Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Борисенко М. Г. Датешидзе Т. А. Лукина Н. А. Учимся слушать и слышать.. М. Г. Борисенко, Т. А. Датешидзе, Н. А. Лукина учимся слушать и слышать


НазваниеМ. Г. Борисенко, Т. А. Датешидзе, Н. А. Лукина учимся слушать и слышать
АнкорБорисенко М. Г. Датешидзе Т. А. Лукина Н. А. Учимся слушать и слышать..doc
Дата22.09.2017
Размер4.77 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБорисенко М. Г. Датешидзе Т. А. Лукина Н. А. Учимся слушать и сл
ТипМетодическое пособие
#16870
страница1 из 12
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12













М. Г. БОРИСЕНКО, Т. А. ДАТЕШИДЗЕ, Н. А. ЛУКИНА

УЧИМСЯ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ



Санкт-Петербург

«Паритет»

2003

УДК 373 Б82

Рисунки И. С. Авдеевой

Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А.

Б82 Учимся слушать и слышать.— СПб.: ♦ Паритет», 2003.— 144 с.— (Серия <■ Рожда­юсь. Расту. Развиваюсь»).

18ВМ 5-93437-140-1

Методическое пособие содержит сведения по развитию слухового восприятия, внимания и памяти в соответствии с периодами возрастного развития ребенка от рождения до трех лет, наиболее благоприятными для освоения определенных видов деятельности, С учетом возрастных особенностей описаны скрининговые обследования слуха у детей первого, второго и третьего годов жизни.

В каждом возрастном периоде даны различные виды игр на формирование слуха у детей. Дидактические игры составлены с учетом лексических тем и сочетаются с работой по развитию речи детей раннего возраста.

Пособие адресовано как специалистам дошкольных учреждений, так и родителям.

УДК 373

© М. Г. Борисенко, Т. А. Датешидзе, Н. А. Лукина, 2002
© К. О. Почтенная, оформление обложки, 2002
5—93437—140—1 © Редакционная подготовка. Издательство «Паритет», 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

Воспитание ребенка начинается с рождения. Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии — с другой, показали, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а боль­шей частью формируются в определенный период жизни. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка, т. е. от рождения до трех лет. В детском саду воспитывать уже поздно. Такие зрелые способности, как мышление, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но на сформированной к этому возрасту базе. Если в первые три года не образовалась прочная база, то очень тяжело научить использовать ее, а иногда и бесполезно.

Предлагаемая книга посвящена развитию одной из сторон психической деятельности человека, а именно становлению и совершенствованию слу­хового восприятия. В ней приводится практический материал по развитию слухового восприятия от рождения до трех лет, даны подробные методиче­ские пояснения. Идея построения книги — последовательное и планомер­ное педагогическое воздействие на ребенка.

Начиная со второго года жизни занятия строятся по тематическому прин­ципу. Описанные особенности детей раннего дошкольного возраста в опре­деленной степени могут быть использованы в качестве образца при обсле­довании.

Книга адресована как специалистам, занимающимся проблемами разви­тия детей раннего дошкольного возраста, так и родителям, потенциальным и реальным, имеющим маленьких детей.

Каждый родитель должен овладеть основами педагогической культуры. Ее неотъемлемой частью являются психологические знания закономерно­стей развития ребенка, некоторым из которых и посвящена книга.

При ее создании авторы — логопеды-практики помимо собственных ис­следований опирались на труды Л. В. Неймана, Н. Д. Шматко, Т. В. Пе-лымской, И. В. Калмыковой, Т. Бауэра, М. Ибука и др.

Игры составлены с учетом педагогических требований и учитывают осо­бенности детей данной возрастной группы:

  • необходимость опоры на наглядный материал;

  • необходимость последовательного перехода от простого к сложному;

  • систематичность проведения игр;

  • доступность материала, преподносимого ребенку (детям);

  • повторность с частичной новизной;

3

  • необходимость действенного участия ребенка в познании явлений
    окружающего мира;

  • обязательное соотнесение слова с обозначаемым предметом, слова —
    с действием, слова — с признаком;

  • многократное повторение нового слова взрослым;

  • выполнение действий ребенком (детьми) с предметами, которые обо­
    значаются словом.

Игры связаны с лексическими и фонетическими темами. Перед каждым видом игр приведена таблица, позволяющая представить программу заня­тий в течение девяти учебных месяцев. Таблица включает названия лекси­ческих тем по развитию слухового восприятия, внимания, памяти.



Мы живем в мире звуков: природы, музыки, речи, всевозможных шумов. Посредст­вом слухового восприятия человек улавливает звуки, распознает близость или даль­ность их источников, направление звуковой волны, а также различает звуки по силе и тону.

Ухо настолько чувствительно, что почти способно слышать беспорядочные удары молекул воздуха о барабанную перепонку. Кроме того, ухо обладает удивительной из­бирательностью. В комнате, полной разговаривающих людей, оно способно игнориро­вать большинство шумов и улавливать лишь речь одного человека. Тренированное ухо способно на чудеса! В смешении звуков симфонического оркестра ухо дирижера может выделять отдельные инструменты.

Как по своему строению, так и по функции ухо является удивительно тонким обра­зованием. Одной из мер этой утонченности являются те ничтожно малые колебания, на которые оно реагирует. При некоторых звуковых частотах колебания барабанной перепонки столь малы, что составляют одну миллиардную долю сантиметра.

К низким частотам ухо менее чувствительно. Например, его чувствительность к тону в 100 Гц в 1000 раз ниже, чем к .тону в 1000 Гц. Это, очевидно, физиче­ская необходимость, т. к. в противном случае мы бы слышали вибрации собственного тела.

Ребенок рождается со сформированными органами чувств. Рецепторы большинства анализаторов формируются к моменту рождения ребенка, даже если это преждевре­менные роды (слуховой аппарат формируется начиная со второго месяца внутриутроб­ной жизни). Именно поэтому современные врачи рекомендуют беременным женщинам для установления лучшего эмоционального контакта беседовать с будущим ребенком начиная с 20-22-й недели беременности1.

У новорожденного обнаруживается не только полный набор слуховых реакций, но и некоторые звуковые предпочтения: он предпочитает женские голоса мужским; рит­мические звуки, напоминающие звуки биения человеческого сердца, его успокаивают, резкие — беспокоят. Уже в 3 месяца ребенок может выделять голос своей матери среди других голосов.

Линсит и Сиквиленд проводили опыты с младенцами на следующий день после рождения. «Они смогли научить младенца поворачивать голову в одну сторону в ответ на гудок и в другую — в ответ на звон колокольчика. В результате, когда гудок и коло­кольчик чередовались случайным образом, поворот головы осуществлялся только в нуж­ном направлении. После того как был установлен факт различия, исследователи поме­няли ситуации: если младенец усвоил схему «колокольчик — налево, гудок — направо», то теперь ему надо было все забыть и научиться поворачивать голову направо в ответ

1 Тайц Б. С. Энциклопедия гомеопатии. СПб., 2002, с. 35.

5

на колокольчик и налево — в ответ на гудок. Все младенцы смогли за короткое время усвоить и эту противоположную схему различия: это делалось ими с легкостью, пре­восходящей все, что нам известно об аналогичных процессах у приматов»1.

По новейшим исследованиям, у новорожденных можно наблюдать первичное разли­чение звуков, которые резко отличаются друг от друга по характеру, например шумы и стук музыкальных тонов, а также различение тонов в пределах смежных октав; по этим же данным у новорожденных отмечается возможность определения направления звука2.

В последующем периоде способность к дифференцированию звуков получает даль­нейшее развитие и распространяется на голос и элементы речи. С возрастом все боль­шую роль начинает играть зрение, на слух обращается меньше внимания. Это приво­дит к печальному результату: большинство детей безразлично к звуковому морю, которое нас окружает. У них очень слабо развито слуховое внимание и слуховая память, они не музыкальны, у них отсутствует чувство ритма, они не умеют петь, у них нет желания и умения слушать музыку и получать от этого удовольствие.

Для развития слухового восприятия наиболее благоприятен младенческий возраст: чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию окружающего мира. Ново­рожденный воспринимает весь звуковой поток, т. к. его слуховой аппарат еще не имеет избирательности. Как результат этого — отсутствие восприятия тихих звуков (частич­ная звуковая «глухота»). Очень важно в этот момент провести скрининг слуха, для того чтобы при необходимости своевременно стимулировать развитие утраченной функ­ции.

У маленьких детей методом исследования слуха, не требующим сложного оборудо­вания, является «гороховая методика» Й. В. Калмыковой, помогающая оценивать слух по двигательным реакциям на звучание разных источников звука (звучащие игрушки, коробочки с крупой)3.

Необходимый набор для скрининга

  1. Набор стеклянных бутылочек из-под лекарств, заполненных на одну треть ман­
    кой (источник звука № 1), гречневой крупой (источник звука № 2), горохом (источник
    звука № 3).

  2. Пищащая детская резиновая игрушка (высокочастотный сигнал).

Соответствует: Отсутствие реакции:

Манка

30-40 дБ 1-2-я степень тугоухости

Греча 50-60 дБ 2-3-я степень тугоухости

Горох - 70-80 дБ 3-4-я степень тугоухости

Вариант 1. При проверке слуха находитесь непосредственно перед ребенком, кото­рый лежит в кроватке на спине. В одной руке зажмите источник звука (ИЗ) — буты­лочку с крупой, в другой руке держите пустую бутылочку. Одновременно протяните обе руки к левому и правому уху ребенка и потрясите бутылочками. Необходимым условием проверки является полное сходство движений обеих рук. Ответная реакция

1 Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М.: Прогресс, 1985, с. 21.

2 Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Просвещение, 1977, с. 33.

3 Актуальные проблемы логопатологии: исследования и коррекция. СПб, 2001, с. 23.

6





ребенка — поворот головы, глаз в сторону источника звука, замирание, прислушива­ние, активизация или торможение общих движений, прекращение сосательных дви­жений при кормлении.

Вариант 2. Держите ребенка у себя на коленях, а около уха малыша — бутылочку. Другой взрослый должен сесть напротив с игрушкой в руках. В тот момент, когда малыш спокойно смотрит на игрушку, сзади на расстоянии 15 см от его уха потрясите рукой с зажатым в ладони ИЗ. Малыш не должен видеть руку со спрятанным в ней ИЗ.

Основные условия

  1. Исследование слуха проводите в условиях полной тишины.

  2. Процедуру проводите поочередно на каждом ухе.

  3. Помните, что реакция малыша на звук может иметь скрытый, «задержанный»,
    период, причем длительность скрытой реакции на звук может достигать 3-5 секунд.

  4. При отсутствии у ребенка условно-ориентировочной реакции требуется повторить
    процедуру через некоторое время. При отрицательных результатах (т. е. при отсутст­
    вии реакции) можно заподозрить нарушение слуха, что требует более углубленного
    исследования (проведение аудиометрии).

  5. Начинайте проверку с самых тихих звуков (ИЗ № 1), т. к. реакции ребенка имеют
    тенденции к быстрому угасанию, поэтому если начать подавать звуковые сигналы в об­
    ратном порядке или хаотично, то реакция малыша на более тихий сигнал может отсут­
    ствовать. Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 секунд (для того
    чтобы угасла предыдущая реакция).

Оценка результатов

Новорожденный ребенок должен реагировать на источник звука № 3 и на пищащую игрушку. В шесть месяцев у ребенка должна быть ориентировочная реакция на все звуковые стимулы — источники звука № 1, 2, 3, высокочастотный сигнал.

У грудных детей удается выработать также условную реакцию на звук путем соче­тания действия и звукового раздражителя, например звонок будильника — с началом кормления. После достаточного числа таких сочетаний (обычно через 1-2 недели) у слы­шащего ребенка появляется условная реакция в виде сосательных движений губ в от­вет на звуковой сигнал. Следует подчеркнуть, что однократное исследование слуха

7

у маленьких детей редко дает вполне надежные результаты. Очень часто требуются повторные исследования, а иногда окончательное заключение о степени нарушения слуха у ребенка может быть дано лишь после длительного (полгода-год) наблюдения в процессе воспитания и обучения в специальном учреждении для детей с наруше­ниями слуха.

Если от 3 до 12 месяцев у ребенка нет имитации, не возникает лепет, он не реаги­рует на свое имя, не поворачивает голову в сторону источника звука, то это должно вызывать тревогу.

ФОРМИРОВАНИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Для правильного формирования слухового восприятия ребенок должен с младенче­ства находиться среди гармоничных звуков, т. е. тех звуков, которые его успокаивают (записи пения птиц, шум листвы, журчание воды, колыбельные песни).

Выдающийся русский физиолог В. М. Бехтерев считал, что для развития музыкаль­ности ребенку надо давать слушать музыку с первых дней жизни. Новейшие психоло­го-педагогические данные подтвердили, что дети начинают реагировать на музыку очень рано, причем способны воспринимать сложные музыкальные формы. Масару Ибука — президент всемирно известной японской фирмы 8опу, являющийся еще и автором но­вейших концепций воспитания и обучения детей раннего возраста,— рассказывает в сво­ей книге об эксперименте, проводившемся на одном из предприятий фирмы, где был организован детский сад. Цель эксперимента — выяснить, какую музыку любят дети. Результаты получились неожиданные! самой захватывающей музыкой для малышей оказалась Пятая симфония Бетховена! Популярные песни, которые передают с утра до вечера по телевизору, заняли второе место, а на самом последнем месте оказались детские песни.

Некоторые авторы предлагают даже примерный репертуар: «Птичка» Э. Грига, «Мед­ведь», «Камаринская» из детского альбома П. Чайковского, «Детская полька» М. Глин­ки, «Марш» А. Гедике.

Чтобы определить, подходит ли та или иная музыка малышу, В. М. Бехтерев пред­лагал ориентироваться на внешние реакции ребенка; характер и темперамент малыша безошибочно подскажут родителям выбор мелодии и ритма. Прослушивание на пер­вых порах не должно быть слишком продолжительным. Следует помнить, что любой звуковой раздражитель при большой силе или продолжительности может вызвать бо­лезненные сдвиги в психике, нанести акустическую травму. При этом возникают раз­личные неврозы (логоневроз, энурез, плаксивость, раздражение, снижение памяти и слу­ха, головные боли). Очень важно, чтобы в помещении во время звучания музыки была тишина и ничто не отвлекало ребенка. Нельзя, чтобы по комнате ходили. Желательно также на время прослушивания убрать из поля зрения малыша игрушки и другие отвлекающие предметы.

Воспитывая ребенка, развивая его слуховое и музыкальное восприятие, вы должны знать и учитывать следующее. По теории Масару Ибуки и музлкальное восприятие, и развитие характера, и развитие способностей формируются в большей степени под влиянием родителей. Предположим, что у мамы нет слуха, а ребенок каждый день слушает ее колыбельную песенку с совершенно неправильной мелодией. Он запоми-

8

нает эту мелодию и, используя ее как образец, тоже будет петь ее неправильно. Мама, услышав это, скажет, что у ее ребенка нет слуха. По теории М. Ибуки дети без слуха, рожденные от матерей с таким же недостатком, обладают особой способностью слухо­вого восприятия, коль скоро они могут запомнить и точно воспроизвести неправиль­ную мелодию. Поэтому в случае отсутствия музыкального слуха у мамы рекоменду­ется давать слушать малышу пластинки.

Для развития музыкальных способностей продолжайте давать слушать ребенку за­писи пения птиц, шума листвы, плеска воды, пойте колыбельные. Для развития эмо­ций вызывайте общее оживление ребенка. Как можно чаще и дольше разговаривайте с малышом, старайтесь придавать своему голосу певучую интонацию, вызывайте у не­го в ответ улыбку, звуки и движения.

Новорожденный ребенок

Период новорожденное™ является очень важным для формирования общения ре­бенка с родителями. Задача взрослых, и в первую очередь матери, достаточно слож­на — по немногочисленным внешним проявлениям ребенка (плач, крик, движения те­ла, выражение лица) необходимо установить и устранить то, что нарушает нормальное самочувствие малыша.

Это может быть голод, неудобная поза, боль, мокрые пеленки и т. д. Когда вы научитесь достаточно быстро устранять причины, нарушающие нормальное состояние своего ребенка, можно говорить об установлении биологической связи между вами и ним. Эта связь очень важна: от нее зависит не только физическое состояние малыша, его психологический комфорт, но и формирование психологических отношений с дру­гими людьми.

С этой же целью прижимайте малыша к сердцу как можно чаще. Не бойтесь — ребенка до года практически невозможно избаловать. Руки матери по сути своей явля­ются для него комплексным стимулятором. Убедившись, что новорожденный здоров, не надо останавливаться на достигнутом — следует заняться формированием слухового восприятия.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей