Авторы-составители:
Л. С. Сековец — зав. кафедрой коррекционной педагогики
и специальной психологии НИРО, доктор пед. наук, доцент;
Л.И. Разумова — учитель-логопед высшей категории ДОУ № 91;
Н.Я. Дюнина— учитель-логопед высшей категории МЛПУ ДГБ № 17;
Г.17. Ситникова — учитель-логопед высшей категории ДОУ № 421.
В разработке программно-методического пособия принимали также участие воспитатели первой категории Л.Н. Градусова, И.А. Соболева, воспитатель высшей категории Л.Н. Уткина.
Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под ред. Л.С. Сековец. — М.: АРКТИ, 2005. — 248 с. (Коррекционная педагогика)
15ВЫ 5-89415-483-9
Программно-методическое пособие для воспитателей и учителей-логопедов дошкольных учреждений представляет собой систематизированный материал, составленный на основе адаптации двух учебно-воспитательных программ: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (М., 1987) и «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» (Сост. Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина. М, 1991).
Программно-методическое пособие может быть полезно при комплексной коррекции нарушений речи у детей.
УДК ББК
Коллектив авторов, 2005 АРКТИ, 2005
376 74.202
15ВН 5-89415-483-9
Введение
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.
Содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, с учетом современных подходов к коррекционно-образовательному процессу, включает основные цели и задачи, определяющие «образовательную стратегию»: формирование языковых умений и навыков, развитие речемыслительной деятельности, обобщенных представлений о языковых единицах и особенностях их функционирования, формирование сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и моторно-двигательной сфер, совершенствование коммуникативных умений, практическое употребление различных частей речи.
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения (обогащение словарного запаса, развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи, формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, интонационного оформления речи). Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности всего образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Результатом поиска путей решения проблемы и является данное программно-методическое пособие. Коррекцию речевого недоразвития детей в нем предлагается вести по направлениям:
развитие лексико-грамматических средств языка;
развитие связной речи.
Наибольшую трудность в практике вызывает организация совместной работы воспитателя и учителя-логопеда по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи с учетом образовательных потребностей детей.
При составлении данного пособия авторы ставили перед собой цель: дать такую систему совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя, которая помогла бы преодолеть речевое недоразвитие, способствовала развитию психических процессов, обеспечивающих речевую деятельность и восполнение пробелов в речевой практике детей.
Программно-методическое пособие носит коррекционно-развивающий характер. Оно предназначено для обучения и воспитания детей шестого года жизни (первый год обучения) со 2-м, 3-м уровнем речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на два
года.
Теоретической и методологической основой программно-методического пособия являются: положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования общих закономерностей развития детской речи в норме и в условиях ее нарушения, проведенные А.Н. Гвоздевым, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Содержание программно-методического пособия определено с учетом общих дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Система обучения детей строится на основе психолого-педагогического подхода, ведущим положением которого является рассмотрение речи как деятельности со всеми составляющими ее компонентами (цели, мотивы речевого действия и средства). Особенностью речевой деятельности дошкольников является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо другую деятельность. Вот почему предлагаемое программно-методическое пособие уделяет большое внимание работе воспитателя по использованию игровой, трудовой, продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), самообслуживания, ознакомления детей с предметами реального мира с целью формирования у ребенка потребности в овладении речью.
Немалое место в пособии занимают также материалы по развитию речи детей в единстве с задачами всестороннего развития ребенка, формированию коммуникативных возможностей, развитию его мыслительных процессов.
Разделяя тезис о том, что «система специального обучения должна опираться не только на закономерности формирования речи в норме, но и на своеобразие речевой деятельности при ее патологии», авторы сочли необходимым включить в пособие как условный эталон развития речи ребенка пяти лет в норме, так и сопоставительный анализ речевых навыков на различных уровнях своеобразного их развития. Наличие этого материала позволит специалистам учитывать индивидуальные особенности детей, правильно строить свою работу, отмечать ее динамику, видеть перспективу и осуществлять правильность подбора программного материала, что в целом будет способствовать качественному улучшению работы учителя-логопеда и воспитателя.
Содержание обучения, предложенное авторами, строится по тематическому принципу распределения материала, позволяющему организовать тесную связь учителя-логопеда и воспитателя в определении конкретного содержания обучения, в выборе форм и методов логопедического и педагогического воздействия, в актуализации единых речевых средств в процессе различных видов деятельности и прогнозировании вербального развития.
Программно-методические пособие содержит:
годовую, разверстку лексико-тематических циклов;
распределение по периодам обучения основных проблемных блоков (формирование и развитие грамматического строя речи, формирование предложения, развитие разговорно- описательной речи);
• определение конкретных задач коррекционного обучения детей;
примерный режим дня, расписание занятий и др.;
полное содержание работы воспитателя по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи детей;
тематику продуктивных видов деятельности на учебный год;
рекомендации по использованию речевых игр в коррекционной работе;
тексты и источники художественной литературы для детей по тематическим циклам.
Пособие снабжено практическими Приложениями. Среди них:
рекомендации по педагогическому обследованию детей воспитателем и формы заполнения протоколов обследования;
приемы логопедического обследования детей и образец заполнения речевой карты ребенка с ОНР;
примеры логопедических занятий и др.
Подобная организация материала окажет помощь практическим работникам в осуществлении взаимосвязи и обеспечении коррекционной направленности обучения, что предполагает:
создание оптимальных условий, способствующих преодолению речевого недоразвития и отклонений в нервно-психическом развитии детей (коррекционно-развивающая среда групповой комнаты, кабинет учителя-логопеда, оснащенный различными видами наглядности в соответствии с основными направлениями и технологиями, использование всех видов занятий, наблюдений, прогулок, режимных моментов, повседневной жизни для развития речи детей);
формирование у дошкольников общего и речевого поведения с учетом их возраста (умение управлять собой, выполнять установленные в группе правила, преодоление замкнутости, застенчивости, робости, речевого негативизма или, наоборот, импульсивности, несдержанности, воспитание контактности);
развитие психических процессов (внимание и его объем, устойчивость, распределение, переключение; вербальная память, словесно-логическое мышление, способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению);
развитие общей и мелкой моторики путем максимального использования предметно-практической деятельности детей;
осуществление связи с детским психиатром, невропатологом и другими специалистами детской поликлиники в целях построения особой образовательной среды;
• включение родителей в процесс реабилитации. Реализация программных задач, использование практического материала в пособии подразумевают широкую вариативность в выборе форм и методов обучения, способов активизации речевых и мыслительных процессов, в последовательности изучения проблемных блоков в зависимости от специфических особенностей каждого ребенка, его социального и речевого опыта.
Важным параметром обучения и воспитания детей с ОНР (первый год обучения) является личностно ориентированный подход. Все это предполагает творческую педагогическую инициативу.
Программно-методическое пособие адресовано учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп. Оно может быть полезно учителям-дефектологам, практическим психологам, социальным педагогам, специалистам ПМПК, студентам вузов, педагогических училищ, родителям.
Авторы рассчитывают, что пособие позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР (первый год обучения) в дошкольном учреждении, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения. Раздел I
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТИ ЛЕТ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ
Условный эталон возрастной нормы развития речи детей пяти лет
В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен (2 года 6 месяцев — 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких лексико-грамматических и фонетических проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Такой анализ и оценку речевой деятельности маленького ребенка невозможно провести, если не иметь конкретных данных о формировании детской речи в норме.
И.С. Жукова, Е.М. Мастюко&а.
Преодоление общего недоразвития речи
у школьников
О целесообразности использования в работе логопеда условного эталона возрастной нормы детской речи говорят многие.
Логопедов-практиков интересуют несколько аспектов условного эталона возрастной нормы развития детской речи:
* линейная логика овладения родным языком;
качественная и количественная характеристики структурных компонентов языковой системы;
кульминационный процесс речевого высказывания — умение ребенка строить предложения различной структуры;
связная речь — главный показатель уровня развития детской речи.
Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики — гуление:— лепет — слова — словосочетания — предложения — связный рассказ.
При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты придерживаются следующих характеристик:
крики — возникают самостоятельно, без побуждения со стороны взрослых — с момента рождения до 2 мес.;
гуление — стихийно не возникает, его появление обусловлено эмоционально-личностным общением ребенка со взрослым — с 2 до 5-7 мес.;
лепет — стихийно также не возникает, его появление обусловлено эмоционально-личностным общением малыша со взрослым — с 5-6 до 12-14 мес.;
слова — переход к пользованию словами осуществляется постепенно на фоне продолжающегося лепета - с 11— 12 мес.;
словосочетания — появляются после усвоения двусложных и трехсложных слов — с 1 года 7 мес. до 1 года 9 мес.;
предложения — ребенок начинает конструировать их в условиях наглядной ситуации с 2 лет; с 2 лет 6 мес. Появляются вопросы где? куда?; с 3 лет — вопросы почему? когда?;
•связный рассказ — появляется с воспроизведения коротких рассказов, стихов, потешек.— с 3 лет; постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушке — с 4 лет; овладение элементами контекстной речи — с 5 лет. Характеристика структурных компонентов речи в норме детей пяти лет
Фразовая речь
Дети пользуются как простыми, так и распространенными предложениями; употребляют в речи как сложносочиненные, так и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов.
Понимание речи
Дети осознают смысловое содержание обращенной к ним речи; возрастает устойчивость внимания к речи окружающих; они способны до конца выслушивать ответы, объяснения, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; умеют аналитически относиться к речевой деятельности: слышать, замечать и исправлять ошибки и неточности в речи товарищей и своей; уже нет затруднений в понимании изменений слов, связанных с употреблением приставок, суффиксов и флексий, в понимании оттенков значений однокоренных и многозначных слов, особенностей логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.
Словарный запас
Объем активного словаря в речи детей возрастает до 3000 слов, появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель и т.д.). Чаще используются прилагательные для обозначения признаков и качеств предметов, для отражения временных и пространственных отношений, начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка и т.д.), шире используются наречия и личные местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за, около и др.). Дети свободно владеют функцией словообразования: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова различных категорий (плавать, пловец, пловчиха, плавучий), относительные прилагательные от существительных (дерево — деревянный, снег — снежный) и т.д. В этом возрасте ярко проявляется феномен словотворчества.
Грамматический строй речи
К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, существительных с числительными; постигают в основных чертах типы склонений и спряжений; активно овладевают функцией словоизменения: имен существительных по числам, глаголов прошедшего времени по числам и родам, глаголов настоящего времени по числам и лицам; адекватно употребляют предлоги в речи.
Однако рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из причин увеличения грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных, неправильное согласование глаголов с существительными, нарушения в структуре предложений и т.д.
Звукопроизношение
У большинства детей к пяти годам заканчивается процесс овладения звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм. фонематическое восприятие
У детей пятилетнего возраста достаточно хорошо развит фонематический слух; они дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга одним звуком (звонким — глухим: коза — коса', твердым — мягким: поток — потек); могут установить наличие заданного звука в слове, выделить первый и последний звуки в слове, подбирать слова на заданный звук; дети могут точно воспроизводить различные интонации, выдерживать паузы, различать повышение и понижение громкости голоса, ускорение и замедление
темпа речи.
Необходимо помнить, что более высокие формы анализа и синтеза слов самостоятельно, без специального обучения не развиваются.
Кульминационный процесс речевого высказывания
Для выражения своих мыслей дети все чаще пользуются различными синтаксическими конструкциями: предложениями с однородными членами, с сочинением и подчинением, несложными образными описаниями, сравнениями, эпитетами и т.д. «На 5-м году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. Отмечается наличие в их речи почти всех придаточных предложений (кроме определительного)».
Связная речь
К пяти годам дети могут пересказать знакомую сказку, выразительно читать стихотворения, пересказывают только что прочитанные дважды короткие тексты. Дети способны рассказать о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно, могут объяснить причину и следствие, составить рассказ по картинке, отличить сказку от рассказа; дети более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.
Основное назначение условного эталона возрастной нормы детской речи — «...соотнести состояние речи, выявленное на обследовании, с данными условного эталона нормы, что позволит установить фазу (стадию) развития аномальной детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонентов языка». Характеристика основных компонентов речи детей с ОНР
Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы (фонетики, лексики, грамматики).
Теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е. Левиной в 1950-1960-х годах.
Для детей с ОНР характерно:
позднее начало речи (в 3-4 года);
резкое ограничение словаря;
ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т.д.);
дефекты звукопроизношения (все виды);
нарушение фонематического слуха;
нарушение ритмико-слоговой структуры слова;
затруднения в распространении простых предложений и построении сложных.
Диагностический признак ОНР — диссоциация между речевым ,и психическим развитием, то есть психическое развитие протекает более благополучно, чем развитие речи.
Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Условно Р.Е. Левина выделяет три уровня речевого развития:
1-й уровень — отсутствие общеупотребительной речи;
2-й уровень — начатки общеупотребительной речи;
3-й уровень — развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
В теории и практике логопедии уровни речевого развития при ОНР подробно описаны. Проведем сопоставительный анализ особенностей речи детей с 1, 2, 3-м уровнем речевого развития по структурным компонентам языковой системы: наличие фразы, понимание речи, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематическое восприятие.
Фразовая речь
1-й уровень — фразовая речь отсутствует, ребенок пользуется жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и многозначными эквивалентами (звукокомплексами, звукоподражаниями).
2-й уровень — появляется простая фраза из 2-3 слов; наряду с жестами и лепетными словами ребенок пользуется простыми конструкциями предложений, но высказывания его бедны, в основном это перечисление воспринимаемых предметов и действий.
3-й уровень — имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; в активной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями; затрудняется или не умеет распространять простые предложения и строить сложные.
Понимание речи
1-й уровень — понимание речи носит ситуативный характер; ярко выражен импрессивный аграмматизм (отсутствует понимание значений грамматических изменений слов, значений предлогов).
2-й уровень — понимание речи значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм и морфологических элементов языка.
3-й уровень — понимание обращенной к ребенку речи приближается к норме, но остаются затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.
Словарный запас
1-й уровень — словарный запас резко отстает от нормы; в основном это предметный обиходный словарь, глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены.
2-й уровень — словарный запас значительно отстает от нормы; ребенок не знает названия основных цветов, форм, размеров, частей предметов; особенно ограничен словарь действий и признаков; отсутствует навык словообразования и словотворчества.
3-й уровень — словарный запас значительно возрастает, ребенок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточно прилагательных (особенно относительных), наречий; предлоги, даже простые, употребляет с ошибками; характерно неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.
Грамматический строй речи
1-й уровень — фразы нет; ребенок пользуется корневыми словами, лишенными флексий.
2-й уровень — грамматический строй речи не сформирован, попытки словоизменения чаще всего неудачны; имеются грубые ошибки: смешение падежных форм, употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве, отсутствие согласований (имен прилагательных с именами существительными, имен числительных с именами существительными); ошибки в согласовании сказуемого с подлежащим; пропуск предлогов или замена сложных предлогов на простые; ошибки в употреблении форм числа, рода глаголов, в изменении имен существительных по числам.
3-й уровень — ребенок правильно употребляет простые грамматические формы, но допускает специфические ошибки: неправильное согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже; имен числительных с именами существительными; пропуски и замены предлогов; ошибки в ударениях и падежных окончаниях.
Звукопроизношение
1-й уровень — резко искажено звуковое оформление лепетных слов, характерны фонетическая неопределенность и диффузность; диффузный характер звукопроизношения обусловлен неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания.
2-й уровень — звукопроизношение значительно отстает от нормы: характерно наличие многочисленных искажений, замен и смешений; нарушено произношение мягких и твердых звуков, звонких и глухих, шипящих, свистящих, аффрикат; проявляется диссоциация между произнесением изолированного звука и употреблением его в спонтанной речи.
3-й уровень — произносительные возможности детей улучшаются, но по-прежнему могут оставаться все виды нарушений (чаще всего свистящий и шипящий сигматизмы, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения); характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, и замены групп звуков более простыми по артикуляции. Слоговая структура слова
1-й уровень — слоговая структура грубо нарушена, характерно сокращение слогов от 2-3 до 1-2; отличительная черта этого уровня -ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
2-й уровень— по-прежнему грубо нарушена слоговая структура слов и звуконаполняемость слов; характерны сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении согласных.
3-й уровень — нарушений слоговой структуры слов меньше, чем у детей 2-го уровня речевого развития, но все же в наиболее трудных случаях ошибки и искажения остаются те же, особенно страдает звуконаполняемость слов.
Фонематическое восприятие
1-й уровень — фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии; фонематический слух грубо нарушен: ребенок не может отличить слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу; задания по звуковому анализу ребенку непонятны.
2-й уровень — выраженная недостаточность фонематического восприятия: ребенок не определяет позицию звука в слове, не может выбрать картинки с заданным звуком, не выделяет звук из ряда других; к звуковому анализу и синтезу не готов.
3-й уровень — по-прежнему недостаточно развиты фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.
Сопоставительный анализ особенностей речи детей с 1, 2, 3-м уровнем ОНР по структурным компонентам языковой системы позволяет увидеть динамику развития и достижения ребенка в процессе обучения, выбрать оптимальные методы и приемы работы на каждом этапе, предусмотреть усложнение речевого и учебного материала.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |