п.), то через некоторое время тренинги становятся для вас обременительной работой, а группа — надоевшим элементом воздействия. Поищите себе другое место для реализации своих потенциалов. Возможно, что работа тренера — это не для вас.
Если вам нужен наставник, постарайтесь найти тренера, для которого важны сам тренинг и группа. А его личные проблемы являются для него материалом для развития, но вне группы. Такие тренеры с удовольствием проходят группы личностного роста, участвуют в других тренингах как слушатели, постоянно совершенствуются. Для них группа — это возможность расширения жизненного опыта слушателей для их дальнейшей жизни вне группы.
Отношение тренера к критике
Есть тренеры, которые остро переживают по поводу критики группы или своих коллег. Это сигнал того, что они не до конца осознают цели, которые хотят достичь в своем тренинге. Если критика помогает достижению поставленных целей, ее нужно принимать конструктивно и использовать для своего развития. Если критикующие не понимают или не хотят понять целей тренера, то критика принимает деструктивный характер и на нее не следует обращать внимания. Не старайтесь угодить всем, особенно членам группы. На определенном этапе развития критика группы становится деструктивной и выражает не отношение к вашей работе, а защиту собственных амбиций и ожиданий.
Научитесь распознавать различные виды критики. Легко критиковать то, что в сложившихся условиях изменить уже нельзя или невозможно. Как правило, критикующие плохо осведомлены об обстоятельствах происходящего. Легко критиковать для того, чтобы показать свою большую компетентность, чем у кого-либо другого. Страдающие этим люди, как правило, внутренне неуверенны. Подавляя других, они, как им кажется, выглядят сильнее. Легко критиковать то, что расходится с вашими вкусами. Но это не значит, что другое хуже или неправильнее.
Важно знать все эти моменты и относиться к подобной критике как к деструктивной и не требующей большого внимания.
Самая верная критика исходит от нас самих. Учитесь конструктивно критиковать себя. Тогда никто не скажет вам ничего такого, чего бы вы уже не сказали себе. Но не все, что вы в себе раскритиковали, стоит объявлять миру. Многое оставьте внутри себя и займитесь собственным усовершенствованием.
Есть тренеры, которые предпочитают вести группы вдвоем, играя разные роли. Например, один берет на себя роль эмоциональную,
другой — аналитическую. Такие пары будут успешны в том случае, если их видение тренинга будет единым, и цели тренинга будут преобладать над личными амбициями.
Скорость и темп тренера в группе
Многие тренеры слишком многого ожидают от группы. Они хотят быстрых результатов. Они ожидают, что члены группы начнут быстро изменять свое поведение. Они ждут, что их техники и воздействия окажутся чудотворными и для слушателей все начнет меняться к лучшему. А так как и слушатели ожидают от тренера чуда, то у обоих появляется тревога по поводу динамики. Появляется желание скорости как в проведении тренинга, так и в появлении изменений. И чем быстрее группа во главе с тренером начинает двигаться, тем больше появляется поверхностного, незамеченного, неважного в ее проживании. Все в жизни приходит в свое время. Так и в группе: необходимы паузы для осмысления и остановки для обдумывания. Только в эти минуты рождается что-то новое. Правильная скорость — это та скорость, которую вы почувствовали у группы и соразмерили со своей. Сложение этих двух величин даст вам мудрость скорости тренинга. Важно уметь определять, где стоит вести тренинг быстро, а где медленно. Это зависит от важности возникающих моментов на тренинге и от ваших целей, которые вы соотнесете с целями группы.
Важно чувствовать те моменты, когда стоит начинать или заканчивать что-либо делать или говорить. Чувство момента — одно из важнейших чувств тренера. Анекдот или шутка теряют свою остроту, если произносятся слишком поздно или слишком рано. Другими словами, если произносятся не ко времени. Учитесь ловить нужный момент для ваших замечаний, пояснений, действий. В этом будет выражаться ваше мастерство.
Паузы в работе тренера
Для чего необходимо умение держать паузу для тренера?
Пауза несет очень много значений в работе тренера. Она необходима для проработки эмоциональных проблем тренера. Как чувствует себя тренер перед группой, насколько он берет на себя ответственность за группу, насколько он тревожится за то, что делает группа?
Только во время паузы у тренера появляется возможность осознать собственное состояние.
Пауза необходима тренеру для осознания того, в каком состоянии находится группа, какие чувства она испытывает. А это, в свою очередь, необходимо для верной сонастройки с группой.
Пауза необходима тренеру как инструмент воздействия: в зависимости от развития групповых процессов меняется роль паузы.
Пауза может выступать критерием, по которому мы определяем, на каком этапе группового развития находится группа. Это будет подробно описано в главе, посвященной описанию проведения тренинга командообразования.
Влияние тренера на изменения в группе
Как правило, члены группы больше говорят об изменениях, чем на самом деле меняются. Тренеру нужно приучить себя верить не словам, а реальным действиям в группе. Вера в слова — это иллюзия изменений и иллюзия оценки работы тренера. Если и группа, и тренер впадают в подобные иллюзии, то настоящих изменений и развития на уровне поведения не происходит. Группа перестает жить. Она начинает галлюцинировать. Истинные изменения — это тяжкий труд, и они, как правило, не происходят на фоне всеобщей эйфории и развлекающих упражнений.
Часто бывает так, что тренер уже знает решение и знает, как его достичь, а группа находится в состоянии поиска. Не спешите. Важно не само решение, а то состояние, с помощью которого оно достигается. Учитесь у группы, она мудрее, ее темп более верен и соразмерен тем целям, которых вы хотите достичь. Опыт, который группа нашла самостоятельно, становится для нее более ценным, нежели те знания, которые вы дали ей, не дождавшись ее решений. Возможно, решения группы будут менее зрелыми, чем ваши. Но эти решения покажут вам, на каком этапе находится группа. И они могут быть более приемлемыми для группы на этом этапе, чем ваши. Всему свое время. Для вас это должно означать, что группа до ваших решений должна дорасти или ваши решения не совсем верны для этой группы. Не спешите показывать свое мастерство, не занимайтесь демонстрацией своих умений и знаний. Мастерство измеряется не тем, что вы демонстрируете, а тем, что вы держите в запасе. Контролируйте себя. Постоянно держите в голове вопрос: «Зачем я сейчас это делаю? Какой цели достигаю?»
Цели тренинга и удержание их
Наиболее частая ошибка тренера — это потеря цели. Когда это происходит, мы начинаем делать то, что в дальнейшем становится непонятным или неважным для нас самих и для группы. Например, мы начинаем проводить упражнение ради упражнения только потому, что оно записано в плане и его надо провести. Такое упражнение заканчивается ничем или анализом ни о чем. Мы начинаем задавать вопросы и не слушаем ответы, так как в это время думаем о чем-то своем, а не о целях тренинга и не о содержании ответов. Мы начинаем спорить с одним из членов группы и через некоторое время забываем содержание нашего спора. Происходит подмена целей. Мы уже не обучаем, а выясняем, кто умнее или сильнее на этом тренинге. И таких примеров можно привести множество.
Для постоянного удержания цели тренинга необходима концентрация внимания на этой цели. При этом концентрация внимания тренера одновременно необходима и для отслеживания процессов в группе и того, что происходит в нем самом. И если концентрации на все направления недостает, то что-то начинает выпадать. Как правило, страдает концентрация на цели тренинга.
Для управления концентрацией дзэнские мастера предлагают следующее упражнение: сидя спокойно и безмолвно, медленно просчитать в уме от одного до десяти. Если что-либо прерывает счет — самосознание, случайная мысль, осознание постороннего шума или даже собственного дыхания, — счет начинается сначала, от единицы. Попробуйте проделать это простое упражнение, и если сумеете сосчитать более чем до одного — это показатель хорошей концентрации вашего внимания.
Третий этап — осознание степени совершенства и ответственности
Наличие истинной уверенности
Задумаемся на минуту: что отличит начинающего тренера от опытного перед группой? Что в поведении тренера вызовет доверие группы? На эти вопросы можно ответить одним словом: уверенность.
Начинающий тренер неуверен и тревожен до тренинга и во время его. Он может скрывать свою тревогу излишней бравадой, агрессией, директивностью. Но группа, как правило, мудрее и проницательнее. То, что тренер несет внутри себя, будет через некоторое время прочитано группой и отдано ему обратной связью.
Если тренер скрывает свою тревогу излишней самоуверенностью, то через некоторое время у него завяжется спор по какому-либо вопросу, и группа постарается сделать все, чтобы показать ошибочность его мнения. Если тренер скрывает свою тревогу излишней агрессией, то через некоторое время группа агрессивно отреагирует на его поведение. Если же тренер показывает свою тревогу как неуверенность и слабость, то через некоторое время группа перестанет воспринимать его как тренера.
Как показать истинную уверенность? Что сделать, чтобы группа приняла вас как опытного тренера?
Для этого необходимо на самом деле много работать. Самураи говорят: «Человек, достигший мастерства в каком-нибудь одном искусстве, дает это каждым своим действием».
Невозможно знать все и вести абсолютно любые тренинги на любые темы. Невозможно наизусть выучить заранее написанный, пусть даже гениальный, тренинг. Жизнь шире, чем то, что мы можем предугадать. И в ходе реального тренинга обязательно возникнут ситуации, не предусмотренные в заранее написанном сценарии.
Выход один — выбрать направление и глубоко изучать его. Приведем как пример тренера, который выбрал своим направлением проведение тренингов продаж и коммуникаций для торговых представителей компаний, распространяющих алкогольную продукцию. Сначала он изучил особенности проведения тренингов. Потом он изучил, чем отличаются компании, распространяющие алкогольную продукцию, от компаний, торгующих другими товарами. Затем он окончил курсы сомелье, чтобы понимать тонкости алкогольной продукции. Постепенно он соединял свои глубокие знания в области проведения тренингов с полными знаниями особенностей торгующих компаний и их продукции. В результате получился цикл уникальных тренингов, во время которых тренер чувствовал себя уверенно и как ведущий группы, и как эксперт в области профессиональной деятельности участников тренинга.
Конечно, можно выбрать направление обучения, не связанное с особенностями заказчика. Но направление должно быть выбрано обязательно. Это может быть психологическая школа, в рамках которой
вы будете проводить тренинги. Вы можете стать замечательным «гештальтистом» или «арт-терапевтом» и работать в рамках этих школ. Вы можете выбрать направление тренингов, которые решают личные проблемы, и прорабатывать именно его. Важно понимать, в каком направлении вы развиваетесь, и чувствовать, что именно в нем вам комфортно и интересно. Тогда появится чувство уверенности, а вместе с ним и отдача от работы с группой в виде взаимообучения.
Если вы выбрали свой путь и работаете, углубляя знания и опыт, то в ходе работы с группой у вас обязательно появится еще один источник обучения — групповой опыт. Он всегда больше, чем личный опыт тренера. И если тренер нащупывает этот опыт, то его развитие и совершенствование становятся безграничными.
Умение использовать групповой опыт
Как научиться брать групповой опыт? Очень просто. Надо научиться слушать и слышать группу. Надо признать для себя, что группа мудрее вас и всякое проявление — это сигнал вашего воздействия. Надо научиться постоянно задавать себе вопрос: «Что я сделал такого, что группа повела себя определенным образом? Повторю ли я это? Учту ли я это на будущее?» Надо каждый раз искренне благодарить группу за полученный разнообразный опыт проживания. Надо обращать внимание участников группы на то, что их внутренний групповой опыт намного шире и многообразнее, чем опыт тренера.
Когда во время тренинга возникает подобное понимание и члены группы начинают ценить опыт каждого, вы начинаете обогащаться бесценным опытом группы в целом.
Решение проблем группы, а не своих
Каждая ваша группа будет неповторима в своем самовыражении. Есть группы, особенно личностного развития, которые можно назвать, например, «группа толерантности», «чувствующая группа», «группа любви». Это означает, что для большинства в этих группах возникали темы, которые были больше связаны с тем или иным состоянием жизни.
Для тренера важно прочувствовать возникновение важных для группы тем и поддержать их развитие. Подобное состояние не возникает в группе сразу, группа должна прожить определенные этапы
своей жизни, чтобы выйти на то общее, что ее может связывать и характеризовать, чтобы выйти на то, что ее более всего волнует. И это же должно волновать и тренера. Он в этом случае выступает своеобразным камертоном, который чувствует, в каком диапазоне наиболее интересно проживать группе, и поддерживает его.
Иногда волнующее группу совпадает с тем, что волнует тренера. Иногда не совпадает. Для тренера это неважно. Он должен каждую минуту отдавать себе отчет, что группа пришла решать свои проблемы и обучаться, а не он.
Он может отслеживать, какие чувства у него возникают по отношению к той или иной теме, поднятой в группе. Но важными для тренера остаются темы участников группы, а не его личные.
Тренер пытается с помощью чувств и анализа понять и принять проблемы группы, но не решать собственные проблемы за счет группы. Этот очень важный момент отличает профессиональную работу тренера от непрофессиональной. И группа чувствует это.
Если тренер начинает решать свои проблемы, то группе через некоторое время становится скучно или она раздражается. Возникает ощущение, что тренер перестает слушать и слышать группу, а слушает и слышит только себя.
Если тренер направлен на группу, то группа через некоторое время отражает действия тренера в виде благодарности за то внимание, которое она получила. Группа начинает учиться также внимательно относиться к каждому своему члену. Группа начинает учиться быть самостоятельной и решать возникающие проблемы внутри с минимальной помощью тренера. Этот момент и является наиболее обучающим для тренера, так как приемы группового решения проблем намного шире, чем накопленный арсенал самого опытного тренера. Важно улавливать их и присоединять к своему тренерскому багажу.
Энергетическая взаимосвязь с группой
Обучение у группы дает тренеру неоценимое качество — обладание энергией влияния и наполнения. Тренер не истощается, отдавая себя целиком группе, а, наоборот, принимает энергетику группы, наполняя себя ею.
Энергия группы намного сильнее энергии одного человека. И если вы пытаетесь воздействовать на группу своей энергией, считая, что вы сильнее, то итогом будет ваше истощение.
Важно изначально признать силу группы и дать возможность группе также понять и принять свою силу. Тогда вы сможете, сохраняя свою энергию, брать энергию группы для своего дальнейшего развития.
Группа, которая осознает свою силу, становится щедрой. Она начинает одаривать своей энергетикой не только собственных членов, но и передавать положительные импульсы энергии в окружающий мир. Группа начинает созидать, а тренер получает дополнительную возможность созидания вместе с нею.
Использование интуиции
Опытный тренер обладает еще одним бесценным качеством — развитой интуицией. Вы можете прочитать бесчисленное количество литературы, пройти множество обучающих тренингов, но вы никогда не станете хорошим тренером, если не начнете самостоятельно проводить тренинги. Интуиция формируется только во время работы.
Можно знать, что группа проходит четыре стадии развития. Можно знать, что в группе обязательно начнется конфликт, и он через некоторое время закончится. Можно даже выучить критерии, по которым стараться определить, когда конфликт начался и когда он должен закончиться. Но выбрать верное время для упражнения, связанного с началом конфликта, и верно определить, когда стоит прервать затянувшиеся пререкания в группе, поможет только интуиция, сформированная многими часами отслеживания собственного поведения на подобных тренингах.
Иногда на тренинге может возникнуть ситуация, о которой вы нигде не сможете прочитать. Доверяйте своей интуиции. Всякая логика в подобных случаях может быть пагубной. Ваши чувства, которые соединили в себе множество похожих ситуаций, объединенные в умении прислушиваться к себе, придадут вам силы сделать что-либо, возможно противоречащее логике и правилам, что будет уникально и единственно верно в сложившейся ситуации.
Наличие нескольких позиций восприятия
Как научиться отслеживать собственное состояние, доверять интуиции, слушать и слышать группу и одновременно со всем этим постоянно помнить о цели и о том материале, который вы должны донести до группы?
На первый взгляд, это невозможно. Но на самом деле это необходимо и через некоторое время покажется вам достаточно простым делом. Важно только отработать у себя так называемые три позиции восприятия и находиться в каждой из них практически одновременно в любой момент вашего тренинга.
Первая позиция — отслеживание себя как тренера, своих чувств, своей интуиции, своего отношения к тому, что происходит в группе.
Вторая позиция — отслеживание группы, ее состояния, ее проявлений. Это позиция, в которой тренер слышит и слушает группу.
Третья позиция — это постоянный ответ себе на вопрос: «А что сейчас происходит? Следую ли я поставленным целям? Для чего я это делаю, и что при этом делает группа?».
Истинное обучение тренера — это отрабатывание в различных ситуациях этих трех позиций, отслеживание у себя преобладание и силу одной из позиций и недостаток и слабость других.
Участие в тренингах в качестве слушателя позволяет тренеру, с одной стороны, отработать первую позицию — понять и принять себя, научиться отслеживать свои мысли и чувства, свое поведение. С другой стороны, научиться слышать и слушать других участников тренинга и по их обратной связи понимать, насколько успешно он это делает.
Участие в качестве супервизора, наблюдателя на тренингах позволяет отработать третью позицию — «взгляда на происходящее со стороны». Научиться не «влипать» в процессы, которые происходят на тренинге, а анализировать их с точки зрения целей тренинга и действий тренера.
Проведение собственных тренингов и позволяет объединять все три позиции — одновременно отслеживать себя, чувствовать и анализировать поведение группы и понимать, что происходит на тренинге в целом и насколько в каждый момент тренинга решаются поставленные цели и задачи.
В этом и заключается мастерство тренера.
Разделение ответственности с группой
На этом уровне тренер начинает осознанно понимать меру ответственности перед группой и разделять ее с ней. Его тренинг наполняется еще одной необходимой целью — дать возможность группе принять на себя часть ответственности за то, что происходит в каждый
момент тренинга, и воздействовать на это. В этом случае тренер снимает с себя всю полноту ответственности за происходящее и тем самым дает группе дополнительный импульс развития и приобретения нового опыта, необходимого для выхода в самостоятельную реальную жизнь.
Группа, которая приняла часть ответственности за происходящее на тренинге, начинает работать более плодотворно и креативно. Она начинает понимать, что не все зависит от тренера. Она начинает принимать уникальность опыта каждого члена группы и утилизировать его в своих целях.
А тренер при этом снимаете себя часть ненужной тревоги за исход тренинга, так как группа начинает работать для достижения поставленных и принятых ею целей вместе с тренером, а следовательно, берет часть ответственности за результаты на себя.
В этом случае тренер приобретает необходимое спокойствие в любых ситуациях и мудрость при принятии решений, зачастую передавая их группе или решая что-либо вместе с нею.
Чем больше ответственности передает группе тренер, тем мудрее становится группа и тем быстрее происходит обучение в ней. Тем больше возможностей у членов группы воплотить полученный опыт в реальной жизни самостоятельно, без тренера и без группы. Тем самым мы уходим от «сектантства» в групповом процессе.
Выводы
Для управления процессом командообразования на предприятии тренер должен иметь необходимые личностные качества, навыки и умения.
Существуют три ступени подготовки тренера, каждая из которых усиливает его профессиональную компетентность.
Подготовка тренера в области управления групповыми процессами имеет свои особенности: тренер должен научиться отслеживать групповые процессы в целом, а не только поведение отдельных членов группы.
Личность тренера, так же как и личность руководителя, влияет на групповую динамику, затормаживая или усиливая ее.
Тренеру необходимо научиться гибко менять свое поведение для управления групповой динамикой.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |