Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методическое наследие. Книга 1. ЧАсть 1. Нарушения голоса. Дислалия..pdf Методическое наследие. Книга 1. Часть 2. Ринолалия. Психологический тренинг


НазваниеПсихологический тренинг
АнкорМетодическое наследие. Книга 1. ЧАсть 1. Нарушения голоса. Дислалия..pdf Методическое наследие. Книга 1. Часть 2. Ринолалия. Диз
Дата04.10.2017
Размер6.47 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаSartan_G_N_Trening_komandoobrazovania.doc
ТипДокументы
#25340
страница8 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15

Направленность тренера и осознание целей

Почему вы решили стать тренером? Почему вы хотите вести груп­пы? Почему именно сейчас вы держите в руках эту книгу?

Тренеры на подобные вопросы отвечают по-разному. И все, что они говорят, будет истинным и одновременно ложным. На уровне

осознания мы редко до конца понимаем, зачем в определенный мо­мент нашей жизни нам нужно то или иное знание.

Для нас тренер — это тот, кто пришел учиться создавать чудо, тво­рить из разрозненных людей с разными целями, интересами, потреб­ностями единое целое, называемое командой. Каждый, кто читает сейчас эти строки, может найти свой путь для этого создания, но, как и в музыке, ноты едины для всех, а мелодии разные. Так и в тренинге: есть законы, желательные для всех, и есть личное творчество, кото­рое неповторимо и уникально. И возможно, целью обучения себя ис­кусству тренера будет поиск своей мелодии создания команды, не­повторимой и уникальной, а мы постараемся дать вам те ноты, которые будут необходимы для ее воспроизведения. И самым важ­ным для нас с вами будут не сами ноты, а та лично ваша мелодия, которую вы в итоге создадите. Так что прислушивайтесь к своим чув­ствам и доверяйте в первую очередь себе.
Подготовка к восприятию новых знаний

Итак, нам предстоит пройти путь из трех больших ступеней. И прежде чем мы вступим на первую, постарайтесь на время очистить свою голову от всех знаний, умений, опыта, которые вы уже получи­ли в своей жизни. Забудьте на время все то хорошее и все то неудач­ное, что вы уже делали в своей жизни как тренер.

В дэенских кругах это состояние называется «идти с пустой чашей». Этим выражением мы обязаны широко известной притче: «В девят­надцатом столетии один университетский профессор посетил старо­го дзэнского мастера. Профессор пришел к нему домой, чтобы рас­спросить о дзэне, но в разговоре обнаружилось, что он больше говорит, чем слушает. Тогда мастер стал наливать чай в уже полную чашку гос­тя; чай разлился по столу.

— Что вы делаете! — воскликнул профессор.

— Подобно этой чашке, вы полны собственными идеями, — отвечал мастер. — Как же я могу учить вас? Сперва опорожните вашу чашку».

Опорожняя свою чашу, мы освобождаемся от предубеждений, ко­торые начинают тормозить наше познание нового. Внутренний мо­нолог начинается с критики, и мы перестаем воспринимать то, что отлично от нашего видения. А в результате рискуем остановиться в своем развитии.

Первый этап — настройка тренера на определенные эмоциональные состояния

Опыт тренера

Даже если вы постарались на время очистить свой мозг от прежне­го опыта, он все равно незримо будет присутствовать. Важно, чтобы присутствие опыта не провоцировало преждевременную критику все­го, что вы будете воспринимать дальше.

Среди вас будут и те, у кого нет тренерского опыта. Они подобны белому листу, подумаете вы. И это будет не так. У тех, кто ни разу не вел тренинги, есть опыт жизни. Это очень важный опыт общения с группами других людей. И он для нас будет более ценным опытом. Новичку легче, его опыт жизни не перекрывается техниками и искус­ственными построениями прежних учений. Продвинутым тренерам труднее — им предстоит снять наносы прежних воспоминаний себя в роли тренеров для того, чтобы оставить естественный опыт собствен­ной жизни.
Внимание и действие тренера

Что важно оставить? Ваше внимание, каждодневное и целенаправ­ленное. Внимание, которое дает вам возможность отнестись к каж­додневным деталям нашего общения тщательно и точно. Вычленить из них те моменты, которые особенно важны для исполнения роли тренера.

Что необходимо добавить, особенно новичку? Действие. Все, что вы прочтете здесь, должно воплотиться непосредственно в вашей каж­додневной деятельности, в практике, во время которой будет прове­рено каждое прочитанное слово.

Почему это особенно важно для начинающих? Уже работающие тренеры познали радость взаимодействия с группой. У них, конечно, тоже есть сложности и страхи, но они преодолели барьер начала. У на­чинающих этот барьер начала есть. Он связан с тревогой и страхом. Новички боятся, что еще мало знают. Они боятся, что группа не будет их слушать. Они всегда находят, чего им бояться для того, чтобы ото­двинуть момент действия. Основное условие, при котором вам стоит

продолжить читать эту книгу, — это постоянное действие. Если у вас еще нет группы, пробуйте небольшие моменты прочитанного со сво­ими друзьями — они тоже группа.

Покой и азарт тренера

Прежде чем начать работу тренера, необходимо настроиться, вой­ти в состояние покоя и одновременно азарта в предвкушении пред­стоящей работы с людьми. Покой плюс азарт — это состояние трене­ра, которое дает ему возможность сделать первый шаг и выйти на встречу с группой.

Для создания подобного состояния не обязательно практиковать­ся и учиться медитировать долгие годы. Важно внутреннее убежде­ние, что эти два состояния у вас сейчас есть. Как узнать, что они у вас есть? Из вашего опыта жизни. Вспомните самые яркие моменты из своей жизни, где вы были в состоянии покоя. Их должно быть не­сколько, в разное время, с разными людьми (или когда вы одни). Выберите одно, наиболее сильное, или сложите все воспоминания вместе. Вы получите необходимое вам состояние покоя. Его доста­точно вынуть из вашей копилки воспоминаний и сосредоточить на нем свое внимание.

То же самое необходимо сделать с состоянием азарта. Вспомните все события вашей жизни, связанные с этим состоянием. Это могут быть спортивные состязания, компьютерные игры, общение с други­ми людьми. Сделайте с состоянием азарта то же, что вы делали с со­стоянием покоя: выберите одно, наиболее сильное, воспоминание, связанное с состоянием азарта, и привнесите его в свое настоящее. Сосредоточьте на нем свое внимание.

Теперь вы располагаете двумя этими состояниями: покой и азарт одновременно. Попытайтесь создать из них единое целое и отследите ощущения в своем теле.

Осталось немного — научиться быстро вызывать это ощущение в нужное для вас время. Для этого создайте себе талисман этих состоя­ний — это может быть реальная вещь (брелок, маленькая игрушка, украшение и т. п.), а может быть воображаемая (любимое место, вещь, явление природы и т. п.). Зажмите в руке выбранную вами вещь (или вызовите в воображении какое-либо явление или событие) в то вре­мя, когда вы создадите у себя нужное состояние покоя и азарта одно­временно.

Проделайте это несколько раз. Таким образом, вы создадите услов­ный рефлекс. Каждый раз, когда вы будете зажимать в руке ваш та­лисман (или вызывать что-либо в воображении), у вас будет возни­кать связное с этим состояние покоя и азарта.

Если после нескольких упражнений вы научитесь входить в состо­яние покоя и азарта, вы уже можете начать общаться с группой, под­держивая в себе эти эмоциональные переживания.

Возможно, чтобы быть успешным тренером, вам понадобится больше, чем эти два состояния. Вы можете добавить еще какие-то эмоциональные состояния, облегчающие ваше взаимодействие с группой. Но с чего-то нужно начать, попробуйте с этих.

Сонастройка тренера на группу

Итак, мы научились настраиваться на работу с группой. Теперь нам важно научиться сонастраиваться с конкретной группой, которая си­дит перед нами. Каждая группа в вашей жизни тренера будет непов­торима. И с каждой вам придется сонастраиваться заново. Вам пред­стоит научиться понимать не одного человека, а группу — как единый сложный организм. Разные группы будут вызывать разные состояния. И в этом заключается творчество тренера. Разные сонастройки будут каждый раз создавать неповторимый рисунок тренинга.

Если вы в сонастройке со своей группой — вы открыты ее трево­гам, проблемам, творчеству и стремлениям. Вам легко черпать опыт жизни из вашей группы. Обогащается не только каждый член груп­пы, но и вы сами.

Каждый тренинг — это уникальная возможность полного прожи­вания жизни самим тренером. Это единственная возможность попол­нить свой тренерский опыт, возможность учиться.

Как вызывать состояние сонастройки? Самое главное здесь — от­сутствие спешки. Тренинг — это не урок. Вам важно сотворение со­стояния для совместного создания нового, а не вбрасывание новых знаний на неподготовленную почву.

Первое, отчего необходимо избавиться, — это нетерпение и недо­вольство. Эти состояния будут возникать у группы и передаваться вам. Если вы войдете с группой в эти состояния, то тренинг не получится. Отчего возникают состояния нетерпения и недовольства? От невер­ных иллюзий и неоправданных ожиданий. Группа ограничена во вре­мени. Тренер ограничен во времени. И у группы, и у тренера может

возникнуть иллюзия, что, чем больше они смогут сделать за это огра­ниченное время, тем эффективнее будет тренинг. И при такой сонастройке всякое замедление темпа будет вызывать нетерпение и недо­вольство. При этом состоянии загнанные группа и тренер, возможно, многое успеют, но именно с этими эмоциями тренинг может и закон­читься. Это та сонастройка, которая уводит тренера от группы, а группу от тренера.

Истинная сонастройка — это состояние гармонии, которая идет от вашего сердца к общему сердцу группы. Это то, что помогает вам преодолеть свою отдельность и почувствовать свое единение с состо­яниями группы. И это то состояние, которое через некоторое время возникнет в группе между ее членами. Группа начнет воспринимать вас как тренера, для которого она является частичкой его жизни. Если это состояние создано, создан тренинг.

Сочувствие, смелость и самоотверженность тренера

Какие состояния тренера облегчают создание сонастройки с груп­пой? В вашем поведении и поведении группы важно подчеркивать и проявлять такие состояния, как сочувствие, смелость и самоотвер­женность. Именно они порождают единение. Находите и отмечайте эти состояния в себе, в отношениях с другими. Приучайте группу со­здавать и отмечать в своем поведении эти состояния. Привычка быть в этих состояниях — одно из условий успешного тренинга.

Как начать это делать? Какие техники для этого нужны? Вы обя­зательно об этом спросите и будете правы. Техники могут быть лю­бые. Важно, что вы чувствуете, когда применяете эти техники.

Начните просто разговаривать с группой и учитесь слышать то, что вы говорите. Как сказанное вами слово влияет на слова и чув­ства группы? Учитесь соотносить проявление своих чувств и чувств группы.

Если вы еще не научились управлять своими словами и чувства­ми, то начните с того, чтобы отслеживать то, чем вы еще не управля­ете. Начните учиться у группы. Начните с малого и добавляйте по­немногу. Это может быть ритуал знакомства и ваши слова на каждое представление. Обратите внимание, как ваши слова влияют на груп­пу, и какую вызывают реакцию, как ваше представление себя повлия­ет на представление членов группы. В следующий раз вы уже измени­те что-то, чтобы добиться нужных вам состояний.

Но самое главное во всем этом — будьте в состоянии покоя и азар­та. Воспринимайте это не как экзамен на ваше мастерство, а как со­вместное радостное творчество, похожее на сотворение нового мира.

Духовное единение тренера и группы

Что важнее: техника или духовность тренера? Техника, конечно, важна. Но она становится пустым звуком, если нет духовности. Не имеет значения, какими техниками каких школ вы будете пользовать­ся в своих тренингах — гештальт, психоанализ, НЛП и т. п. Все они лишь сопровождение того важного и неповторимого, что должно со­здаться у вас с группой. И это называется духовным единением. Если будет взаимодействие от всего сердца, от глубины души, любая тех­ника подойдет и будет к месту. Только при этом условии у вас может появиться ваш личный и неповторимый стиль мастера. И научиться этому может любой — для этого не надо уникальных способностей. И особых секретов тоже не существует. Все дело в вашей воле: хватит ли ее, чтобы каждый тренинг был для вас новым и неповторимым. Чтобы в каждом тренинге присутствовал процесс творчества и ваша индивидуальность. А эти состояния тесно связаны с честностью, це­лостностью, духовной силой и глубоким убеждением в том, что ду­ховность намного важнее самых продвинутых техник. Если вам хва­тит для этого вашей воли, вы будете тренером.

Если вы тренер, то нет уже такого момента на вашем тренинге, когда вы не тренер. Вы не можете быть обиженным участником, са­мовлюбленным учителем, всезнающим воспитателем. Вы можете быть только тренером. И тогда ваше взаимодействие с группой можно на­зывать тренингом. При этом вам нужно быть сосредоточенным на том, что вы делаете в каждый момент жизни группы. И одновременно вам нужно отслеживать ваши состояния, чтобы не уйти от роли тренера в другие роли. Это постоянная борьба с собой и одновременная радость от маленьких побед над собой же.

Если вы решили начать вести тренинги и стать тренером, то плюс к этой книге вам необходимо наладить собственную методику рабо­ты. Вы можете выбрать свою школу, техники которой вам наиболее близки. Вы можете выбрать учителя, наблюдать за его работой, стать участником, а потом супервизором его групп. Поначалу важно копи­ровать понравившиеся вам фрагменты тренинга, приемы учителя. Это те блоки, которые потом перестроятся и станут фундаментом вашего

4 Зак. 1228

собственного тренинга, основанного на вашем творчестве. Помните, что различных правил ведения тренинга достаточно много, поэтому будем считать, что их нет. Главное — это постоянная учеба у выбран­ного вами учителя или нескольких источников, но учеба в собствен­ном темпе и в соответствии с собственными чувствами.

Второй этап — специальные упражнения и формы воздействия

Личность тренера

Не может быть окончания обучения тренерскому мастерству. Тре­нер учится всегда. Он всегда сосредоточен на группе и на том, что он делает. Невозможно вести тренинг по одинаковому шаблону, каждый раз повторяя теорию, анекдоты и набор упражнений. В этом случае тренер уподобляется лектору, оторванному от реальной группы. Тре­нер и группа начинают жить отдельно, теряется смысл тренинга. Остается выхолощенное построение этапов, и не более того.

Есть тренеры, которые считают себя в чем-то несовершенными. Они хотят избавиться от того, что, по их мнению, мешает им стать великими тренерами. Они хотят сделать свою личность близкой к идеалу. Зачастую это происходит из ложного убеждения, что тренер должен быть эталоном для подражания, а, следовательно, он должен быть идеальной или близкой к идеалу личностью. Это заблуждение, так как оно является ограничивающим в развитии членов группы. Члены группы перестают перенимать опыт жизни от других участни­ков. Они начинают считать себя несовершенными, а, следовательно, ограничивают себя в попытках сделать что-либо реальное в измене­нии своей жизни. Для некоторых дистанция от себя до идеального тренера кажется такой огромной, что у них опускаются руки, и они перестают хотеть изменений. Это путь к поклонению идеалам, но не путь изменений.

Конечно, тренер должен совершенствоваться как личность. Но зачем? С какой целью? Если цель — понимание себя во всем разно­образии проявлений и, в связи с этим, понимание других людей и жиз­ни в целом, то этот путь ведет и к совершенствованию его взаимодей­ствия с членами группы. Если цель — сделать себя идеалом, эталоном

для подражания, то это путь к секте, а не к тренингу. Он ограничивает как тренера, так и членов группы в их развитии и восприятии жизни во всем ее разнообразии.

Не все идеально в самом хорошем тренере. Вопрос, как относить­ся к тому, что тренеру в себе не нравится. Если что-либо в себе вызы­вает у вас недовольство и неприятие, то задумайтесь: насколько вы принимаете себя? Легко принять в себе любимые качества, помогаю­щие в жизни. Но принимаете ли вы свои недостатки? Ведь без них это уже будете не вы. Зачем нужны вам эти недостатки? Зачем ваше бес­сознательное защищает и оберегает их от вашего желания их изнич­тожить?

Если вы считаете себя излишне застенчивым, и это мешает вам в общении с людьми и в работе с группой, то где, в каких обстоятель­ствах это качество становится для вас необходимым? Возможно, оно нужно в общении с подобными вам застенчивыми людьми, и вы в этих случаях хорошо понимаете друг друга. Возможно, оно выбивает почву из-под ног у агрессивных и настырных людей, так как они сво­им агрессивным поведением не вызывают у вас такую же ответную реакцию. Наверное, есть и еще ситуации, где ваша застенчивость про­сто необходима. И вы можете вспомнить их.

А теперь, когда вы хоть немного полюбили свою застенчивость, найдите то качество, которое будет уравновешивать ее в ситуациях, когда она вам мешает. Это может быть уверенность. Добавьте себе уверенности во время ведения тренинга, и вы заметите, что вашей застенчивости стало меньше.

Подобным образом можно проанализировать любое качество, которое, по вашему мнению, мешает вам по жизни и в ведении тре­нингов.

Старайтесь не удалять мешающие вам в работе и жизни качества, а увеличивать те качества, которые их дополняют. Тогда процесс ра­боты над собой как над личностью тренера пойдет быстрее.

Отношение тренера к своим ошибкам

Не все тренинги, которые вы будете вести, окажутся успешными. У любого тренера, даже очень опытного, ошибки на тренингах неиз­бежны. Для нашего обучения важны не сами ошибки тренера, а его отношение к ним. Если после неудачного тренинга вы начинаете ви­нить себя, искать оправдание в плохом поведении группы или

отдельных ее членов, то этот тренинг не будет для вас обучающим. Наобо­рот, такая реакция остановит ваше развитие как тренера.

Невозможно стать тренером и не совершать ошибок. Ошибки — это необходимый путь вашего развития и обучения. Важно вырабо­тать в себе верное отношение к неудачам. В этом случае в следующих тренингах вы будете реже наступать на те же грабли. Но важно пони­мать и то, что на следующих тренингах появятся новые грабли, на которые вы рано или поздно наступите. И это будет следующим эта­пом вашего развития и обучения как тренера.

Как же верно относиться к своим ошибкам? Как к неоценимому опыту жизни.

Возможно, вы уже привыкли реагировать на неудачи привычны­ми мыслями: «Я никогда не стану хорошим тренером»; «Я недоста­точно подготовлен и поэтому не могу начать проводить следующий тренинг»; «Группа не воспримет меня как опытного тренера, а зна­чит, мне еще рано работать с людьми»; «Я слишком уязвим как лич­ность, а значит, из меня будет плохой тренер» и т. п. Вырвите их с корнями из сознания раньше, чем они начали воздействовать на ваше поведение. Можно при этом проделать совсем легкое упражнение: запишите мысли, ограничивающие ваше развитие и обучение, на бу­маге, а затем все, что вы записали, сожгите. После выполнения этого упражнения сразу наступает очищение нашего сознания от засоре­ния и стопора в обучении и развитии.

Направьте свое внимание на подготовку к следующему тренингу с учетом ошибок, которые возникли на предыдущем. Займите свой ум работой, а не переживаниями и нытьем. Таким образом, вы обучите его постоянно совершенствоваться и отучите от лени и оправданий своей бездеятельности.

Принятие ошибок как толчка к развитию и совершенствованию не означает, что их надо делать как можно больше. Во всем должны быть гармония и соразмерность. Конечно, во время тренинга вы дол­жны следить, чтобы ошибок было как можно меньше. Но если не ус­ледили (а за всем не уследить!), вот тогда и учитесь на них.

«Если вы взяли неправильную ноту, сделайте ее правильной с по­мощью последующих», — сказал как-то музыкант Джо Пасс. Из это­го следует, что случайные неудачи могут нести в себе ключи к откры­тиям. Даже из того, что что-то не так, можно сделать произведение искусства, но в том случае, когда вы осознаете, что происходит, и да­ете себе отчет в том, для чего вы это делаете.

Ограничения тренера

У каждого человека есть ограничения: физические, социальные, психологические, духовные. Ограничения есть и в работе тренера, в допустимости тех или иных техник, в личностных ограничениях. Для тренера важно не переживать по поводу своих ограничений, а понять и принять их. Нередко ограничения оказываются толчком к творче­ству, к поискам новых путей, которые не произошли бы, если бы ог­раничений не было.

Мы начинаем обнаруживать свои пределы только тогда, когда на­чинаем работать и развиваться. Есть ограничения, которые преодо­лимы. Например, вы можете быть не очень общительны в жизни. Зная, что вам надо уделять много внимания общению в группе, вы можете развить у себя внимательность к другому человеку и, как следствие, улучшить свою общительность.

Но есть ограничения непреодолимые. И осознание их болезнен­но. При этом нужно принять то, что есть. Нельзя застревать на недо­стижимом. Некоторые вещи просто не принадлежат нашей судьбе. Если вы находите удовлетворение в том таланте, который вам дан, то у вас не будет причин для огорчения. Есть тренеры, которым дано очень многое из необходимых личностных качеств, социальных ус­ловий, физических данных. У них есть все, что необходимо для того, чтобы быть успешным тренером. Но они не становятся таковыми, так как у них нет главного — согласия с самим собой и принятия себя. У вас может быть намного меньше данных, необходимых для того, чтобы стать тренером, но вы знаете свои ограничения и развиваетесь в соответствии с этим знанием. И вы через некоторое время станете более успешными тренерами. У вас есть главное — целеустремлен­ность, желание и принятие себя в своих ограничениях.

Мы не призываем принять свои ограничения и успокоиться. Мы призываем узнать, что наилучшим образом работает на вас, и быть естественными в развитии себя.

Профессиональное общение тренера

Работа тренера — это постоянное сотрудничество с другими людь­ми. Важно окружить себя профессиональными, компетентными, пре­данными делу специалистами. Сложно вариться в собственном соку. Тренер обязательно должен побывать на других тренингах в качестве

участника группы. Он должен прочувствовать все то, что будут чув­ствовать его слушатели внутри группы. И только это даст возможность ему лучше понять их состояния.

Важно присутствовать на других тренингах и в качестве суперви­зора. Через исполнение этой роли тренер развивает в себе аналитика и наблюдателя.

И роль включенного в процессы группы (тренер как участник груп­пы), и роль наблюдателя и аналитика (тренер как супервизор), — важ­ные моменты создания у тренера двух позиций: эмоциональной, вклю­ченной — и одновременно отстраненной, аналитической.

Старайтесь на других тренингах принимать все происходящее. Уходите от оценки. Оценка убивает восприятие. Если даже тренинг вам не нравится и не укладывается в ваши представления и ожида­ния, это тоже обучение. Это обучение разнообразию опыта, а также упрочение своих позиций по отношению к своему тренингу.

Обращайте внимание на личные цели тренеров. Есть тренеры, которые через свою работу тешат свое самолюбие, возвышают себя в глазах других. Эти тренеры пытаются привязать к себе членов груп­пы, вызвать у них чувство восхищения. Как правило, за этим скры­ваются посредственность и глубинная неуверенность в себе. Такие тренеры более озабочены личным положением, чем делом. Для них тренинги всего лишь средство для материальной обеспеченности, положения в обществе, приобретения «поклонников». Для таких тре­неров сам процесс обучения и развития теряет свое значение, так как он является продуктом продажи, а, следовательно, становится формализованным и повторяемым. Конечно, есть выдающиеся тре­неры, которые одновременно и богаты, и знамениты. Здесь важны приоритеты. Тренерство — это путь духовных, а не материальных богатств. В конечном итоге власть и деньги подобны отпечаткам наших ступней на прибрежном песке: мгновение — и их смывает вода.

Не приучайте себя к похвалам. Слишком много похвал приносят такой же вред, как и критика. Если вы считаете, что уже чего-то доби­лись, значит, вам предстоит еще больше работы.

Если вы ведете тренинги только ради денег (славы, карьеры и т. п.), то через некоторое время тренинги становятся для вас обременитель­ной работой, а группа — надоевшим элементом воздействия. Поищите себе другое место для реализации своих потенциалов. Возможно, что работа тренера — это не для вас.

Если вам нужен наставник, постарайтесь найти тренера, для ко­торого важны сам тренинг и группа. А его личные проблемы являют­ся для него материалом для развития, но вне группы. Такие тренеры с удовольствием проходят группы личностного роста, участвуют в дру­гих тренингах как слушатели, постоянно совершенствуются. Для них группа — это возможность расширения жизненного опыта слушате­лей для их дальнейшей жизни вне группы.

Отношение тренера к критике

Есть тренеры, которые остро переживают по поводу критики груп­пы или своих коллег. Это сигнал того, что они не до конца осознают цели, которые хотят достичь в своем тренинге. Если критика помога­ет достижению поставленных целей, ее нужно принимать конструк­тивно и использовать для своего развития. Если критикующие не по­нимают или не хотят понять целей тренера, то критика принимает деструктивный характер и на нее не следует обращать внимания. Не старайтесь угодить всем, особенно членам группы. На определенном этапе развития критика группы становится деструктивной и выража­ет не отношение к вашей работе, а защиту собственных амбиций и ожиданий.

Научитесь распознавать различные виды критики. Легко крити­ковать то, что в сложившихся условиях изменить уже нельзя или не­возможно. Как правило, критикующие плохо осведомлены об обсто­ятельствах происходящего. Легко критиковать для того, чтобы показать свою большую компетентность, чем у кого-либо другого. Страдающие этим люди, как правило, внутренне неуверенны. Подав­ляя других, они, как им кажется, выглядят сильнее. Легко критико­вать то, что расходится с вашими вкусами. Но это не значит, что дру­гое хуже или неправильнее.

Важно знать все эти моменты и относиться к подобной критике как к деструктивной и не требующей большого внимания.

Самая верная критика исходит от нас самих. Учитесь конструк­тивно критиковать себя. Тогда никто не скажет вам ничего такого, чего бы вы уже не сказали себе. Но не все, что вы в себе раскритико­вали, стоит объявлять миру. Многое оставьте внутри себя и займитесь собственным усовершенствованием.

Есть тренеры, которые предпочитают вести группы вдвоем, играя разные роли. Например, один берет на себя роль эмоциональную,

другой — аналитическую. Такие пары будут успешны в том случае, если их видение тренинга будет единым, и цели тренинга будут преоб­ладать над личными амбициями.

Скорость и темп тренера в группе

Многие тренеры слишком многого ожидают от группы. Они хо­тят быстрых результатов. Они ожидают, что члены группы начнут быстро изменять свое поведение. Они ждут, что их техники и воз­действия окажутся чудотворными и для слушателей все начнет ме­няться к лучшему. А так как и слушатели ожидают от тренера чуда, то у обоих появляется тревога по поводу динамики. Появляется же­лание скорости как в проведении тренинга, так и в появлении изме­нений. И чем быстрее группа во главе с тренером начинает двигать­ся, тем больше появляется поверхностного, незамеченного, неважного в ее проживании. Все в жизни приходит в свое время. Так и в группе: необходимы паузы для осмысления и остановки для об­думывания. Только в эти минуты рождается что-то новое. Правиль­ная скорость — это та скорость, которую вы почувствовали у груп­пы и соразмерили со своей. Сложение этих двух величин даст вам мудрость скорости тренинга. Важно уметь определять, где стоит ве­сти тренинг быстро, а где медленно. Это зависит от важности воз­никающих моментов на тренинге и от ваших целей, которые вы со­отнесете с целями группы.

Важно чувствовать те моменты, когда стоит начинать или закан­чивать что-либо делать или говорить. Чувство момента — одно из важ­нейших чувств тренера. Анекдот или шутка теряют свою остроту, если произносятся слишком поздно или слишком рано. Другими слова­ми, если произносятся не ко времени. Учитесь ловить нужный мо­мент для ваших замечаний, пояснений, действий. В этом будет выра­жаться ваше мастерство.

Паузы в работе тренера

Для чего необходимо умение держать паузу для тренера?

Пауза несет очень много значений в работе тренера. Она необхо­дима для проработки эмоциональных проблем тренера. Как чувству­ет себя тренер перед группой, насколько он берет на себя ответствен­ность за группу, насколько он тревожится за то, что делает группа?

Только во время паузы у тренера появляется возможность осознать собственное состояние.

Пауза необходима тренеру для осознания того, в каком состоянии находится группа, какие чувства она испытывает. А это, в свою оче­редь, необходимо для верной сонастройки с группой.

Пауза необходима тренеру как инструмент воздействия: в зависи­мости от развития групповых процессов меняется роль паузы.

Пауза может выступать критерием, по которому мы определяем, на каком этапе группового развития находится группа. Это будет под­робно описано в главе, посвященной описанию проведения тренин­га командообразования.

Влияние тренера на изменения в группе

Как правило, члены группы больше говорят об изменениях, чем на самом деле меняются. Тренеру нужно приучить себя верить не сло­вам, а реальным действиям в группе. Вера в слова — это иллюзия из­менений и иллюзия оценки работы тренера. Если и группа, и тренер впадают в подобные иллюзии, то настоящих изменений и развития на уровне поведения не происходит. Группа перестает жить. Она на­чинает галлюцинировать. Истинные изменения — это тяжкий труд, и они, как правило, не происходят на фоне всеобщей эйфории и раз­влекающих упражнений.

Часто бывает так, что тренер уже знает решение и знает, как его до­стичь, а группа находится в состоянии поиска. Не спешите. Важно не само решение, а то состояние, с помощью которого оно достигается. Учитесь у группы, она мудрее, ее темп более верен и соразмерен тем целям, которых вы хотите достичь. Опыт, который группа нашла само­стоятельно, становится для нее более ценным, нежели те знания, кото­рые вы дали ей, не дождавшись ее решений. Возможно, решения груп­пы будут менее зрелыми, чем ваши. Но эти решения покажут вам, на каком этапе находится группа. И они могут быть более приемлемыми для группы на этом этапе, чем ваши. Всему свое время. Для вас это дол­жно означать, что группа до ваших решений должна дорасти или ваши решения не совсем верны для этой группы. Не спешите показывать свое мастерство, не занимайтесь демонстрацией своих умений и знаний. Мастерство измеряется не тем, что вы демонстрируете, а тем, что вы держите в запасе. Контролируйте себя. Постоянно держите в голове вопрос: «Зачем я сейчас это делаю? Какой цели достигаю?»

Цели тренинга и удержание их

Наиболее частая ошибка тренера — это потеря цели. Когда это происходит, мы начинаем делать то, что в дальнейшем становится непонятным или неважным для нас самих и для группы. Например, мы начинаем проводить упражнение ради упражнения только пото­му, что оно записано в плане и его надо провести. Такое упражнение заканчивается ничем или анализом ни о чем. Мы начинаем задавать вопросы и не слушаем ответы, так как в это время думаем о чем-то своем, а не о целях тренинга и не о содержании ответов. Мы начина­ем спорить с одним из членов группы и через некоторое время забы­ваем содержание нашего спора. Происходит подмена целей. Мы уже не обучаем, а выясняем, кто умнее или сильнее на этом тренинге. И та­ких примеров можно привести множество.

Для постоянного удержания цели тренинга необходима концен­трация внимания на этой цели. При этом концентрация внимания тренера одновременно необходима и для отслеживания процессов в группе и того, что происходит в нем самом. И если концентрации на все направления недостает, то что-то начинает выпадать. Как прави­ло, страдает концентрация на цели тренинга.

Для управления концентрацией дзэнские мастера предлагают сле­дующее упражнение: сидя спокойно и безмолвно, медленно просчи­тать в уме от одного до десяти. Если что-либо прерывает счет — само­сознание, случайная мысль, осознание постороннего шума или даже собственного дыхания, — счет начинается сначала, от единицы. По­пробуйте проделать это простое упражнение, и если сумеете сосчи­тать более чем до одного — это показатель хорошей концентрации ва­шего внимания.

Третий этап — осознание степени совершенства и ответственности

Наличие истинной уверенности

Задумаемся на минуту: что отличит начинающего тренера от опыт­ного перед группой? Что в поведении тренера вызовет доверие груп­пы? На эти вопросы можно ответить одним словом: уверенность.

Начинающий тренер неуверен и тревожен до тренинга и во время его. Он может скрывать свою тревогу излишней бравадой, агрессией, директивностью. Но группа, как правило, мудрее и проницательнее. То, что тренер несет внутри себя, будет через некоторое время прочитано группой и отдано ему обратной связью.

Если тренер скрывает свою тревогу излишней самоуверенностью, то через некоторое время у него завяжется спор по какому-либо воп­росу, и группа постарается сделать все, чтобы показать ошибочность его мнения. Если тренер скрывает свою тревогу излишней агрессией, то через некоторое время группа агрессивно отреагирует на его пове­дение. Если же тренер показывает свою тревогу как неуверенность и слабость, то через некоторое время группа перестанет воспринимать его как тренера.

Как показать истинную уверенность? Что сделать, чтобы группа приняла вас как опытного тренера?

Для этого необходимо на самом деле много работать. Самураи го­ворят: «Человек, достигший мастерства в каком-нибудь одном искус­стве, дает это каждым своим действием».

Невозможно знать все и вести абсолютно любые тренинги на лю­бые темы. Невозможно наизусть выучить заранее написанный, пусть даже гениальный, тренинг. Жизнь шире, чем то, что мы можем пре­дугадать. И в ходе реального тренинга обязательно возникнут ситуа­ции, не предусмотренные в заранее написанном сценарии.

Выход один — выбрать направление и глубоко изучать его. Приве­дем как пример тренера, который выбрал своим направлением прове­дение тренингов продаж и коммуникаций для торговых представите­лей компаний, распространяющих алкогольную продукцию. Сначала он изучил особенности проведения тренингов. Потом он изучил, чем отличаются компании, распространяющие алкогольную продукцию, от компаний, торгующих другими товарами. Затем он окончил курсы сомелье, чтобы понимать тонкости алкогольной продукции. Постепенно он соединял свои глубокие знания в области проведения тренингов с полными знаниями особенностей торгующих компаний и их продукции. В результате получился цикл уникальных тренингов, во время которых тренер чувствовал себя уверенно и как ведущий группы, и как эксперт в области профессиональной деятельности участников тренинга.

Конечно, можно выбрать направление обучения, не связанное с особенностями заказчика. Но направление должно быть выбрано обя­зательно. Это может быть психологическая школа, в рамках которой

вы будете проводить тренинги. Вы можете стать замечательным «гештальтистом» или «арт-терапевтом» и работать в рамках этих школ. Вы можете выбрать направление тренингов, которые решают личные проблемы, и прорабатывать именно его. Важно понимать, в каком направлении вы развиваетесь, и чувствовать, что именно в нем вам комфортно и интересно. Тогда появится чувство уверенности, а вме­сте с ним и отдача от работы с группой в виде взаимообучения.

Если вы выбрали свой путь и работаете, углубляя знания и опыт, то в ходе работы с группой у вас обязательно появится еще один ис­точник обучения — групповой опыт. Он всегда больше, чем личный опыт тренера. И если тренер нащупывает этот опыт, то его развитие и совершенствование становятся безграничными.

Умение использовать групповой опыт

Как научиться брать групповой опыт? Очень просто. Надо научить­ся слушать и слышать группу. Надо признать для себя, что группа муд­рее вас и всякое проявление — это сигнал вашего воздействия. Надо научиться постоянно задавать себе вопрос: «Что я сделал такого, что группа повела себя определенным образом? Повторю ли я это? Учту ли я это на будущее?» Надо каждый раз искренне благодарить группу за полученный разнообразный опыт проживания. Надо обращать внимание участников группы на то, что их внутренний групповой опыт намного шире и многообразнее, чем опыт тренера.

Когда во время тренинга возникает подобное понимание и члены группы начинают ценить опыт каждого, вы начинаете обогащаться бесценным опытом группы в целом.

Решение проблем группы, а не своих

Каждая ваша группа будет неповторима в своем самовыражении. Есть группы, особенно личностного развития, которые можно на­звать, например, «группа толерантности», «чувствующая группа», «группа любви». Это означает, что для большинства в этих группах возникали темы, которые были больше связаны с тем или иным со­стоянием жизни.

Для тренера важно прочувствовать возникновение важных для группы тем и поддержать их развитие. Подобное состояние не возни­кает в группе сразу, группа должна прожить определенные этапы

своей жизни, чтобы выйти на то общее, что ее может связывать и харак­теризовать, чтобы выйти на то, что ее более всего волнует. И это же должно волновать и тренера. Он в этом случае выступает своеобраз­ным камертоном, который чувствует, в каком диапазоне наиболее интересно проживать группе, и поддерживает его.

Иногда волнующее группу совпадает с тем, что волнует тренера. Иногда не совпадает. Для тренера это неважно. Он должен каждую минуту отдавать себе отчет, что группа пришла решать свои пробле­мы и обучаться, а не он.

Он может отслеживать, какие чувства у него возникают по отно­шению к той или иной теме, поднятой в группе. Но важными для тре­нера остаются темы участников группы, а не его личные.

Тренер пытается с помощью чувств и анализа понять и принять проблемы группы, но не решать собственные проблемы за счет груп­пы. Этот очень важный момент отличает профессиональную работу тренера от непрофессиональной. И группа чувствует это.

Если тренер начинает решать свои проблемы, то группе через не­которое время становится скучно или она раздражается. Возникает ощущение, что тренер перестает слушать и слышать группу, а слуша­ет и слышит только себя.

Если тренер направлен на группу, то группа через некоторое вре­мя отражает действия тренера в виде благодарности за то внимание, которое она получила. Группа начинает учиться также внимательно относиться к каждому своему члену. Группа начинает учиться быть самостоятельной и решать возникающие проблемы внутри с мини­мальной помощью тренера. Этот момент и является наиболее обуча­ющим для тренера, так как приемы группового решения проблем на­много шире, чем накопленный арсенал самого опытного тренера. Важно улавливать их и присоединять к своему тренерскому багажу.

Энергетическая взаимосвязь с группой

Обучение у группы дает тренеру неоценимое качество — облада­ние энергией влияния и наполнения. Тренер не истощается, отдавая себя целиком группе, а, наоборот, принимает энергетику группы, на­полняя себя ею.

Энергия группы намного сильнее энергии одного человека. И если вы пытаетесь воздействовать на группу своей энергией, считая, что вы сильнее, то итогом будет ваше истощение.

Важно изначально признать силу группы и дать возможность груп­пе также понять и принять свою силу. Тогда вы сможете, сохраняя свою энергию, брать энергию группы для своего дальнейшего развития.

Группа, которая осознает свою силу, становится щедрой. Она на­чинает одаривать своей энергетикой не только собственных членов, но и передавать положительные импульсы энергии в окружающий мир. Группа начинает созидать, а тренер получает дополнительную возможность созидания вместе с нею.

Использование интуиции

Опытный тренер обладает еще одним бесценным качеством — раз­витой интуицией. Вы можете прочитать бесчисленное количество литературы, пройти множество обучающих тренингов, но вы никог­да не станете хорошим тренером, если не начнете самостоятельно проводить тренинги. Интуиция формируется только во время работы.

Можно знать, что группа проходит четыре стадии развития. Мож­но знать, что в группе обязательно начнется конфликт, и он через не­которое время закончится. Можно даже выучить критерии, по кото­рым стараться определить, когда конфликт начался и когда он должен закончиться. Но выбрать верное время для упражнения, связанного с началом конфликта, и верно определить, когда стоит прервать затя­нувшиеся пререкания в группе, поможет только интуиция, сформи­рованная многими часами отслеживания собственного поведения на подобных тренингах.

Иногда на тренинге может возникнуть ситуация, о которой вы нигде не сможете прочитать. Доверяйте своей интуиции. Всякая ло­гика в подобных случаях может быть пагубной. Ваши чувства, кото­рые соединили в себе множество похожих ситуаций, объединенные в умении прислушиваться к себе, придадут вам силы сделать что-либо, возможно противоречащее логике и правилам, что будет уникально и единственно верно в сложившейся ситуации.

Наличие нескольких позиций восприятия

Как научиться отслеживать собственное состояние, доверять ин­туиции, слушать и слышать группу и одновременно со всем этим по­стоянно помнить о цели и о том материале, который вы должны до­нести до группы?

На первый взгляд, это невозможно. Но на самом деле это необхо­димо и через некоторое время покажется вам достаточно простым делом. Важно только отработать у себя так называемые три позиции восприятия и находиться в каждой из них практически одновременно в любой момент вашего тренинга.

Первая позиция — отслеживание себя как тренера, своих чувств, своей интуиции, своего отношения к тому, что происходит в группе.

Вторая позиция — отслеживание группы, ее состояния, ее прояв­лений. Это позиция, в которой тренер слышит и слушает группу.

Третья позиция — это постоянный ответ себе на вопрос: «А что сей­час происходит? Следую ли я поставленным целям? Для чего я это делаю, и что при этом делает группа?».

Истинное обучение тренера — это отрабатывание в различных ситуациях этих трех позиций, отслеживание у себя преобладание и силу одной из позиций и недостаток и слабость других.

Участие в тренингах в качестве слушателя позволяет тренеру, с од­ной стороны, отработать первую позицию — понять и принять себя, научиться отслеживать свои мысли и чувства, свое поведение. С дру­гой стороны, научиться слышать и слушать других участников тре­нинга и по их обратной связи понимать, насколько успешно он это делает.

Участие в качестве супервизора, наблюдателя на тренингах позво­ляет отработать третью позицию — «взгляда на происходящее со сто­роны». Научиться не «влипать» в процессы, которые происходят на тренинге, а анализировать их с точки зрения целей тренинга и дей­ствий тренера.

Проведение собственных тренингов и позволяет объединять все три позиции — одновременно отслеживать себя, чувствовать и ана­лизировать поведение группы и понимать, что происходит на тренинге в целом и насколько в каждый момент тренинга решаются постав­ленные цели и задачи.

В этом и заключается мастерство тренера.

Разделение ответственности с группой

На этом уровне тренер начинает осознанно понимать меру ответ­ственности перед группой и разделять ее с ней. Его тренинг наполня­ется еще одной необходимой целью — дать возможность группе при­нять на себя часть ответственности за то, что происходит в каждый

момент тренинга, и воздействовать на это. В этом случае тренер сни­мает с себя всю полноту ответственности за происходящее и тем са­мым дает группе дополнительный импульс развития и приобретения нового опыта, необходимого для выхода в самостоятельную реальную жизнь.

Группа, которая приняла часть ответственности за происходящее на тренинге, начинает работать более плодотворно и креативно. Она начинает понимать, что не все зависит от тренера. Она начинает при­нимать уникальность опыта каждого члена группы и утилизировать его в своих целях.

А тренер при этом снимаете себя часть ненужной тревоги за исход тренинга, так как группа начинает работать для достижения постав­ленных и принятых ею целей вместе с тренером, а следовательно, бе­рет часть ответственности за результаты на себя.

В этом случае тренер приобретает необходимое спокойствие в лю­бых ситуациях и мудрость при принятии решений, зачастую переда­вая их группе или решая что-либо вместе с нею.

Чем больше ответственности передает группе тренер, тем мудрее становится группа и тем быстрее происходит обучение в ней. Тем боль­ше возможностей у членов группы воплотить полученный опыт в ре­альной жизни самостоятельно, без тренера и без группы. Тем самым мы уходим от «сектантства» в групповом процессе.

Выводы

  1. Для управления процессом командообразования на предприя­тии тренер должен иметь необходимые личностные качества, на­выки и умения.

  1. Существуют три ступени подготовки тренера, каждая из кото­рых усиливает его профессиональную компетентность.

  2. Подготовка тренера в области управления групповыми процес­сами имеет свои особенности: тренер должен научиться отсле­живать групповые процессы в целом, а не только поведение от­дельных членов группы.

  3. Личность тренера, так же как и личность руководителя, влияет на групповую динамику, затормаживая или усиливая ее.

  4. Тренеру необходимо научиться гибко менять свое поведение для управления групповой динамикой.

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей