М. Г. БОРИСЕНКО, Т. А. ДАТЕШИДЗЕ, Н. А. ЛУКИНА
УЧИМСЯ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ
Санкт-Петербург
«Паритет»
2003
УДК 373 Б82
Рисунки И. С. Авдеевой
Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А.
Б82 Учимся слушать и слышать.— СПб.: ♦ Паритет», 2003.— 144 с.— (Серия <■ Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).
18ВМ 5-93437-140-1
Методическое пособие содержит сведения по развитию слухового восприятия, внимания и памяти в соответствии с периодами возрастного развития ребенка от рождения до трех лет, наиболее благоприятными для освоения определенных видов деятельности, С учетом возрастных особенностей описаны скрининговые обследования слуха у детей первого, второго и третьего годов жизни.
В каждом возрастном периоде даны различные виды игр на формирование слуха у детей. Дидактические игры составлены с учетом лексических тем и сочетаются с работой по развитию речи детей раннего возраста.
Пособие адресовано как специалистам дошкольных учреждений, так и родителям.
УДК 373
© М. Г. Борисенко, Т. А. Датешидзе, Н. А. Лукина, 2002 © К. О. Почтенная, оформление обложки, 2002 5—93437—140—1 © Редакционная подготовка. Издательство «Паритет», 2002
ПРЕДИСЛОВИЕ
Воспитание ребенка начинается с рождения. Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии — с другой, показали, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период жизни. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка, т. е. от рождения до трех лет. В детском саду воспитывать уже поздно. Такие зрелые способности, как мышление, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но на сформированной к этому возрасту базе. Если в первые три года не образовалась прочная база, то очень тяжело научить использовать ее, а иногда и бесполезно.
Предлагаемая книга посвящена развитию одной из сторон психической деятельности человека, а именно становлению и совершенствованию слухового восприятия. В ней приводится практический материал по развитию слухового восприятия от рождения до трех лет, даны подробные методические пояснения. Идея построения книги — последовательное и планомерное педагогическое воздействие на ребенка.
Начиная со второго года жизни занятия строятся по тематическому принципу. Описанные особенности детей раннего дошкольного возраста в определенной степени могут быть использованы в качестве образца при обследовании.
Книга адресована как специалистам, занимающимся проблемами развития детей раннего дошкольного возраста, так и родителям, потенциальным и реальным, имеющим маленьких детей.
Каждый родитель должен овладеть основами педагогической культуры. Ее неотъемлемой частью являются психологические знания закономерностей развития ребенка, некоторым из которых и посвящена книга.
При ее создании авторы — логопеды-практики помимо собственных исследований опирались на труды Л. В. Неймана, Н. Д. Шматко, Т. В. Пе-лымской, И. В. Калмыковой, Т. Бауэра, М. Ибука и др.
Игры составлены с учетом педагогических требований и учитывают особенности детей данной возрастной группы:
необходимость опоры на наглядный материал;
необходимость последовательного перехода от простого к сложному;
систематичность проведения игр;
доступность материала, преподносимого ребенку (детям);
повторность с частичной новизной;
3
необходимость действенного участия ребенка в познании явлений окружающего мира;
обязательное соотнесение слова с обозначаемым предметом, слова — с действием, слова — с признаком;
многократное повторение нового слова взрослым;
выполнение действий ребенком (детьми) с предметами, которые обо значаются словом.
Игры связаны с лексическими и фонетическими темами. Перед каждым видом игр приведена таблица, позволяющая представить программу занятий в течение девяти учебных месяцев. Таблица включает названия лексических тем по развитию слухового восприятия, внимания, памяти.
Мы живем в мире звуков: природы, музыки, речи, всевозможных шумов. Посредством слухового восприятия человек улавливает звуки, распознает близость или дальность их источников, направление звуковой волны, а также различает звуки по силе и тону.
Ухо настолько чувствительно, что почти способно слышать беспорядочные удары молекул воздуха о барабанную перепонку. Кроме того, ухо обладает удивительной избирательностью. В комнате, полной разговаривающих людей, оно способно игнорировать большинство шумов и улавливать лишь речь одного человека. Тренированное ухо способно на чудеса! В смешении звуков симфонического оркестра ухо дирижера может выделять отдельные инструменты.
Как по своему строению, так и по функции ухо является удивительно тонким образованием. Одной из мер этой утонченности являются те ничтожно малые колебания, на которые оно реагирует. При некоторых звуковых частотах колебания барабанной перепонки столь малы, что составляют одну миллиардную долю сантиметра.
К низким частотам ухо менее чувствительно. Например, его чувствительность к тону в 100 Гц в 1000 раз ниже, чем к .тону в 1000 Гц. Это, очевидно, физическая необходимость, т. к. в противном случае мы бы слышали вибрации собственного тела.
Ребенок рождается со сформированными органами чувств. Рецепторы большинства анализаторов формируются к моменту рождения ребенка, даже если это преждевременные роды (слуховой аппарат формируется начиная со второго месяца внутриутробной жизни). Именно поэтому современные врачи рекомендуют беременным женщинам для установления лучшего эмоционального контакта беседовать с будущим ребенком начиная с 20-22-й недели беременности1.
У новорожденного обнаруживается не только полный набор слуховых реакций, но и некоторые звуковые предпочтения: он предпочитает женские голоса мужским; ритмические звуки, напоминающие звуки биения человеческого сердца, его успокаивают, резкие — беспокоят. Уже в 3 месяца ребенок может выделять голос своей матери среди других голосов.
Линсит и Сиквиленд проводили опыты с младенцами на следующий день после рождения. «Они смогли научить младенца поворачивать голову в одну сторону в ответ на гудок и в другую — в ответ на звон колокольчика. В результате, когда гудок и колокольчик чередовались случайным образом, поворот головы осуществлялся только в нужном направлении. После того как был установлен факт различия, исследователи поменяли ситуации: если младенец усвоил схему «колокольчик — налево, гудок — направо», то теперь ему надо было все забыть и научиться поворачивать голову направо в ответ
1 Тайц Б. С. Энциклопедия гомеопатии. СПб., 2002, с. 35.
5
на колокольчик и налево — в ответ на гудок. Все младенцы смогли за короткое время усвоить и эту противоположную схему различия: это делалось ими с легкостью, превосходящей все, что нам известно об аналогичных процессах у приматов»1.
По новейшим исследованиям, у новорожденных можно наблюдать первичное различение звуков, которые резко отличаются друг от друга по характеру, например шумы и стук музыкальных тонов, а также различение тонов в пределах смежных октав; по этим же данным у новорожденных отмечается возможность определения направления звука2.
В последующем периоде способность к дифференцированию звуков получает дальнейшее развитие и распространяется на голос и элементы речи. С возрастом все большую роль начинает играть зрение, на слух обращается меньше внимания. Это приводит к печальному результату: большинство детей безразлично к звуковому морю, которое нас окружает. У них очень слабо развито слуховое внимание и слуховая память, они не музыкальны, у них отсутствует чувство ритма, они не умеют петь, у них нет желания и умения слушать музыку и получать от этого удовольствие.
Для развития слухового восприятия наиболее благоприятен младенческий возраст: чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию окружающего мира. Новорожденный воспринимает весь звуковой поток, т. к. его слуховой аппарат еще не имеет избирательности. Как результат этого — отсутствие восприятия тихих звуков (частичная звуковая «глухота»). Очень важно в этот момент провести скрининг слуха, для того чтобы при необходимости своевременно стимулировать развитие утраченной функции.
У маленьких детей методом исследования слуха, не требующим сложного оборудования, является «гороховая методика» Й. В. Калмыковой, помогающая оценивать слух по двигательным реакциям на звучание разных источников звука (звучащие игрушки, коробочки с крупой)3.
Необходимый набор для скрининга
Набор стеклянных бутылочек из-под лекарств, заполненных на одну треть ман кой (источник звука № 1), гречневой крупой (источник звука № 2), горохом (источник звука № 3).
Пищащая детская резиновая игрушка (высокочастотный сигнал).
Соответствует: Отсутствие реакции:
Манка 30-40 дБ 1-2-я степень тугоухости
Греча 50-60 дБ 2-3-я степень тугоухости
Горох - 70-80 дБ 3-4-я степень тугоухости
Вариант 1. При проверке слуха находитесь непосредственно перед ребенком, который лежит в кроватке на спине. В одной руке зажмите источник звука (ИЗ) — бутылочку с крупой, в другой руке держите пустую бутылочку. Одновременно протяните обе руки к левому и правому уху ребенка и потрясите бутылочками. Необходимым условием проверки является полное сходство движений обеих рук. Ответная реакция
1 Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М.: Прогресс, 1985, с. 21.
2 Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Просвещение, 1977, с. 33.
3 Актуальные проблемы логопатологии: исследования и коррекция. СПб, 2001, с. 23.
6
ребенка — поворот головы, глаз в сторону источника звука, замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, прекращение сосательных движений при кормлении.
Вариант 2. Держите ребенка у себя на коленях, а около уха малыша — бутылочку. Другой взрослый должен сесть напротив с игрушкой в руках. В тот момент, когда малыш спокойно смотрит на игрушку, сзади на расстоянии 15 см от его уха потрясите рукой с зажатым в ладони ИЗ. Малыш не должен видеть руку со спрятанным в ней ИЗ.
Основные условия
Исследование слуха проводите в условиях полной тишины.
Процедуру проводите поочередно на каждом ухе.
Помните, что реакция малыша на звук может иметь скрытый, «задержанный», период, причем длительность скрытой реакции на звук может достигать 3-5 секунд.
При отсутствии у ребенка условно-ориентировочной реакции требуется повторить процедуру через некоторое время. При отрицательных результатах (т. е. при отсутст вии реакции) можно заподозрить нарушение слуха, что требует более углубленного исследования (проведение аудиометрии).
Начинайте проверку с самых тихих звуков (ИЗ № 1), т. к. реакции ребенка имеют тенденции к быстрому угасанию, поэтому если начать подавать звуковые сигналы в об ратном порядке или хаотично, то реакция малыша на более тихий сигнал может отсут ствовать. Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 секунд (для того чтобы угасла предыдущая реакция).
Оценка результатов
Новорожденный ребенок должен реагировать на источник звука № 3 и на пищащую игрушку. В шесть месяцев у ребенка должна быть ориентировочная реакция на все звуковые стимулы — источники звука № 1, 2, 3, высокочастотный сигнал.
У грудных детей удается выработать также условную реакцию на звук путем сочетания действия и звукового раздражителя, например звонок будильника — с началом кормления. После достаточного числа таких сочетаний (обычно через 1-2 недели) у слышащего ребенка появляется условная реакция в виде сосательных движений губ в ответ на звуковой сигнал. Следует подчеркнуть, что однократное исследование слуха
7
у маленьких детей редко дает вполне надежные результаты. Очень часто требуются повторные исследования, а иногда окончательное заключение о степени нарушения слуха у ребенка может быть дано лишь после длительного (полгода-год) наблюдения в процессе воспитания и обучения в специальном учреждении для детей с нарушениями слуха.
Если от 3 до 12 месяцев у ребенка нет имитации, не возникает лепет, он не реагирует на свое имя, не поворачивает голову в сторону источника звука, то это должно вызывать тревогу.
ФОРМИРОВАНИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Для правильного формирования слухового восприятия ребенок должен с младенчества находиться среди гармоничных звуков, т. е. тех звуков, которые его успокаивают (записи пения птиц, шум листвы, журчание воды, колыбельные песни).
Выдающийся русский физиолог В. М. Бехтерев считал, что для развития музыкальности ребенку надо давать слушать музыку с первых дней жизни. Новейшие психолого-педагогические данные подтвердили, что дети начинают реагировать на музыку очень рано, причем способны воспринимать сложные музыкальные формы. Масару Ибука — президент всемирно известной японской фирмы 8опу, являющийся еще и автором новейших концепций воспитания и обучения детей раннего возраста,— рассказывает в своей книге об эксперименте, проводившемся на одном из предприятий фирмы, где был организован детский сад. Цель эксперимента — выяснить, какую музыку любят дети. Результаты получились неожиданные! самой захватывающей музыкой для малышей оказалась Пятая симфония Бетховена! Популярные песни, которые передают с утра до вечера по телевизору, заняли второе место, а на самом последнем месте оказались детские песни.
Некоторые авторы предлагают даже примерный репертуар: «Птичка» Э. Грига, «Медведь», «Камаринская» из детского альбома П. Чайковского, «Детская полька» М. Глинки, «Марш» А. Гедике.
Чтобы определить, подходит ли та или иная музыка малышу, В. М. Бехтерев предлагал ориентироваться на внешние реакции ребенка; характер и темперамент малыша безошибочно подскажут родителям выбор мелодии и ритма. Прослушивание на первых порах не должно быть слишком продолжительным. Следует помнить, что любой звуковой раздражитель при большой силе или продолжительности может вызвать болезненные сдвиги в психике, нанести акустическую травму. При этом возникают различные неврозы (логоневроз, энурез, плаксивость, раздражение, снижение памяти и слуха, головные боли). Очень важно, чтобы в помещении во время звучания музыки была тишина и ничто не отвлекало ребенка. Нельзя, чтобы по комнате ходили. Желательно также на время прослушивания убрать из поля зрения малыша игрушки и другие отвлекающие предметы.
Воспитывая ребенка, развивая его слуховое и музыкальное восприятие, вы должны знать и учитывать следующее. По теории Масару Ибуки и музлкальное восприятие, и развитие характера, и развитие способностей формируются в большей степени под влиянием родителей. Предположим, что у мамы нет слуха, а ребенок каждый день слушает ее колыбельную песенку с совершенно неправильной мелодией. Он запоми-
8
нает эту мелодию и, используя ее как образец, тоже будет петь ее неправильно. Мама, услышав это, скажет, что у ее ребенка нет слуха. По теории М. Ибуки дети без слуха, рожденные от матерей с таким же недостатком, обладают особой способностью слухового восприятия, коль скоро они могут запомнить и точно воспроизвести неправильную мелодию. Поэтому в случае отсутствия музыкального слуха у мамы рекомендуется давать слушать малышу пластинки.
Для развития музыкальных способностей продолжайте давать слушать ребенку записи пения птиц, шума листвы, плеска воды, пойте колыбельные. Для развития эмоций вызывайте общее оживление ребенка. Как можно чаще и дольше разговаривайте с малышом, старайтесь придавать своему голосу певучую интонацию, вызывайте у него в ответ улыбку, звуки и движения.
Новорожденный ребенок
Период новорожденное™ является очень важным для формирования общения ребенка с родителями. Задача взрослых, и в первую очередь матери, достаточно сложна — по немногочисленным внешним проявлениям ребенка (плач, крик, движения тела, выражение лица) необходимо установить и устранить то, что нарушает нормальное самочувствие малыша.
Это может быть голод, неудобная поза, боль, мокрые пеленки и т. д. Когда вы научитесь достаточно быстро устранять причины, нарушающие нормальное состояние своего ребенка, можно говорить об установлении биологической связи между вами и ним. Эта связь очень важна: от нее зависит не только физическое состояние малыша, его психологический комфорт, но и формирование психологических отношений с другими людьми.
С этой же целью прижимайте малыша к сердцу как можно чаще. Не бойтесь — ребенка до года практически невозможно избаловать. Руки матери по сути своей являются для него комплексным стимулятором. Убедившись, что новорожденный здоров, не надо останавливаться на достигнутом — следует заняться формированием слухового восприятия. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |