Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методичка. Регуляция сердечной деятельности


НазваниеРегуляция сердечной деятельности
АнкорМетодичка.doc
Дата25.09.2017
Размер0.57 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодичка.doc
ТипДокументы
#19545
страница1 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8




ТЕМА: РЕГУЛЯЦИЯ СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. План изучения темы.

1. Механизмы регуляции деятельности сердца.

1.1 Интракардиальные механизмы регуляции.

1.1.1 Внутриклеточные механизмы (изменения обмена веществ, интенсивности функционирования кардиомиоцитов, гипертония элементов кардиомиоцитов, миогенные механизмы – закон Франка-Старлинга, эффект Анрека и т.д.).

1.1.2 Межклеточные механизмы (регуляция межклеточных связей, эффект Боудига).

1.1.3 Внутрисердечные гидхиферические рефлексы (мегасимпатическая регуляция сердца).

1.2 Экстракардиальные механизмы регуляции.

1.2.1 Нервно – рефлекторная регуляция.

1.2.1.1.Безусловно – рефлекторная регуляция (собственные, созданные и неспецифические кардиальные рефлексы).

1.2.1.2 Симпатическая и парасимпатическая регуляция функции проводящей системы сердца, сократительного миокарда и коронарных сосудов).

1.2.1.3 Тонус нервных центров, регулирующих деятельность сердца.

1.2.1.4 Условно – рефлекторная регуляция сердца.

1.2.2 Гуморальные и гормональные механизмы регуляции сердца.

Вопросы темы для самостоятельного изучения.

1. Возрастные особенности регуляции функции сердца.

2. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний сердца.

3. Экология

4. Компенсаторные механизмы сердца.
Перечень лабораторных работ.

1. Опыт Гольца

2. Опыт Данини-Аншера

3. Влияние адреналина, ацетилхолина, ионов кальция, ионов калия на деятельность сердца

4. Изменения деятельности сердца при физических нагрузках резитной интенсивности

5. Изучение влияния симпатического и … на деятельность сердца.
Обязательные для выполнения задания.

1. Объяснить, как изменяется ЧСС при выключении влияния на сердце симпатических нервов (а), назначение симпатических нервов (б) при полной денервации сердца?

2. Нарисуйте схему интракардиальной и экстракардиальной регуляции сердца.

3. Нарисуйте схему и объясните механизм изменения автоматии и сократимости сердца под влиянием адреналина и ацерилхолина.

4. Животному введены внутривенно пороговая доза вакцины. Как и почему изменится автоматия и сократимость сердца в этом случае?

5. При воздействии адреналина на………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………?

При внутривенном введении адреналина животному возникают двухфазные изменения автоматии сердца. Объясните какие и почему?

Вопросы для самоконтроля.

1. Что значит регулировать функцию сердца?

2. Изложите классификацию механизмов регуляции функции сердца.

3. Что такое интракардиальные механизмы регуляции сердца?

4. Как может изменяться обмен веществ в кардиомиоцитах при изменении функционального напряжения сердца?

5. Что вы понимаете под интенсивностью функционирования кардиомиоцита? За счет каких механизмов может изменяться интенсивность функционирования кардиомиоцитов?

6. Что вы понимаете под гипертрофией миокарда? Какие формы гипертрофии могут быть?

7. Что значит гетерометрический и гомеометрический механизмы саморегуляции сердца?

8. Объясните закон Франка-Старлинга.

9. Объясните эффект Аншера.

10. Что такое межтканевые механизмы регуляции функции сердца?

11. Как осуществляется анатомическое функционирование связь кардиомицитов?

12. Как осуществляется эффект Боудича?

13. Какое значение играет метасимпатическая вегетативная нервная система в регуляции функции сердца?

14. Что вы понимаете под экстракардиальной регуляцией сердца?

15. Что значит нервно - рефлекторная регуляция сердца?

16. При раздражении каких рефлексогенных зон могут возникать изменения функции сердца?

17. Какие особенности симпатической и парасимпатической регуляции сердца?

18. Как изменяются функциональные свойства сердца под влиянием под влиянием симпатической и парасимпатической нервной системы? Укажите механизмы этих влияний.

19. Назовите механизмы изменения кровотока под влиянием симпатической и парасимпатической нервной системы?

20. Обоснуйте понятие о собственных, сопряженных и неспецифических кардиальных рефлексов.

21. Что значит условно - рефлекторная репарация сердца? Каковы ее механизмы?

22. Что вы понимаете под гуморальной регуляцией сердца? Привидите конкретные примеры разнонаправленных влияний гуморальных факторов на функцию сердца.

23. Объясните механизм остановки сердца в фазу систолы при избытке ионов кальция в перфузированном сердце растворе?

24. Объясните механизм остановки сердца в фазу диастолы при избытке ионов калия в перфузированном сердце растворе?

25. Назовите механизм изменения функции сердца под влиянием адреналина, ацетилхолина, окситоцина, вазопрессина
V. Учебные пособия.
1. Основы физиологии человека под ред. Б.И. Ткаченко, СПБ. 1994. Т.1. - С. 236-333.

VI. Дополнительная литература.
ТЕМА: ФИЗИОЛОГИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ
I. План изучения темы
1. Структурно - функциональная организация эндокринной системы.

1.1 Гормон. Определение понятие. Физиологические свойства (органы эндокринной системы).

1.2 Классификация гормонов по химической природе: производные аминокислот (тиреоидные гормоны, адреналин, гормоны эпифиза), пептидные гормоны (гипоталамические нейропептиды, гормоны гипофиза, гормоны островкого аппарата поджелудочной железы и околощитовидных желез), стероидные гормоны (гормоны коры надпочечников, половые гормоны, почечный гормон кальцитриол).

1.3 Эндокринные железы, эндокринная ткань в органе, диффузная эндокринная система. Клетки, сочетающие выработку гормонов и неиндокринные функции. АРUD-система организма.

2. Характеристика звеньев гормональной регуляции.

2.1 Звенья ...................... .

2.1.1 Гипоталамо - гипофизарная система.

2.1.2 Трансгипофизарный и парагипофизарный пути регуляции.

2.1.3 Нейроэндокринные системы гипоталамуса.

2.1.4 Гипоталамические нейропептиды и их функция.

2.2 Образование, секреция, депонирование, транспорт, метаболизм, выделение гормонов.

3. Виды, пути и механизмы действия гормонов.

3.1 Виды действия гормонов: метаболическое, макрогенетическое, кинетическое, коррегирующее, реактогенное.

3.2 Пути и механизмы действия гормонов.

3.2.1 Гормоны, основное действие которых реализуется с поверхности клеточной мембраны.

3.2.1.1 Системы вторичных посредников гормонального регуляторного эффекта (аденилатциклаза - ЦГМФ, гуанилатциклаза - ЦГМФ, фосфокиназа С-ИФС, Са - кальмодулин).

3.2.2 Гормоны, основное действие которых реализуется на уровне ядра и органоидов клетки.

4. Методика изучения функций желез внутренней секреции.

5. Частная физиология эндокринной системы:

5.1 Функции желез внутренней секреции (гипофиз, щитовидная железа, околощитовидные железы, надпочечники).

5.2 Функция эндокринных клеток в органах, обладающих и неиндокринных функций (поджелудочная железа, эпифиз, половые железы).

5.3 Деятельность клеток, сочетающих выработку гормонов и неиндокринные функции (плацента, тимус, почки, сердце). APUD-система организма. Регуляторные пептиды.
Вопросы темы для самостоятельного изучения
1. Возрастные особенности эндокринной системы.

2. Физиологическое обоснование вредного влияния бесконтрольной гормонотерапии.

3. Гормоны и приспособительная деятельность организма.

4. Здоровый образ жизни как профилактика эндокринных заболеваний.

1. Экологические особенности Курской области и их влияние на функцию эндокринной системы.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое эндокринная система?

2. Перечислите органы эндокринной

3. Дайте определение понятия "гормон".

4. Перечислите свойства гормонов.

5. Дайте классификацию гормонов по их химической природе.

6. Перечислите звенья гормональной регуляции.

7. Что такое гипоталамо - гипофизарная система, ее физиологическое значение.

8. Назовите нейроэндокринные системы гипоталамуса.

9. Назовите гипоталамические нейропептиды, укажите их функции.

10. Что такое парагипофизарный и трансгипофизарный пути регуляции функций?

11. Охарактеризуйте механизмы образования, секреции, депонирования, транспорта, метаболизма и выведения гормонов.

12. Назовите виды действия гормонов и охарактеризуйте их.

13. Перечислите методы изучения функции желез внутренней секреции.

14. Укажите, функция каких желез внутренней секреции регулируется ........................................................... .

15. Объясните, как регулируется уровень секреции инсулина.

16. Объясните, как регулируется уровень секреции парагормона.

17. Привидите примеры осуществления принципа отрицательной обратной связи в регуляции функции эндокринных желез.

18. Назовите гормоны гипофиза и укажите их физилогические эффекты.

19. Назовите гормоны щитовидной железы и укажите их физиологические эффекты.

20. Назовите гормоны щитовидных желез и укажите их физиологические эффекты.

21. Перечислите гормоны поджелудочной железы.

22. Укажите, какие физиологические эффекты вызывает инсулин.

23. Перечислите гормоны коркового слоя надпочечников и укажите их физиологические эффекты.

24. Перечислите все возможные физиологические эффекты адреналина.

25. Охарактеризуйте функцию половых желез.

26. Назовите половые гормоны и укажите их физиологические эффекты.

27. Охарактеризуйте эндокринную функцию почек, сердца, плаценты, тимуса.

28. Что такое APUD-система организма?

29. Что такое регуляторные пептиды, их функции.
Обязательные для выполнения задания
1. Нарисуйте общую схему гормональной регуляции органов.

2. Нарисуйте схему гипоталамо - гипофизарных связей.

3. Нарисуйте схему действия гормонов, основной эффект влияния которых реализуется с поверхности клеточной мембраны.

4. Нарисуйте схему механизма действия гормонов, основной эффект которых реализуется на уровне ядра и органоидов клетки.

5. Объясните, что такое гипофиз-зависимые и гипофиз-независимые железы внутренней секреции (нарисуйте схему регуляции их функций).
Перечень лабораторных работ

1. Влияние адреналина на величину скачка у лягушки.

2. Получение гипогликемических судорог у мышей.

3. Демонстрация видеофильма.

4. Анкетирование испытуемых для выявления группы роста сахарного диабета.
Учебные пособия
1. "Основы физиологии человека" под ред. Б.И. Ткаченко, СПб, 1994, С. 130-143, 169-199.
Дополнительная литература

1.
Приложения

ТЕМА: ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. ПИТАНИЕ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ.
План изучения темы:
1. Общее понятие об обмене веществ. Питательные вещества. Пластическая и энергетическая роль белков, жиров, углеводов.

2. Общие представления об обмене жиров, белков, углеводов. Обмен минеральных веществ, микроэлементов и воды. Обмен витаминов.

3. Нервно - гуморальная регуляция обмена веществ.

4. Энергетический баланс организма. Валовый обмен, его составляющие. Основной обмен, факторы его осуществляющие, физиологические механизмы, специфическое и анатомическое действие пищи.

5. Рабочий обмен. Энергетические затраты организма при различных видах труда.

6. Физиологические основы рационального питания.

7. Нервно - гуморальные механизмы постоянства температуры тела. Центр терморегуляции. Механизмы теплорегуляции и теплоотдачи.
Обязательные для выполнения задания
1. Составьте схему механизмов терморегуляции.

2. Составьте схему нервно - гормональной регуляции обмена белков.

3. Составьте схему нервно - гормональной регуляции обмена углеводов.

4. Составьте схему нервно - гормональной регуляции жирового обмена.

5. Нарисуйте схему функциональной системы поддержания постоянства температуры тела.


Вопросы для самостоятельного изучения
1. Возрастные особенности обмена веществ.

2. Возрастные особенности рационального питания.

3. Возрастные особенности терморегуляции.

4. Виды клинического питания.
Практические работы
1. Определение должной величи********************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************0иза и Помарамме.

4. Питание. Раб. (новая работа!).
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятия "обмен веществ".

2. Что такое пластический и энергетический обмен?

3. Что такое анаболизм и катаболизм, их физиологическое значение.

4. Какова пластическая и энергетическая ценность белков, жиров, углеводов.

5. Что значит заменимые и незаменимые аминокислоты?

6. Что такое азотистый баланс, его варианты.

7. Каковы причины формирования отрицательного и положительного азотистого баланса?

8. Какой белок называют "резервным"?

9. Дайте определение понятия "коэффициент изнашивания" белка. Чему он равен у человека в состоянии функционального покоя?

10. Что такое "специфическое динамическое действие пищи?".

11. Дайте определение понятия "основной обмен". Перечислите условия, необходимые для его определения.

12. Опишите методику определения основного обмена по методу Крога.

13. Какое клиническое значение имеет определение основного обмена? Что такое рабочий обмен, как он изменяется при физической и умственной деятельности?

14. Сформулируйте закон поверхности Рубнера.

15. Какое влияние на обмен белков, жиров и углеводов оказывает симпатическая и парасимпатическая нервная система?

16. Какое влияние оказывает на белковый, жировой и углеводный обмен следующие гормоны: адреналин, тироксин, инсулин, СТГ, глюкокортикоиды.

17. Что мы понимаем под термином "терморегуляция"?

18. Где локализован центр терморегуляции, какие отделы имеет этот центр?

19. Что такое химическая и физическая терморегуляция?

20. Как выглядит суточная температурная кривая человека?

21. Как можно измерить температуру тела человека? Какие пределы колебания температуры тела человека в норме?

22. Какое значение имеет потоотделение в регуляции температуры тела?

23. Что такое "гиерогены", где они образуются и какова их функция?

24. Перечислите основные критерии рационального питания.

25. Какую функцию выполняют в организме витамины, минеральные вещества, микроэлементы?

26. Укажите механизмы регуляции обмена кальция, калия, натрия, магния.

27. Какое физиологическое значение воды?

28. Укажите механизм регуляции обмена воды в организме.

29. Что такое прямая и непрямая калориметрия? какие методы используются для их определения?

30. Опишите методы прямой и непрямой калориметрии.


ТЕМА: СИСТЕМА КРОВИ.
План изучения темы:
1. Внутренняя среда организма.

2. Система крови.

3. Функции крови.

4. Гематокрит. Количество крови и методы его определения. Понятие "кровяных депо".

5. Состав крови. Форменные элементы крови.

6. Эритроциты, особенности строения, функции.

7. Количество эритроцитов в крови и методы его определения.

8. Гемоглобин, его строения и функция. производные гемоглобина.

9. Понятие об абсолютном и относительном содержании гемоглобина, их величины.

10. Определение количества гемоглобина (метод Сали).

11. Цветовой показатель, его определение. Функциональное значение.
Вопросы темы для самостоятельного изучения
1. Тканевая жидкость, ее физиологическое значение.

2. Возрастные особенности содержания эритроцитов в крови, величин гемоглобина и цветового показателя.

3. Спектральный анализ крови, его значение.
Обязательные для выполнения задания
1. Перечислите факторы, способные повлиять на содержание в крови эритроцитов, гемоглобина, величину цветового показателя.

2. При определении количества эритроцитов в крови у мужчины обнаружено, что в пределах одного малого квадрата счетной клетки находится в среднем 5 эритроцитов. Сколько эритроцитов содержится в 1мл3 крови этого испытуемого? Соответствует ли это норме?

3. Абсолютное содержание гемоглобина в .................. крови 120 г/л. Чему равно его относительное содержание? Соответствует ли это норме?

4. У испытуемой при анализе обнаружено: эритроцитов - 4,2х1012 л, гемоглобина - 125 г/л. Определите цветовой показатель. Соответствует ли это норме?

5. Укажите возможные варианты колебания количества эритроцитов, гемоглобина и цветового показателя у мужчин и женщин.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое "внутренняя среда организма", ее компоненты, физиологическое значение.

2. Что такое "система крови", ее компоненты, их физиологическое значение.

3. Перечислите функции крови и охарактеризуйте их.

4. Какое количество крови в организме?

5. Как определяется количество крови в организме?

6. Что такое гематокрит? Какие его показатели в норме?

7. Перечислите все компоненты крови (плазмы и форменных элементов).

8. Какие функции выполняют эритроциты?

9. Как соотносятся строение и функция эритроцитов?

10. Чем отличается минеральный состав пищи и эритроцитов?

11. Укажите возможное число эритроцитов в крови мужчин и женщин (в системе СИ).

12. Чем, во сколько раз и почему разбавляется кровь при определении количества эритроцитов в крови?

13. Напишите формулу для подсчета количества эритроцитов, охарактеризуйте все ее компоненты.

14. Охарактеризуйте клетку Бюркера и сетку Горяева.

15. Что такое гемоглобин, какую он выполняет функцию?

16. Назовите известные вам производные гемоглобина.

17. Что такое абсолютное и относительное содержание гемоглобина в крови? Укажите пределы колебания этих показателей в норме.

18. Определите методику определения количества гемоглобина по Сали.

19. Каков состав гемоглобина, какое функциональное значение компонентов гемоглобина?

20. Какая функция крови ....................... при отравлении человека угарным газом?

21. Какое количество крови берется для определения количества эритроцитов и гемоглобина?

22. В каких единицах выражается абсолютное и относительное содержание гемоглобина?

23. Что отражает собой цветовой показатель крови?

24. Как определяется цветовой показатель крови?

25. Каковы пределы колебания цветового показателя?

26. Охарактеризуйте термины: гомеостаз, гомеокинез, гемопоэз, эритропоэз, эритроцитоз, эритронемия, гипероплазия, гиперхромазия.
Приложение
(См. в задании на самоподготовку "с поправками").


Перечень лабораторных работ
1. Подготовка животного и операционного поля с целью взятия крови для общего анализа крови.

2. Определение количества эритроцитов в крови.

3. Определение количества гемоглобина в крови.

4. Вычисление цветового показателя (метод Сали).
Учебные пособия
1. "Основы физиологии человека" под ред. Б.И. Ткаченко, СПб, - 1994. - Т I, С. 200-209.

Дополнительная литература

  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей