Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методическое наследие. Книга 1. ЧАсть 1. Нарушения голоса. Дислалия..pdf Методическое наследие. Книга 1. Часть 2. Ринолалия. Психологический тренинг


НазваниеПсихологический тренинг
АнкорМетодическое наследие. Книга 1. ЧАсть 1. Нарушения голоса. Дислалия..pdf Методическое наследие. Книга 1. Часть 2. Ринолалия. Диз
Дата04.10.2017
Размер6.47 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаSartan_G_N_Trening_komandoobrazovania.doc
ТипДокументы
#25340
страница3 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Глава 2

СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНД НА ПРЕДПРИЯТИИ
Цель данной главы — дать стройную систему внедрения командных способов взаимодействия на предприятии:

  • обучить проведению организационной диагностики;

  • предоставить методические материалы для проведения организационной диагностики;

  • сформировать представление о проведении послетренингового сопровождения.

Материал данной главы написан в доступной форме с больший количеством примеров из отчетов, сделанных на основе данных исследований различных предприятий. Он будет интересен не только консультантам (тренерам), но и руководителям, так как они самостоятельно смогут провести исследование своего коллектива и решить, насколько они готовы к внедрению командного взаимодействия на своем предприятии.

Современное состояние консалтинговых услуг

Растущая конкуренция и перенасыщение рынка неизбежно приводят к необходимости динамических изменений и внутри предприятий. Во многом успешность бизнеса зависит от готовности сотрудников принимать эти изменения и участвовать в них. В связи с этим, существенно меняются требования к уровню знаний и навыков сотрудников предприятия. Традиционные методы обучения и развития персонала не всегда отвечают этим требованиям.

Если еще недавно основой обучения персонала были тренинги «навыковые», то сегодня не менее важной частью обучения являются

мероприятия, посвященные адаптации и нематериальной мотивации персонала. Попытки обучать персонал «традиционными» методами («тренировать, а если нет результата — много тренировать») приво­дят к феноменальной ситуации: сотрудники с легкостью демонстри­руют знания и навыки и совершенно не применяют их на практике. В подобных ситуациях и методы материальной мотивации не будут столь эффективны. Значительная часть сотрудников скорее научится жить за меньшие деньги, чем примет те изменения, которых требует рынок.

На сегодняшний день традиционный пакет обучения сотрудни­ков предприятий выглядит следующим образом:

  1. Семинары, посвященные знанию продукта (предмета работы). Они нужны в любом случае, иначе сотрудники не смогут вы­полнять свою работу компетентно.

  1. «Навыковые» тренинги, то есть тренинги для сотрудников лю­бого уровня, посвященные их функциональным обязанностям, включая навыки управления.

  1. Организационные тренинги.

  2. Развивающие мотивационные тренинги.

  3. Мероприятия по адаптации.

Проведение даже подобного «краткого» пакета мероприятий тре­бует значительных затрат времени и ресурсов. Процесс обучения, так же как и процесс изменений, непрерывен, следовательно, сотрудни­ков начинают обучать за счет их рабочего времени или отдыха.

В связи с этим актуальными становятся поиск принципиально новых методов обучения персонала и разработка более эффективных форм тренинга, отражающих основные требования бизнеса к обуча­ющим мероприятиям:

  • Компактность — мероприятие должно занимать немного вре­мени и сам процесс обучения должен быть максимально ин­тегрирован в процесс работы.

  • Мобильность — деятельность компании не всегда бывает ло­кализована в одном месте. Поэтому важны методы организа­ции обучения на местах (в регионах).

  • Универсальность — форма мероприятия должна быть пригод­на для любой группы сотрудников.

  • Эффективность — мероприятие должно быстро давать резуль­тат, который не будет краткосрочным.

Разработка новых форм и методов обучения персонала заключа­ется в поиске и реализации тех ресурсов, которые ранее использова­лись недостаточно. Идеально — создание коллектива, готового к са­мообучению, самоорганизации и самомотивации.

Путь к созданию подобного коллектива неизбежно лежит через командообразование по технологии «SNED».

К сожалению, наиболее распространенные фирмы командообра­зования на рынке консалтинговых услуг создают все что угодно, но не команды, нацеленные на результат.

Разберем виды тренингов, которые в настоящее время представ­лены на рынке консалтинговых услуг.

Тренинги командообразования, основанные на распределении ролей по Белбину или по Майерс — Бриге. На тренингах происходит диагностика членов группы и распределение ролей для эффективно­го выполнения поставленных целей и задач. Что дают руководителю подобные тренинги и каковы их последствия?

Четкое распределение ролей необходимо членам группы тогда, когда у них присутствует повышенная тревожность, личные интере­сы преобладают над общими, наблюдается соперничество на уровне личных, а не рабочих приоритетов. Это критерии нахождения груп­пы на первом этапе развития. Если все эти проблемы будут решены с помощью диагностики членов группы и последующего распределе­ния ролей, основанного на их предпочтении по жизни, то в результа­те мы получим не развитие группового процесса, а его остановку. Груп­па так и останется на первом этапе своего развития. На некоторое время подобным образом отрегулированные группы улучшат свою работу. Но они будут успешны только в реализации тех целей, под которые были подобраны ролевые предпочтения, и неуспешны в тех случаях, когда от участников группы потребуется гибкость и ролевые предпочтения придется менять. Также возникнут сложности с при­ходом в группу нового члена, не определенного по роли, или замены члена группы на другого сотрудника. Сужается выбор, на сотрудни­ков навешиваются ярлыки, которые предопределяют их поведение в одном направлении и не подразумевают развития в других. У сотруд­ников появляются замечательные способы обосновывать свое неэф­фективное поведение. В итоге группа не меняет своих норм и правил поведения, а искусственно добавляет к ним лишь некоторые навыки при выполнении тех или иных задач. Таким образом, назвать подоб­ные тренинги тренингами командообразования невозможно,

поскольку команд как таковых они не образуют, а лишь формируют не­которые дополнительные навыки поведения.

Второй тип тренингов командообразования внешне по описанию похож на технологию «SNED», но только внешне. Организаторы подобных тренингов обещают прохождение группой нескольких эта­пов, в том числе и этапа конфликта, и создание из группы команды под цели и задачи предприятия. На самом деле группа не проходит обещанного этапа конфликта, перерождающего группу в команду. Организаторы подобных тренингов путают конфликты первого и второго этапов. Конфликт, при котором группа объединяется против кого-либо или чего-либо, называется общегрупповым конфлик­том. Идет подмена понятий, которая приводит не к развитию груп­пы, а к упрочению неэффективных штампов ее поведения. Конфликт, при котором группа объединяется против кого-либо, предполагает преобладание личных целей над целями предприятия, так как в основе подобного конфликта лежит тревога членов груп­пы за собственное существование. Объединение способствует сни­жению этой тревоги, а наличие общего врага отводит групповую аг­рессию от других ее членов. Сотрудников в этот период не беспокоит, каким образом будут достигаться цели предприятия, их волнует соб­ственное благополучие, связанное с выживанием в неблагоприят­ных условиях.

Общегрупповой конфликт отличается от конфликта против кого-либо тем, что в нем не ищут виноватых. Члены группы начинают со­относить личные цели с общегрупповыми целями, искать общие точ­ки соприкосновения, выяснять отношения; члены группы раскрываются и проговаривают свои позиции по отношению к груп­пе. Если подобным конфликтом управлять профессионально, то груп­па выходит из него с новыми ресурсами развития и потенциалом к перерождению в команду.

Третий тип тренингов, наиболее распространенный на консалтин­говом рынке, — это тренинги, которые предполагают объединение участников группы на основе совместного выполнения ряда заданий. Задания могут быть сложными как в физическом плане, например «веревочные тренинги», так и в интеллектуальном плане, например участие в различных моделируемых ситуациях или в ролевых играх. Но во всех этих заданиях присутствует соперничество в различных видах — личностное или между подгруппами, а также отсутствует ана­лиз того, что, собственно, во время всего этого происходило в группе

и для чего все это ей необходимо. В результате группа может объеди­ниться, но не вокруг целей предприятия, а вокруг личных предпочте­ний и интересов, сотрудники часть рабочего времени будут тратить на общение, не связанное с целями и задачами предприятия. Их про­изводительность естественным образом будет падать.

Все остальные тренинги и книги по командообразованию на со­временном консалтинговом рынке представляют собой совокупность вышеперечисленных направлений. Главное их отличие от технологии «SNED» заключается в том, что они формируют все что угодно, но только не команду.

Формирование команды по технологии «SNED» подразумевает управление динамикой группы с целью создания энергетически ре­сурсной, самоорганизующейся команды. Целью работы команды бу­дет направленность на результат через решение целей и задач той ком­пании, в которой она находится.

По нашему мнению, если отвлечься от искусственно созданных идеальных моделей команд, команду можно построить в любой ком­пании, на любом предприятии. Но при этом необходимо знать, на каком этапе развития находится данное предприятие и каковы цели и задачи руководителя, под которого будет строиться команда. В ре­альности (не в идеале) команда на предприятии строится под кон­кретного лидера (формального руководителя). Поэтому необходимо учитывать, что именно под командой понимает он, каковы его за­просы, с какой группой ему будет комфортнее работать. Но при этом есть главное условие построения подобной команды: руководитель должен захотеть слушать и слышать подчиненных ему людей, а так­же, хотя бы частично, раскрыть и свои цели перед ними.

Можно сказать, что руководитель, который почувствовал необхо­димость команды на предприятии, интуитивно почувствовал стагна­цию развития или начало конфликтной ситуации (возможно, нали­чие скрытого конфликта). И чем раньше эта интуиция сработает, тем более мудрым можно считать руководителя.

Формирование команды необходимо в тех случаях, когда на пред­приятии присутствуют хотя бы несколько из перечисленных характе­ристик:

  • руководитель хочет найти дополнительные нематериальные ресурсы для повышения эффективности сотрудников;

  • руководитель хочет повысить творческую активность сотруд­ников;

  • появилась необходимость изменения корпоративной культуры, норм, правил поведения;

  • личные цели сотрудников начинают преобладать над общими целями предприятия: сотрудники работают больше на себя, чем на предприятие;

  • непонимание сотрудниками того, что на данный момент про­исходит на предприятии;

  • плохое распределение функций: у одних возникает ощущение, что они делают больше, чем другие;

  • руководство уделяет мало внимания оценке деятельности под­чиненных; система мотивации построена односторонне (толь­ко материальное стимулирование или наказание);

  • недостатки в системе делегирования: сотрудники плохо под­чиняются, руководители неудовлетворительно руководят;

  • несогласованность работы между подразделениями;

  • неверие в возможность достижения общих целей;

  • нежелание сотрудников обучаться;

  • отсутствие мотивации применять полученные знания при обу­чении в реальной работе.

Если хотя бы несколько из перечисленных характеристик присут­ствуют на предприятии, руководителю следует подумать о проведе­нии командообразования, начиная с верхнего уровня руководства.

Оптимальный способ достижения эффективного развития пред­приятия — внедрение комплексной программы командообразования. Она включает в себя организационную диагностику, тренинг и послетренинговое сопровождение.

Каждый из этапов разрабатывается под цели и задачи, поставлен­ные руководством компании, и корректируется по мере выполнения. Схема программы командообразования по технологии «SNED» пред­ставлена в Приложении 4.

Наиболее часто встречающиеся запросы на командообразование перечислены ниже.

  1. Формирование оперативных команд — работа в ограниченном времени отобранного состава исполнителей на достижение по­ставленных целей.

  2. Сплочение топ-менеджеров с целью более результативного об­мена информацией, усиления креативности и объединения уси­лий для достижения целей предприятия в целом.

  1. Сплочение сотрудников внутри подразделения (отдела) с целью бо­лее эффективной организации управления подчиненными и по­вышения работоспособности подразделения в системе всего предприятия.

  2. Сплочение среднего менеджмента с целью ускорения прохожде­ния информационных потоков, улучшения психологического климата и соотнесения собственных целей и общими целями предприятия.


Цели, задачи и процедура проведения организационной диагностики

Проведение организационной диагностики предприятия позволя­ет выяснить цели и задачи предприятия, для решения которых необ­ходимо командное взаимодействие; уточнить состав участников тре­нинга командообразования; подготовить план тренинга, максимально приближенный к запросам руководителя предприятия.

Во время проведения организационной диагностики выясняются групповые нормы и правила предприятия. Выявляются формальные и неформальные коммуникации между сотрудниками предприятия. Уточняются цели и задачи формирования команды.

Цели проведения организационной диагностики перечислены ниже:

  1. Определение готовности персонала к командному взаимодей­ствию.

  2. Подготовка к проведению тренинга командообразования с це­лью формирования команды под цели и задачи предприятия.

Исходя из целей, формулируются задачи организационной диа­гностики:

  1. Выяснение готовности руководящего состава компании к ко­мандообразованию.

  2. Выявление формирующихся формальных и неформальных ком­муникаций между управленческим составом компании.

  3. Уточнение в контексте деятельности компании целей и задач предприятия, для решения которых необходимо командное вза­имодействие.

Процедура проведения организационной диагностики включает в себя интервью с руководителями компании последующим вопросам:

  1. Исследование готовности руководящего состава компании к формированию команды (анкета, Приложение 2).

  2. Уточнение понимания термина «команда» и выяснение моти­вов создания команды (интервью, Приложение 2).

  3. Уточнение целей и задач формирования команды (анкета, При­ложение 3).

Выявленная и обобщенная информация представляется руково­дителю компании в виде отчета. Далее на ее основе проводится под­готовка плана тренинга командообразования, который также согласуется и утверждается у руководителя компании.
Проведение интервью и обобщение его результатов

Рассмотрим каждый из этапов проведения организационной диа­гностики.

Первое, с чего начинает работу консультант, — это выяснение целей и задач программы командообразования в форме интервью, сначала с руководителем компании (с заказчиком), а затем с выделенным управ­ленческим составом. Интервью проводится по определенному плану и по заранее составленным вопросам. В Приложении 2 приводятся при­мерные вопросы подобного интервью.

Во время проведения интервью важно обращать внимание не толь­ко на ключевые проблемные моменты личных взаимоотношений меж­ду сотрудниками, но и на проблемные производственные зоны в ком­пании, поскольку это, как правило, взаимозависимые показатели и наличие одних проблемных зон предопределяет появление других.

Мы рекомендуем приводить в отчете обобщенные данные и по проблемам взаимоотношений, и по производственным проблемам компании. Ниже мы приводим пример подобного отчета, который Пыл сделан на одном из производственных предприятий, включаю­щих в себя несколько фабрик.

Анализ состояния дел в компании по результатам проведенных интервью и общего обсуждения

В настоящий момент следует отметить большую заинтересованность со­трудников в делах компании, их желание вникать в процессы, брать на себя ответственность за происходящее, менять методы своей работы.

Сотрудники умеют анализировать процессы, делать выводы, у них есть желание применять на практике новые формы управления. Между сотруд­никами в неформальной обстановке наблюдаются комфортные эмоциональ­ные отношения. Можно определить эмоциональных и процессуальных лиде­ров. В целом на предприятии присутствует здоровый психологический климат, в чем есть большая заслуга генерального директора.

Но вместе с положительными моментами сами сотрудники выделяют и накопившиеся проблемы, которые могут, если их своевременно не решить, осложнить производственные процессы на предприятии, понизить его рен­табельность.

Производственные проблемы:

  1. Проблема узкого выбора поставщиков, нет альтернативы. Из-за этого бывают срывы производства вследствие несвоевременной поставки комплектующих.

  1. Проблемы отделов сбыта. В другие города принимаются заказы на «сырые», плохо проработанные модели. В технические задания постоянно вносятся коррективы, что осложняет работу с заказчиками. Техническая документация усложнена, а иногда и не вовремя подготовлена.

  2. Отдел продаж плохо знаком с технологией производства. Приходят необоснованные отказы, которые сотрудники отдела продаж сразу отсылают на производство, предварительно не уточнив суть вопроса с клиентом.

  1. При определении сроков выполнения заказов недостаточно учитывается система предоплаты и сроки поставки комплектующих. Процесс необходимо отрегулировать. В первую очередь осуществлять выполнение моделей заказчиков, которые уже сделали предоплату. Должны быть плановость и приоритетность.

  1. Проблемы с информацией. Так как часть информации передается устно, она теряется и не передается по назначению.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей