Глава 4 Возрастая подобно Иисусу «Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2:52) Выращивание роз очень напоминает процесс формирования духовности детей. В той местности, где мы живем, для того, чтобы розовый куст зацвел, нужно подарить ему много любви и заботы. Осенью кустик надо укрыть от надвигающихся холодов. Весной — раскрыть, сделать квалифицированную обрезку, чтобы на кусте раскрылись именно те почки, которые дадут цветочные побеги. Кустику потребуются удобрения, своевременный полив и освещение, что бы в свой срок на нем появились листочки, а потом и цветы. Если чего-то не будет хватать, его рост приостановится.
С нетерпением мы ожидаем первых листочков. По несколько раз на день мы подходим к кустам посмотреть — не появились ли цветы. Конечно же, мы никогда не говорим им: «Какой ужас! Вы всего лишь почки. Уже давно пора цвести. Даже хорошенькими вас не назовешь!» Наоборот, нам нравятся эти зелененькие почечки. Они — залог будущих цветков. Очень скоро покажется расцветший кончик цветка, а еще через пару дней первые лепестки подскажут нам, что близок час, когда он полностью распустится.
Жизнь Младенца Иисуса начиналась столь же нежно и прекрасно, как у цветка розы. Хотя Библия о детских годах Иисуса говорит вскользь, всего в одном стихе, Елена Уайт проливает свет на этот период жизни Спасителя в седьмой главе книги «Желание веков». Его детство не отличалось чем-то необычайным, однако «ум и тело Его развивались постепенно, в соответствии с законами роста детей. Уже в детстве в характере Иисуса проявлялась особая привлекательность. Он всегда был готов помогать другим, проявляя в отношениях с людьми бесконечное терпение, отличался правдивостью, никогда не позволял себе никаких компромиссов с совестью. Твердый в соблюдении нравственных принципов, Он Своей жизнью явил благодать безупречного отношения к людям» (с. 68, 69).
Мать Иисуса нередко восхищалась такой привлекательностью Его характера. Хотя она в полной мере не сознавала Его миссии на земле, но с должной ответственностью и серьезностью отнеслась к своей обязанности способствовать формированию Его духовной зрелости. С нежностью она учила Его премудростям Священного Писания, давая пищу Его пытливому уму. Она раскрывала Ему сущность Божьей благодати и величия, разъясняла суть закона Божьего. Его земная мать делала все это в согласии с тем, как видит выполнение такой задачи Бог. Она рассказывала Ему всю историю Израиля. И Священное Писание гласит: «Иисус же преуспевал... в любви у Бога и человеков» (Лк. 2:52).
Следуя примеру Марии, мы должны нежно и терпеливо воспитывать своих детей в постоянном духовном возрастании. Как родители, так и учителя должны ставить во главу угла цель развития стремлений молодого человека с тем, чтобы на каждом этапе жизни он явил красоту и неповторимость этого периода, подобно нежному цветку, раскрывающемуся постепенно и естественно (см. Воспитание ребенка, с. 204).
Елена Уайт не рекомендует форсировать развитие ребенка. Никаких дополнительных подталкиваний к зрелости! Только продвижение в соответствии с определенной стадией развития. Красота присуща каждому этапу: сколь красив бутон, но как неповторим и цветок!
Петр не обходит вниманием эти взаимоотношения. Как и Иоанн, он призывает нас к действию. Однако каждый из них выполняет свое предназначение, исходя из личного опыта, в соответствии с той верой, которая была дарована ему. Петр убежден, что всякий, кто отдал свое сердце Христу, должен действовать. Живущий во Христе, по убеждению Иоанна, должен прежде всего налаживать взаимоотношения с окружающим миром на основе Божьей любви.
Каждый из них, безусловно, прав. Бог есть действие, и Бог есть любовь и добрые отношения. Оба они увеличивают наши познания и дают нам более ясное понимание о Боге. И Петр, и Иоанн служили Богу тем способом, который наилучшим образом подходил личности каждого из них. И Бог использовал их по-разному, но в соответствии с их естественными наклонностями и воздействием на личность каждого Святого Духа.
Каждый ребенок обладает неповторимыми личностными характеристиками, которые он унаследовал от родителей или приобрел в результате пережитого опыта. И каждый так или иначе испытывает нужду в спасении и в Божьей любви. Важный аспект помощи детям в духовном возрастании состоит в том, что мы должны понять, как личность влияет на взаимоотношения с Богом.
Темперамент — важная составная часть личности. Александр Томас и Стэлла Чесс, известные исследователи особенностей развития детей, определили три вида их темперамента: легкий, трудный и медленно изменяемый. По их данным, две трети всех детей имеют один из названных типов темперамента, у остальных темперамент носит смешанный характер. Определение темперамента по Томас — Чесс принято многими специалистами в области детской психологии, так как оно помогает разобраться в особенностях наших детей.
Томас и Чесс утверждают, что темперамент может быть определен по девяти параметрам. Это черты темперамента. Каждая черта варьирует по своей наполненности от одной крайности к другой. Различные комбинации этих черт формируют целостность темперамента ребенка, который присущ ему с самых первых минут жизни. Таково мнение этих ученых.
Черты темперамента Уровень активности
Спокойный..........................................................Активный
Размеренность
Постоянная..................................................Непостоянная
Реакция на раздражитель
Отрицающая..................................................Приемлющая
Приспособляемость
Высокая....................................................................Низкая
Физическая чувствительность
Крайне высокая................................................Отсутствие
Интенсивность реакции
Высокая.....................................................................Низкая
Преобладающее настроение
Пессимистическое................................Оптимистическое
Стабильность внимания
Высокая.....................................................................Низкая
Настойчивость
Высокая.....................................................................Низкая
Общий уровень активности ребенка может быть представлен как в замедленных качественных показателях, так и в очень энергичных. Однако активность большинства детей может быть отнесена к средней, не слишком высокой или замедленной. Реакция на раздражитель свидетельствует о том, как ребенок реагирует на новую для себя ситуацию и приходит к какому-то решению. Некоторые дети проявляют сверхосторожность при столкновении с неведомым, тогда как другие с головой погружаются в разрешение загадок и при этом, кажется, не испытывают никакого страха. Одни дети — тугодумы, другие — почти моментально делают выбор. Так же некоторые дети привыкают к переменам с легкостью, тогда как другим требуется гораздо больше времени для того, чтобы приспособиться к новым условиям.
Темперамент проявляется и в том, как дети реагируют на возникающие проблемы морального свойства. Дэйвид обычно первым поднимает руку, когда требуются добровольцы в организации занятий субботней школы. Он особо не задумывается над тем, хватит ли у него для этого времени и сил. В расчет не берутся и те обещания, которыми он уже связал себя до данной минуты. Джефри же, наоборот, прежде решит все для себя и потом уже поднимет руку, но порой остается не у дел — поздно, учительница уже распределила все обязанности. Тут, без сомнения, речь идет не о том, что Джеф не хочет помочь другим, просто он более вдумчив и рассудителен. Вот почему он так медлителен.
Кристина реагирует на все весьма эмоционально. Такие дети, как она, принимают очень близко к сердцу события, связанные с распятием Христа. Они обычно не изменяются под воздействием обстоятельств и становятся преданными истине христианами благодаря своей высокой чувствительности. А вот о Мелиссе не скажешь, что ее сильно тронули страдания Христа. Для родителей и учителей проблема спасения этой девочки остается открытой. Но все же где-то глубоко в душе у Мелиссы звучит эхо той величественной трагедии, превращая внешне невозмутимую девочку, ее сердце, в прозрачный кристалл истинной веры.
В своем отношении к окружающей действительности дети могут проявлять себя как врожденные оптимисты или пессимисты. Если вы постоянно видите на лице малыша улыбку, часто слышите его смех, будьте уверены — перед вами оптимист! Таков Майкл. Он убежден, что в конце концов все будет хорошо. Глядя на него, чувствуешь себя более уверенным и счастливым, а вот в присутствии маленькой Мишель... Ей все время мерещатся какие-то страхи, подстерегающие людей за каждым углом! И стоит большого труда разубедить ее в этом. Вера Майкла в Бога, в трудные для него времена, станет явлением естественным, в силу его врожденного оптимизма. Однако накопленный житейский опыт и его объективная оценка должны помочь и Мишель поддерживать ощущение, что она не покинута Богом, и это вполне возможно, несмотря на ее врожденную подозрительность и чувство обреченности перед будущим.
Доводилось ли вам когда-нибудь говорить такое: «Не могу я понять этого Криса! Совершенно не похож на своих братьев! Те хорошо учились и были настоящими лидерами в вопросах веры. Не верится, что они росли в одной семье!» Тут все не так просто, ведь в одной и той же семье каждый ребенок живет в особой окружающей среде, которая всякий раз не одинакова. Старшие и младшие дети каждый по-своему испытывают на себе влияние семейного фактора.
Вдобавок к тому, что каждый ребенок занимает особое положение в семье, эта семья может переехать в другой город, или мама и папа могут получить более ответственную работу, отбирающую у них много времени; школы, церковные общины и соседи также могут быть различными. Спросите любого учителя о том, какими разными бывают классы по своей личностной сути. Встречаются группы детей, которые гораздо более духовны, чем иные их сверстники, менее подвержены «баловству наркотиками» и более заинтересованы учебой.
Даже в одном и том же месте можно получить неодинаковый опыт. Результаты могут разниться в значительной степени. Посещая одну и ту же школу с разницей в четыре года, один из наших детей получил довольно приличные знания от отличных учителей, в то время как другой из класса в класс переходил с удручающе слабыми знаниями, хотя Учителя были все те же. Понадобились годы для того, чтобы он усвоил положенное по некоторым из отраслей знания. То же самое может случиться и в субботней школе.
Все эти различия личностного характера, положение в семье, жизненный опыт будут формировать реакцию ребенка на духовное влияние. Пытаясь помочь детям в их духовном росте, мы должны привести наши усилия в соответствие с индивидуальностью ребенка. Не представляется возможным найти единую формулу для всех детей. Спасение индивидуально для каждого.
Когда мы с мужем каждую весну отправляемся в питомник роз, мы знаем, что хотим приобрести: несколько растений, которые, обладая устойчивостью к заболеваниям и к переохлаждению, могут давать цветы с сильным запахом, чайного типа. Это как раз то, что может нас устроить и подходит для Мичигана, — местности, где мы сейчас живем. Вполне довольные, мы привозим растения домой, высаживаем их в грунт с должной осторожностью, поливаем, подкармливаем их и ждем появления цветов. Проделав все это, мы можем рассчитывать на то, что все лето будем наслаждаться видом и ароматом цветущих роз.
Мы должны знать, чего хотим достичь, помогая формированию нравственности нашего ребенка. Главная цель, стоящая перед вами, когда вы вглядываетесь в невинное личико только что родившегося малыша, — спасение и вечная жизнь с Богом. Теперьвам понадобится определенный план для достижения поставленной цели, такой же, какой есть у любого садовода, на ближайший год и на более отдаленный срок. Иногда садовнику приходится кое-что изменять в своих планах. Капризы погоды и заболевания сказываются на растениях. Часть из них следует пересадить. Но главная цель садовника не меняется: ему нужно создать уголок природы такой красоты, чтобы он радовал взгляд.
Помня о самой главной цели — спасение и жизнь вечная с Богом, давайте попытаемся детализировать наш подход к проблеме. По моему мнению, первым вашим шагом на пути к ней должна стать помощь ребёнку в познании истинного Бога. Со времен своей бытности на небесах сатана постоянно пытается исказить понимание сущности и характера Бога. Так, он старается навязать нам свое мнение о Боге как о предвзятом, суровом, равнодушном судье, который остается глух к мольбам своих несовершенных подданных. Если сатане это не удается, выдвигается противоположная «версия»: «Бог настолько любит и заботится о нас, что прощает и будет прощать нам все. Живи как жил! Все в порядке! Зная, как тяжело нам справиться со своей греховной натурой, Он отпустит нам все грехи».
Итак, нам необходимо в первую очередь познакомить своих детей с Богом, таким, каков Он есть на самом деле, с Тем, Кто будет «вождем нашим до нашей смерти» (Пс. 47:15). А как же передать им знания о Том, Кого мы сами мало знаем?
Мы сами должны сначала узнать Бога, если хотим познакомить с Ним своих детей. Узнав Его ближе, мы сможем донести до детей безошибочные знания о Нем. Если при одной мысли о Нем у вас по спине бегают мурашки и Он кажется вам ужасным, — в молитве просите Его предстать перед вами в свете истины. Для Него нет большей радости, как только дать вам возможность лучше узнать Его!
И правда, ведь только так можно избежать влияния ложных представлений о Нем, которые градом сыплются на нас в этом мире, до неузнаваемости измененном грехом. Начните с симфонии, специального справочника, который облегчит вам поиск в Библии тех мест, где описываются отношения Бога с людьми. Потом переходите к изучению самой Библии, сначала прочитайте весь Новый Завет, а потом псалмы. Составьте список характерных особенностей Бога. Оставаясь наедине с Господом, постарайтесь думать о какой-то одной черте Его характера и о том, как эта черта отражается на вашей повседневной жизни. Такие книги, как «Путь ко Христу», «Нагорная проповедь Христа», «Желание веков», содержат изумительные описания Бога, потому что знакомят нас с Его Сыном, Иисусом, совершенным отображением Бога Отца. Все это облегчит вашу задачу, и Бог предстанет перед вашими детьми в свете истины.
Следующим по важности шагом должна стать по мощь детям в приобретении христианских черт характера. «Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его», — писал в Книге Притчей (20:11) мудрец древности Соломон. Не правда ли, очень современное высказывание?! Самая большая ответственность, возлагаемая на любого из родителей, — помочь детям научиться жить в гармонии с родными, друзьями, близкими и просто с теми, кто встречается им на жизненном пути. Специалисты называют это социализацией, то есть помощью детям в освоении стиля поведения, приемлемого в обществе. Христиане шире и глубже видят суть этого процесса. Называя такой стиль жизни христианским, они ясно дают понять, Кому принадлежит главенствующая исполнительная роль в том, чтобы этот процесс был результативным.
Вашей третьей задачей должно стать стремление привести детей к принятию спасения, которое предлагает Христос. Если формирование христианских черт характера начинается уже в младенчестве, то принятие благодати и Христа как личного Спасителя происходит несколькими годами позже. Большинство детей, выросших в христианских семьях, принимают Иисуса как своего личного Спасителя на протяжении обучения в начальной школе (от 6 до 14 лет). Некоторые дети проявляют признаки необычно зрелого духовного видения в ранние годы и уже тогда могут принять Христа как личный дар (а именно, в старшем дошкольном возрасте), однако для большинства это происходит в подростковом возрасте.
Четвертая задача тесно связана с третьей: заключить завет с Богом на всю жизнь. Такой завет, который, подразумевая союз с Богом навечно, зарождает в нас потребность искать «прежде царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33). Такой завет накладывает печать на все, что мы делаем, а также на то, какими становимся. Став опорой, основным источником нашей жизни и целью существования, завет с Богом неизменно побуждает нас жить в такой близости с Христом, что наши и Его мысли становятся одинаковыми. А когда мы что-то делаем, Его чистые помыслы руководят нашими поступками, если наш завет с Богом вечен. Безусловно, это именно то, чего мы хотим для себя и своих детей.
Взаимоотношения вашего ребенка с Богом могут возникнуть задолго до того, как он пойдет в школу, если вам удастся на деле показать, что Иисус как настоящий Друг постоянно находится рядом с ним. Он может привыкнуть доверять Ему решение своих проблем. А когда он подрастет, эти взаимоотношения вступят в более зрелую фазу с возрастанием степени понимания ребенком роли Бога в его жизни.
Естественно, это не весь перечень задач, которые вы можете поставить перед собой, заботясь о соответствии поведения вашего ребенка моральным нормам. Обозначенное нами — начало, если хотите, основы. Вы преуспеете, если будете постоянно контролировать соответствие мыслей и поступков одной или нескольким воспитательным целям. После того как уложите детей спать, постарайтесь выкроить время, чтобы посидеть в тишине и проанализировать все, что произошло за день, поговорить с супругом (супругой) о стоящих перед вами задачах по формированию духовного мира ваших детей. Запишите свои мысли в дневник, перечитывайте его, — это не позволит вам упустить что-то главное. Если вы одиноки, найдите себе друга, у которого в семье сложилась такая же ситуация. Он может стать для вас не только благодарным слушателем, но и добрым советчиком.
Специалисты часто предлагают детям разного возраста определенные тесты и развивающие упражнения. Так, например, для двухлетнего ребенка существуют развивающие тестовые задания, цель которых — научить его ходить и говорить. Задания подобраны таким образом, чтобы ребенок, выполняя их одно за другим, смог достичь какого-то определенного уровня знаний и навыков двигательного характера, если его развитию не препятствует врожденная патология. Успех гарантируется при условии, что вы не станете торопить ребенка и он не приступит к выполнению очередного задания, пока как следует не освоит ранее полученные знания и навыки.
Я подготовила целый комплекс заданий, способных помочь ребенку достичь зрелости веры и духа. Каждое новое задание, опираясь на предыдущее, готовит ребенка к последующему. Если вы не обратили должного внимания на завершенность какого-то задания, то последующее не станет для ребенка невыполнимым, оно просто потребует от него больше времени, духовных и физических усилий (и нервов!).
Вся работа пойдет в четырех параллельных направлениях: 1. Освоение Писания и выработка доверия Слову Божьему. 2. Формирование чувства взаимопонимания с Богом. 3. Практическое применение веры в Бога в повседневной жизни. 4. Воспитание христианского отношения к ближнему. Первые два направления, которые соответственно озаглавлены: «Доверие Слову Божьему» и «Вера и отношения с Богом», нацелены на познание Бога и принятие спасения. Два других — «Вера в повседневной жизни» и «Вера и отношения с ближними» — направлены на совершенствование христианского характера ребенка и сохранение постоянных отношений с Богом.
Вашему вниманию представлены два комплекса заданий: первый — «Рождение веры» — для детей дошкольного возраста (до 6 лет) и второй — «Развитие веры» — для детей школьного возраста (с 6 лет и примерно до 13).
Напишите вверху имя ребенка и в заданной последовательности добивайтесь выполнения каждого задания так, чтобы ребенок постоянно думал о нем. (То, как ваш ребенок будет выполнять задания, зависит от вашей вдумчивости и его наклонностей и способностей.) Постарайтесь предугадать, каким образом ребенок подойдет к решению задачи. Например, может ли ваша дочь простить своему брату то, что он постоянно дразнит ее? Или, может быть, она будет долго помнить обиду и не упустит возможность напомнить ему о его проделках? Умение просить прощение и прощать является ключевым компонентом понимания и принятия того, что Иисус сделал для нас. Оно формирует основу, фундамент спасения. Научиться прощать — трудное дело. Насколько ваша дочь продвинулась в достижении этой цели? Не ждите совершенства, если есть какой-то прогресс, это уже хорошо!
Рождение веры (Раннее детство) Имя ребенка ________________________
Доверие Слову Божьему Отмечайте, когда ребенок уже способен:
_____с удовольствием слушать рассказы из Библии, воспринимать ее героев как своих друзей (Даниил, Ной, Иисус и другие);
_____знать на память много стихов из Библии, уметь сказать, в чем их смысл;
_____использовать некоторые стихи из Библии как помощь в повседневной жизни (в момент опасности, соблазна).
Вера и отношения с Богом _____осознавать и ощущать, что Бог и Иисус любят его (ее) всегда;
_____показывать, что он (она) любит Бога, счастлив своей дружбой и хочет не огорчать Его;
_____после какого-то проступка всем своим поведением показывать, что он виноват и сожалеет о случившемся;
_____признаваться в проступке, допускать возможность своей виновности;
_____делать выводы после мер дисциплинарного характера (пытаться в дальнейшем поступать лучше);
_____считаться с желаниями своих родителей и учителей, стараясь не огорчать их;
_____с удовольствием молиться Богу;
_____использовать молитву для того, чтобы попросить прощение за содеянное и высказать надежду на помощь в случае необходимости; в горе надеяться на прощение и помощь Бога.
Вера в повседневной жизни _____знать, какова мораль конкретного стиха или рассказа из Библии, или поучительной истории, и запомнить ее на будущее;
_____применять мораль этих историй в своей жизни;
_____четко понимать и не выходить за рамки дозволенного в большинстве случаев общения с окружающими;
_____прислушиваться к голосу совести (понимать, что не все позволено);
_____поступать по совести и удерживаться от заведомо неправильных шагов, даже тогда, когда сильно искушение;
_____принять правильное решение в новой для себя ситуации после учета всех «да» и «нет». ______понять чувства другого человека с желанием прийти
на помощь тем, кто терпит нужду;
_____делать выводы о том, как его (ее) поведение отражается на других людях (что другому ребенку больно, если он (она) ударит его);
_____стремиться к раскаянию (принять прощение в случае ошибки);
_____прощать того, кто поступил с ним (с ней) неправильно;
_____следовать определенным правилам (дома, с друзьями, с дедушкой и бабушкой, в дошкольных заведениях, в субботней школе и т. д.);
_____демонстрировать знания правил, данных Богом, проявлять желание следовать им;
_____доверять родителям и учителям.
Ваши дети будут иметь крепкий фундамент веры, христианский характер и духовность, если в раннем детстве они научатся:
1. Любить, доверять и проявлять покорность родителям и Богу.
2. Сочувствовать другим людям и относиться к ним с любовью.
3. Прощать и раскаиваться.
4. Находить радость в дружбе с Иисусом.
5. .Подчиняться требованиям самодисциплины.
В силу того, что процесс возрастания веры — «дорога, длиною в жизнь», задания по духовному развитию для детей дошкольного возраста имеют свое продолжение во времени и для детей более старшего возраста. Каждое из них углубляется, расширяется и совершенствуется по мере взросления ребенка.
Однако процесс развития веры в период учебы ребенка в начальной школе ставит перед ним новые задачи. Знания Слова Божьего увеличиваются, понимание доктрин носит более конкретный характер. Возникает стремление к принятию Иисуса как своего личного Спасителя, и молитва носит более зрелый характер. Самооценка себя как христианина становится очевидной, и ребенок основывает свой выбор на нравственных принципах. Ребенок все яснее видит себя членом церковной общины. Его служение ближним помогает провести связь между Богом и людьми.
Задания для духовного роста детей младшего возраста носят подготовительный характер по отношению к аналогичным задачам для детей старшего возраста, так как служат основанием для развития их веры. К счастью, пробелы развитии духовности детей раннего возраста могут быть ликвидированы, хотя и с затратой больших усилий, в подростковом возрасте.
Развитие веры (Подростковый возраст) Имя ребенка_____
Доверие Слову Божьему Отмечайте, когда ребенок уже способен:
_____знать и верить, что Библия — это повествование о взаимоотношениях Бога с людьми в прошлом и в будущем;
_____демонстрировать углубляющееся понимание и знание библейских повествований и пророчеств;
_____демонстрировать понимание того, как была написана Библия и что означает термин «богодухновенный»;
_____знать и верить в то, что Библия служит для общения Бога с людьми, для их сближения;
_____находить удовольствие в чтении Библии и обращаться к ней за помощью в повседневной жизни;
_____знать основные доктрины Церкви АСД и принимать их за основу своей веры;
_____приводить на память много стихов из Библии;
_____ощущать свою солидарность с некоторыми героями Библии.
Вера и отношения с Богом _____принимать Библию как Книгу, через которую Бог говорит лично с ним (с ней);
_____обращаться к Библии всякий раз, когда он (она) ощущает необходимость личного контакта с Богом и Иисусом;
_____признавать, что он (она) грешник, которому необходим Спаситель;
_____принимать Иисуса Христа как личного Спасителя, дающего жизнь;
_____сохранять естественную потребность в частых обращениях к Богу с молитвой;
_____чувствовать каждую секунду, что он жив только благодаря жертве Иисуса Христа и тому, что Бог дарует ему прощение;
_____ощущать Бога своим Небесным Отцом, а Иисуса — старшим Братом, Посредником и Другом навек.
Вера в повседневной жизни _____верить, что Бог и Иисус желают ему только добра, доверять Господу формирование своего характера и веры;
_____воспринимать себя как христианина, способного отстоять истину и защитить то, что дорого человеку, верующему в Бога;
_____проявлять стремление учиться принимать решения по поводу нравственных проблем, исходя из советов, которые дает Слово Божье, и развивать необходимую независимость для того, чтобы ничто не повлияло на его решение;
_____поступать так, как подсказывает ему его вера;
_____следовать примеру некоторых положительных героев;
_____применять Слово Божье в своей жизни, измерять им свои поступки;
_____формировать руководящие принципы своих действий;
_____проявлять раскаяние и испытывать чувство вины за неверные поступки, а также пытаться исправить положение.
Вера и отношения с ближними _____сознательно причислять себя к Церкви АСД;
_____сознательно прийти к решению принять крещение в Церкви АСД;
_____проявлять более глубокое понимание Десяти Заповедей (люби Бога и ближних), доказывать на деле свою любовь к людям;
_____сознавать себя как полезного людям, заботливого и участливого человека и стремиться подтверждать это во взаимоотношениях с людьми;
_____размышлять о том, каким человеком он станет и насколько будет соответствовать тому будущему, которое предопределил для него Бог;
_____оказывать сопротивление влиянию извне;
_____думать о себе как об ответственной личности, на которую можно положиться, на чью обязательность можно рассчитывать;
_____поделиться с другими своей дружбой с Иисусом, естественно и искренно.
Когда вы будете читать следующие главы данной книги, возможно, вы не раз обратитесь к этим заданиям как к справочному материалу, указывающему на те знания и умения, которые приведут ваших детей к цели — духовной зрелости и вечной жизни с Богом. Как возрастать подобно Иисусу
1. Обращайтесь с ребенком нежно, удовлетворяйте его нужды.
2. Принимайте во внимание его темперамент.
3. Учитывайте уровень его развития.
4. Помните о его опыте и положении в семье.
5. Помните о духовных целях.
6. Упражняйте ребенка в духовности. Не забывайте о дифференцированном подходе к каждому ребенку.
7. Планируйте использование тренировочных упражнений в поэтапном достижении основной цели духовного воспитания ребенка.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |