1.
| Основы безопасности движения автомобилей, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами
| 40 мин.
| В соответствии с требованиями правил дорожного движения (ПДД) водителю пожарного автомобиля, как водителю любого транспортного средства, запрещается:
управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
передавать управления транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории;
пересекать организованные (в том числе пешие) колонны и занимать место в них;
употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.
Водитель пожарного автомобиля в соответствии с требованиями ПДД обязан проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения, а в течение дежурных суток – освидетельствование на состояние опьянения по требованию своих начальников.
При следовании пожарного автомобиля на пожар (аварию) или учения с включенным проблесковым маячком синего света водитель пожарного автомобиля может отступать от требований сигналов светофора, убедившись при этом, что пожарному автомобилю уступают дорогу. Так, например, водителю пожарного автомобиля разрешается проезжать на запрещающий сигнал светофора, при обеспечении безопасности движения транспортных средств и пешеходов на перекрестке. При этом необходимо помнить об обязательном выполнении водителем пожарного автомобиля требований сигналов регулировщика.
При условии обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов водителю пожарного автомобиля с включённым проблесковым маячком синего цвета разрешается отступать от следующих разделов и приложений ПДД:
начало движения, маневрирование;
расположение транспортных средств на проезжей части;
скорость движения;
обгон, встречный разъезд;
остановка и стоянка;
проезд перекрестков;
пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств;
движение через железнодорожные пути;
движение по автомагистралям;
движение в жилых зонах;
приоритет маршрутных транспортных средств;
требование дорожных знаков;
требование дорожной разметки.
Несмотря на вышеизложенные отступления, перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель пожарного автомобиля обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления.
Водителю пожарного автомобиля следует устанавливать скорость движения в зависимости от характеристики дороги (ширины и числа полос, профиля, качества и состояния дорожного покрытия), условий видимости, плотности и напряженности транспортных потоков, помня о том, что чем больше скорость автомобиля, тем больше вероятность и тяжелее последствия дорожно-транспортных происшествий. Прямолинейные участки дороги позволяют, казалось бы, резко повышать скорость в связи с отсутствием перекрестков, светофоров, пешеходных переходов. Однако на практике неожиданные действия участников дорожного движения, отсутствие реакции на включенные специальные звуковые и световые сигналы пожарного автомобиля могут вызвать опасные ситуации и ДТП. Чаще всего это связано с несоответствием выбираемой скорости и опыта водителя или его состоянием.
Остановка для общественного транспорта – это место где возможен наезд на пешеходов. Опасен также объезд стоящих на остановке автобусов, троллейбусов, трамваев: из-за них может неожиданно выбежать человек. Водитель пожарного автомобиля должен быть предельно внимателен на подъезде к нерегулируемым пешеходным переходам, где пешеход может быть невидим из-за движущихся транспортных средств.
Наиболее опасным участком дороги (до 2/3 всех столкновений транспортных средств) является перекресток. На перекрестках водителю пожарного автомобиля приходится воспринимать и оценивать поведение одновременно нескольких транспортных средств и групп пешеходов. Некоторые перекрестки отличаются ограниченной обзорностью. На них неожиданно могут появиться транспортные средства. Ограниченные размеры отдельных перекрестков затрудняют маневрирование пожарного автомобиля. Подъезжая к перекрестку, водитель пожарного автомобиля должен обязательно подать специальный звуковой сигнал, притормозить автомобиль, оценить тип перекрестка, обзорность на нем, число полос, уметь точно оценивать скорость приближающихся автомобилей, расстояние до них и время для проезда в нужном направлении. Пересекать перекресток следует, лишь убедившись в полной безопасности, т.е. при условии, что все участники дорожного движения уступают дорогу пожарному автомобилю.
Водителю пожарного автомобиля следует знать участки дороги, порождающие опасные дорожно-транспортные ситуации.
При движении пожарного автомобиля в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях должны быть включены фары дальнего или ближнего света. Причем скорость движения в темное время суток почти во всех случаях должна быть меньше скорости в дневное время. Ее необходимо устанавливать такой, чтобы остановочный путь автомобиля был вдвое меньше расстояния видимости. Статистика показывает, что на темное время суток приходится почти половина всех ДТП с наиболее тяжкими последствиями. В светлое время суток при необходимости движения пожарного автомобиля с включенными проблесковыми маяками и специальным звуковым сигналом по полосе навстречу потоку движения водителем пожарного автомобиля должен быть включен ближний свет фар и аварийная световая сигнализация. Для предупреждения об обгоне целесообразно дополнительно подавать световой сигнал, который представляет собой в светлое время суток – периодическое кратковременное включение и выключение света фар, а в темное время суток – многократное переключение фар с ближнего на дальний свет.
Движение пожарного автомобиля вне населённых пунктов должно осуществляться с включённым ближним светом фар в любое время суток. При вынужденной остановке (в том числе и на пожаре или аварии), где с учетом условий видимости пожарный автомобиль не может быть своевременно замечен другими водителями, должна быть включена аварийная световая сигнализация, а в темное время суток на неосвещенных участках дорог и в условиях недостаточной видимости дополнительно должны быть включены и габаритные огни (дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари). Кроме того, на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности (не менее 15 метров от транспортного средства в населенных пунктах и 30 метров вне населенных пунктов) водителем пожарного автомобиля должен быть выставлен знак аварийной остановки.
За нарушение ПДД и других нормативных правовых актов в сфере дорожного движения водитель пожарного автомобиля несёт ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.
|