2 ГАООСиЛХ МОиН РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР ЭКОЛОГИИ, КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА МОиН КР ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЛЕСНОМУ ХОЗЯЙСТВУ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ Сборник сценариев массовых мероприятий «В помощь учителю в пропаганде экологических знаний» БИШКЕК – 2011
3 Над созданием сборника работали: Составители: Шилоносова Е.В. РДЮЦЭКТ Искендербекова Н. РДЮЦЭКТ Пахомеева Т.Ф. РДЮЦЭКТ Рецензенты: Фомина Г. Р. РДЮЦЭКТ Тапаева С. И. РДЮЦЭКТ Дизайн: Шилоносова Е.В. РДЮЦЭКТ В сборнике собраны материалы для проведения массовых мероприятий на различные экологические темы. Пособие предназначено для учителей, руководителей кружков, воспитателей детских садов и всех тех, кто планирует организовать экологическое мероприятие с детьми и молодежью.
4 Содержание Введение...................................................................................................................................5 Сценарии..................................................................................................................................6 СЦЕНАРИЙ СПЕКТАКЛЯ «НЕЗНАЙКА НА ПРИРОДЕ» ...................................................6 СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «ДАРЫ ПРИРОДЫ».................................................................11 СЦЕНАРИЙ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА» ........................................................................18 УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ».........................................................................24 ПОЭТИЧЕСКИЙ ЧАС «ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ» ...........................................................26 СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКА «ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ» ......................28 КВН ПО ТЕМЕ «ПТИЦЫ» ....................................................................................................33 Игры .......................................................................................................................................38 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «СВАЛКА ПО ИМЕНИ ЗЕМЛЯ».............................................38 ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС ЮНОГО ОРНИТОЛОГА..........................................................................41 ИГРЫ НА ПРИРОДЕ..............................................................................................................47 Игра: ЛЕС, ПАРК ...................................................................................................................48 Игра: ПОДСЧЕТ ГОДИЧНЫХ КОЛЕЦ ................................................................................48 Игра: ЭКОЛОЛГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ..................................................................................48 Игра: ПОТОК СОКА В ДЕРЕВЕ ...........................................................................................49 Игра: В ДОРОГЕ КАК МУРАВЕЙ ........................................................................................49 Игра: ЯЩИК С ПРЕДМЕТАМИ............................................................................................49 ИГРА «ЧЕТЫРЕ СТИХИИ» ..................................................................................................50 ИГРА «КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ» ..................................................................................51 ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «В УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ»...................................52 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «ПАРАД ЗЕЛЁНЫХ»................................................................58 ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ............................................................................................................60 Викторины.............................................................................................................................65 СЦЕНАРИЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ШОУ-ВИКТОРИНЫ «ЭКОЛОГИЯ ПЛЮС....» ...........65 ОРНИТОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА ...............................................................................67 БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА-ШОУ ............................................................................73 Открытые уроки, классные часы.......................................................................................80 КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ «ЦВЕТЫ В ЛЕГЕНДАХ И ПРЕДАНИЯХ»........................80 ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ: «ЭКОЛОГИЯ НАШЕГО ДОМА». ...................................84 БЕСЕДА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ «РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ»..........90 ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ «ВСЕ, ВСЕ НА СВЕТЕ ДРУГ ДРУГУ НУЖНЫ»................93 ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ «Я УЗНАЮ ИХ ПО ГОЛОСАМ» ....................................... 107 Круглые столы, конференции........................................................................................... 115 ТАЙНЫ ПРИРОДЫ ............................................................................................................. 115 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СПАСЁМ МИР» ................................................. 121 ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА: «ЭКОЛОГИЯ ЛАНДШАФТОВ» ............................................ 122 КРУГЛЫЙ СТОЛ «Глобальная экопроблема современности – истощение озонового слоя Земли (значение, угрозы, следствия, необходимость сохранения). ................................... 126 Экология в поэзии .............................................................................................................. 129 ПОЭМА «МОНОЛОГ ЦАРЯ ПТИЦ».................................................................................. 129 ПРИТЧА «СТРАШНЫЙ СОН» ........................................................................................... 130
5 Введение Проведение массовых экологических мероприятий играет большую роль в экологическом образовании и воспитании, так как через непосредственное участие в такой деятельности ученик лучше и глубже может понять и запомнить изучаемый материал. Поэтому в педагогической деятельности на протяжении учебного года учителя не раз устраивают разнообразные экологические праздники и мероприятия, посвященные различным экологическим темам. На основе многолетней работы Республиканским детско- юношеским центром экологии, краеведения и туризма был накоплен большой опыт учителей со всего Кыргызстана по организации и проведению экологических праздников, утренников, круглых столов и других массовых мероприятий. На основе этого опыта и был подготовлен данный сборник, целью которого является помочь педагогам более разнообразно организовать экологическую внешкольную деятельности. Пособие разделено на несколько частей, первая часть включает в себя сценарии различных праздников и спектаклей, посвященных различным экологическим темам. Вторая – экологические игры. Третья – экологические викторины. Четвертая – открытые уроки и классные часы. Пятая – сценарии круглых столов и конференций. И в заключении – экологическая поэзия. Составители искренне надеются, что данный сборник будет действительно полезен учителям в их работе. 6 Сценарии СЦЕНАРИЙ СПЕКТАКЛЯ « НЕЗНАЙКА НА ПРИРОДЕ » На сцене оборудована полянка, усеянная цветами. На краю поляны – дерево. Навстречу друг другу идут две девочки. Одна в закрытом летнем платьице, шляпке и солнцезащитных очках, другая в купальном костюмчике с полотенцем на плече. 1 девочка: Здравствуй, Айнура. Куда это ты направилась в такую жару. Ведь уже час дня. 2 девочка: Привет, Чолпон. Такой день прекрасный, солнышко светит так ярко. Хочу позагорать. Буду такой загорелой, что все девочки лопнут от зависти. Это ты всё от солнышка прячешься. Айнура: Чолпон, ты не права. С 11 по 15 часов солнце посылает на землю самые злые ультрафиолетовые лучи, которые могут сжечь всё живое и принести большой вред. Чолпон: Много ты знаешь! Хочу и загораю! И солнышко мне в этом поможет. Глупости, какие ты всё придумываешь. (Выбирает место на полянке, расстилает полотенце и подставляет солнцу спину). Как хорошо! Айнура: Ну и губи своё здоровье, раз слушать ничего не желаешь. (Уходит) Чолпон: Ну и иди, всезнайка! Ничего мне не будет. Только польза. Поёт: «Я на солнышке лежу, И на солнышко гляжу, Всё лежу и гляжу, И на солнышко гляжу. Бегемот – от - от, идёт Крокодил – дил – дил плывёт, Только я Всё лежу И на солнышко гляжу». Раздаётся жужжание – 1 мин. На полянку прилетают две бабочки. Они кружатся на поляне, перелетая с цветка на цветок.
7 1 бабочка: Что это за звуки раздаются? 2 бабочка: Да это какая-то девочка поёт. Как она сюда попала? Ведь в это время всё живое прячется в тень. Сейчас ведь уже два часа дня! 1 бабочка: Сестрёнка, полетим, посмотрим на неё, пожалуйста. 2 бабочка: Ну, только на минутку. Не хочу обжигаться на таком злом солнце. (Летят на полянку и подлетают к Чолпоне). Обе бабочки поочерёдно восклицают: «Ой! Ой! Ой! Она не только поёт, но и загорает! У неё уже спина вся красная и руки, и нос, и уши, и щёки! Какой кошмар!» (Бабочки жужжат, всплёскивают руками, машут крыльями, негодуют). 1 бабочка: Девочка, убегай скорее в тень, а то жгучие лучи солнца спалят твою кожу и затуманят мозг! 2 бабочка: Убегай или надень солнцезащитные очки, а то солнечные лучи ослепляют тебя, и ты будешь видеть очень плохо. На ярком солнце наши глаза подстерегает злая тётка катаракта! Чолпон: Много вы знаете! Хочу и загораю! И ничего мне не сделается! Чего вы так всполошились? 1 бабочка: Бедная девочка, разве ты не знаешь, что загорать нужно только в утренние часы, когда солнечные лучи питают и согревают Землю? 2 бабочка: Хотя с 10 до 11 часов утра солнышко и дарит нам ласковые и добрые ультрафиолетовые лучи, под ними можно загорать только 10 – 15 минут. В это время в организме накапливается солнечный витамин “D”, так необходимый для здоровья. 1 бабочка: Говорят нас в это время от злых ультрафиолетовых лучей защищает высоко в небе добрый газ ОЗОН, а в другое время он не может нас защищать. 2 бабочка: Послушай нас девочка, уходи в тень! Чолпон: Да, не жужжите вы под ухом, назойливые бабочки, летите своей дорогой! Не мешайте человеку загорать, уж больно много вы знаете! 1 бабочка: Какая упрямая! Невоспитанная и безграмотная девочка! 2 бабочка: Не хочет, не надо! Оставим её в покое. Мы и так долго задержались на солнце. В тень! В тень! В тень! (Улетают) 8 Чолпон: Ну и летите, крылатые! Переворачивается на спину, и болтая ногами поёт: «Я на солнышке лежу, Я на солнышко гляжу, Час лежу, два лежу, три лежу….. Ой! Ой! Ой! Кожу всё стянуло! Голова кружится! Тошнит! (Вскакивает с земли, мечется по поляне, плачет и снова падает на землю). Мне плохо! Я вся горю! Помогите, дышать нечем! Бабочки подбегают к Чолпон. Попеременно восклицают: «Ой, да ей так плохо! Она перегрелась на солнце! Она отравилась витамином “D”! Столько часов пролежать на солнце, ужас! Айнура: Скорее доктора! А пока отнесём её в тень. Осторожно кладём её на спину, и приподнимаем немного ноги. Хорошо! Теперь несите прохладной воды или чая, напоим её, намочите полотенце, отожмите и укроем её влажным полотенцем. Вот что бывает, когда человек делает всё по-своему и не обращает внимания на законы природы. Вот ей уже лучше! Чолпон: (поднимается с земли) Спасибо всем! Вы спасли меня от солнечного теплового удара. Теперь я всем расскажу, как вести себя на солнце. А почему газ «ОЗОН» меня не защитил? Наверное, он обиделся на меня. Айнура: (на фоне легкой музыки) «Мы с вами дышим воздухом. Он состоит из маленьких частиц – молекул газов. Каких? Подскажите». Зал отвечает: Кислорода. Айнура: Правильно, мы дышим кислородом. В науке «химия» он обозначается «О». «О» - это знак кислорода и в нем две частицы – молекулы. Показывает карточку. А какой газ мы выдыхаем? Зал: Углекислый. Айнура: Правильно. (На сцену выбегают три пары детей. Каждая пара держится за одну руку, а в другой руке по голубому шарику или кругу с надписью: «О 2 ». Каждая пара представляет формулу кислорода – «О 2 »). Айнура: обращаясь к залу: А это что за ошки? Останавливает одну пару детей. «О» - один плюс ещё «О» - один, получается? Зал: «О 2 » - кислород. Айнура: Какой газ обозначается в химии «О 2 »?
9 Зал: «Кислород» Айнура: Как красиво танцуют кислородики. Пары тихо танцуют под музыку. Вдруг раздается грохот, гремит гром, сверкает молния (вспышка фотоаппарата или выключить свет и помигать фонариком). Дети замирают на месте. Одна пара разрушается и двое детей мечутся по сцене в страшном испуге, не находя себе места. Затем каждый ребёнок из этой разрушенной пары присоединяется к целым парам. Айнура: Что мы видели? Под действием разряда молнии две молекулы кислорода разделились, затем каждая примкнула к двум другим. Показывает на тройки детей и считает: «О»- один, «О» - два, «О» - три. И у нас уже не «О 2 », а «О 3 ». Это кислород? Зал: Нет! Айнура: Это уже совсем другой газ, который находится в воздухе. В нём три частицы – молекулы кислорода. Озон 1: Я - газ по имени «Озон» - защитник всего живого на планете. Я нахожусь в атмосфере на высоте от 15 до 50 км (показывает карточку «О 3 »). Озон 2: Атомы озона собрались вместе образовали плёнку толщиной всего около трёх миллиметров. Получился озоновый слой. Озон 1: Озоновый слой защищает землю и не пропускает на неё вредные ультрафиолетовые лучи. Но только в утренние часы и только до 11 часов. Айнура: Так мало?! Озон 1: Этого слоя озона хватает для защиты Земли. Но надо, чтобы люди вели себя разумно. Посмотрите что творится! На сцену выбегают дети с пиками, аэрозольными баллончиками, дезодорантами, баллончиками с краской, лаком для волос в руках. На груди у них надписи: хлор, бром, фреон, парниковый газ; рисунки огнетушителей, холодильников, газовых зажигалок, пен для бритья. Эти дети изображают озоноразрушающие вещества. Они
10 кричат, брызгаются аэрозолями, колются пиками и разрушают тройки детей, изображающих озон. Дети в тройках, изображающих озон, сопротивляются озоноразрушающим веществам и кричат: «Ой! Ой! Ой! Спасите! Спасите нас! Спасите! Мы разрушаемся! Разрушаемся! В озоновом слое появляются дыры! Мы не можем задержать жгучие ультрафиолетовые лучи! Земля в опасности!» Тройки распадаются и убегают вместе с детьми – озоноразрушающими веществами. Чолпон: Так вот почему я чуть не умерла от солнечного удара. Прости меня, озон. Я ведь этого ничего не знала и была такая упрямая. Айнура: В зале большом собрались мы все вместе Озон защитить и людям помочь. Взмолилась Земля: «Люди, кто мне поможет?» И мы отвечаем: (Все участники спектакля выходят на сцену во время слов Айнуры: «В зале большом…». Мы отвечаем (скандируют все вместе): «Я! Он! Она!». Чолпон: Последние тайны раскроет наука, Исследует гены и вылечит СПИД. Планета, живи! Разум – наша порука! Земля сохранит свой озоновый щит! ( Поднимают лозунг: «Защитим озоновый щит Земли». Айнура, обращаясь к залу: «Повторяем все вместе – Я! Ты! Он! Она! – Вместе дружная семья! Вместе соберёмся – многого добьёмся! Чолпон: Все, что вы здесь увидели и услышали, расскажите своим родителям, сверстникам, родственникам, землякам и младшим сестрам, братьям. Всего доброго! До свидания! До новых встреч! Хорошо если до спектакля будет открыта выставка лучших рисунков учащихся и дан справочный материал по проблеме озонового слоя. Зал можно оформить лозунгами, плакатами, рисунками учащихся на природоохранную тему. 11 СЦЕНАРИЙПРАЗДНИКА «ДАРЫПРИРОДЫ» 1.Вводная часть. Приветствие Петрушки и Огородного Царя. 2.Основная часть: Рассказ Пугало о работе в огороде. Приход Осени с овощной свитой. Загадки и мини- истории об овощах. Развлекательная программа. Проведение игр. 3. Подведение итогов. Ход праздника. 1.Вводная часть. Приветствие Петрушки и Огородного Царя. (Звучит музыка. Выбегает на сцену мальчик в костюме Петрушки.) Петрушка. Здравствуйте, взрослые и дети! День необычный сегодня на свете! Огородный Царь соизволил пригласить всех вас на бал в своё овощное царство. Милости прошу! (Петрушка показывает на царя, который сидит на троне. На стене за троном висит плакат, где изображено царство с рисунками овощей.) Царь. Приветствую всех вас в своём царстве овощей, и хочу в сей же час познакомиться с вами поскорей. Царём огородным зовут меня. А ваши имена? Прокричите-ка, друзья! Петрушка. Ну-ка, вместе, раз-два-три! Своё имя назови ! (Гости праздника называют свои имена.) Петрушка. Внимание! Внимание! Всем Ванюшкам и Танюшкам! Всем Андрюшкам и Катюшкам! Всем Мишкам и Иришкам! Всем Коленькам и Оленькам! Всем Светкам и прочим деткам! Строгий приказ царя! Веселиться, петь и плясать на балу до упаду! А кто ослушается и царскую волю не исполнит, не сносить тому головы! перейти в каталог файлов
|