Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Теория познания


Скачать 10.01 Mb.
НазваниеТеория познания
АнкорBen Dyupre Filosofia 50 idey o kotorykh nuzhno znat 2016.pdf
Дата12.10.2017
Размер10.01 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBen_Dyupre_Filosofia_50_idey_o_kotorykh_nuzhno_znat_2016.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#28252
страница1 из 23
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Бен Дюпре
ФИЛОСОФИЯ
50
ИДЕЙ
,
о которых нужно знать

2
Оглавление
Введение 3
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
01 Мозг в колбе 4
02 Пещера Платона 8
03 Пелена восприятия 12
04 Cogito ergo sum 16
05 Разум и опыт 20
06 Трехчастная теория познания 24
СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ
07 Проблема тела и разума 28
08 Каково быть летучей мышью? 32
09 Тест Тьюринга 36
10 Корабль Тезея 40
11 Чужой разум 44
ЭТИКА
12 Гильотина Юма 48
13 Человеческая плоть… 52
14 Теория Божественной воли 56
15 Теория фуу/ура 60
16 Цели и средства 64
17 Машина иллюзий 68
18 Категорический императив 72
19 «Золотое правило» 76
20 Действие и бездействие 80
21 Скользкий путь 84
22 Там, где кончается долг 88
23 Плохой, потому что не повезло? 92
24 Этика добродетели 96
ПРАВА ЖИВОТНЫХ
25 Чувствуют ли животные боль? 100
26 Есть ли у животных права? 104
ЛОГИКА И СМЫСЛ
27 Виды доказательств 108
28 Парадокс брадобрея 112
29 Ошибка игрока 116
30 Парадокс сорита 120
31 Король Франции лыс 124
32 Жук в коробке 128
НАУКА
33 Наука и лженаука 132
34 Смена парадигмы 136
35 Бритва Оккама 140
ЭСТЕТИКА
36 Что такое искусство? 144
37 Ошибка намерения 148
РЕЛИГИЯ
38 Телеологическое доказательство 152
39 Космологическое
доказательство 156
40 Онтологическое доказательство 160
41 Проблема зла 164
42 В защиту свободы воли 168
43 Вера и разум 172
ПОЛИТИКА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ОБЩЕСТВО
44 Позитивная и негативная
свобода 176
45 Принцип различия 180
46 Левиафан 184
47 Дилемма заключенного 188
48 Теория наказания 192
49 Спасательная шлюпка Земля 196
50 Справедливая война 200
Словарь терминов 204
Указатель имен и названий 206

3
Введение
Бо2льшую часть своей многовековой истории философия считалась уделом странных людей, выдававших рискованные идеи. За потенциально опасные мысли Декарту,
Спинозе, Юму и Руссо — назовем лишь несколько имен — грозили отлучением от Церкви, не позволяли издавать свои работы, препятствовали продвижению по службе, а то и отправляли в изгнание. А самого знаменитого философа в истории,
Сократа, власти древних Афин сочли столь пагубно влияющим на общество, что и вовсе казнили. Современных философов за их убеждения не приговаривают к смерт- ной казни, что слегка огорчительно — ведь это показывает, насколько мы перестали бояться идей.
Сегодняшний философ, ученый-академист, вовсе не затворник, отгородившийся от проблем мира в башне из слоновой кости, — такое представление слишком далеко от реального положения дел. Проблемы, которыми занимается философия, действи- тельно серьезны и зачастую трудноразрешимы, но они
имеют важное значение для повседневной жизни. Естественные науки запросто могут породить целый магазин, набитый замысловатыми игрушками, всевозможными чудесами — от дизайнерских пупсов до генно-модифицированных пирожных, но физика с химией не научат верно пользоваться всеми этими штуковинами. Именно философия помогает разобраться в том,
что нам следует делать с тем, что мы сумели сотворить. Иногда философы раздуваются от самодовольства, слыша восторги по поводу их идей, от которых «ум за разум заходит» (обычное последствие, кстати, неконтролируемого восхищения), но гораздо чаще философы позволяют ясно увидеть ту или иную ситуацию, они разбираются с проблемами, которые касаются каждого из нас. Именно этим пробле- мам и посвящена данная книга.
Обычно авторы в таких случаях рассыпаются в благодарностях всем, кто помогал им в работе, и при этом винят себя во всех грехах. Да, наверное, это обычно, но довольно нелогично (поскольку благодарности и обвинения всегда идут рука об руку), так что едва ли благодарности уместны в книге о философии. Но, вспомнив П. Г. Вудхауза с его посвящением «Сердца обалдуя» своей дочери — «без бесконечного сочувствия и под- держки которой книга была бы закончена вдвое быстрее», — я с радостью распределю благодарности и все прочее. В частности, я счастлив поблагодарить за «Стрелу време- ни» и тьму цитат, разбросанных по книге, своего прилежного редактора Кита
Мансфилда, обладающего прекрасным чувством юмора. Благодарю и главу издатель- ства
«Quercus» Ричарда Милбанка за его непоколебимую уверенность и поддержку.
И наконец, глубочайшая благодарность моей жене Джеральдин и деткам, Софи и Лидии, без бесконечного сочувствия и поддержки которых…

СТРЕЛА ВРЕМЕНИ
4
теория познания
01
Мозг в колбе
Представьте, что некий злодей-ученый задумал исследовать
человеческое существо. Он извлек мозг человека и поместил
в емкость с питательной средой, поддерживающей его
жизнедеятельность. Нервные окончания он подсоединил
к суперкомпьютеру, который создал у мозга иллюзию
нормального бытия, и тот решил, что все в мире как обычно —
вокруг люди, предметы, небо над головой и так далее.
И получилось, что весь его человеческий опыт — это лишь
результат воздействия электронных импульсов, поступающих
из компьютера в нервную систему.
Напоминает кошмар? Сюжет научно-фантастического романа? Именно это вы и сказали бы, будь ваш мозг погружен в питательную жидкость!
Да, ваш мозг болтается в какой-то посудине, но все ощущения при вас, словно вы продолжаете жить в своем настоящем теле в реальном мире.
Мир вокруг вас — стул, на котором сидите, книга в ваших руках, да сами руки — все это части грандиозной иллюзии, мысли и чувства внушены вашему мозгу суперкомпьютером злобного гения.
Впрочем, вы, возможно, не верите, что вы — это просто мозг в колбе.
Большинство философов, вероятно, тоже в это не верят. Но верить и не нужно, достаточно признать, что такое возможно. Проблема заключает- ся в том, что если вы действительно лишь мозг в колбе (а такую возмож- ность нельзя исключить), то все, что вы знаете об окружающем мире, является ложным. А тогда получается, что на самом деле вы ничего не знаете. Выходит, достаточно самой малости, чтобы усомниться в наших знаниях о внешнем мире. Есть ли выход из этой колбы?
около
375 до н. э.
«Пещера Платона»
1637
Проблема тела и разума
мозг в колбе
5
Происхождение колбы
Происхождение колбы
Классическая современная интерпрета- ция «мозга в бочке» была предложена американским философом Хилари
Патнэмом в его книге 1981 года «Разум, истина и история», но сама идея гораздо старше. Мысленный эксперимент Патнэма — это, по сути, усовер- шенствованная версия страшилки XVII века, злого гения (
malin genie) вызвал французский философ Рене Декарт в 1641 году в «Размышлениях о первой философии».
Декарт намеревался реконструировать систему человеческих знаний на незыблемых основах, для чего применил «метод сомнений» — отказался от любых представлений, допускавших хоть малейшую неопределенность.
Указав на ненадежность наших чувств и сумятицу, создаваемую фантазия- ми, Декарт определил границы своего метода сомнений:
Итак, я сделаю допущение, что… какой-то злокозненный гений, очень могуще-
ственный и склонный к обману, приложил всю свою изобретательность
к тому, чтобы ввести меня в заблуждение: я буду мнить небо, воздух, землю,
цвета, очертания, звуки и все вообще внешние вещи всего лишь пригрезившими-
ся мне ловушками, расставленными моей доверчивости усилиями этого гения.
Среди осколков своих прежних убеждений и мнений Декарт внезапно обнаружил единственную крупицу достоверности —
cogito, — и на этом прочном (вероятно) основании он начал процесс реконструкции (см. с. 16).
В массовой культуре
Идея мозга, заточенного в сосуде, оказалась настолько провокационна, что породила массу инкарнаций. Одной из самых успешных стал фильм «Матрица»
(1999), в котором компьютерный хакер
Нео (в исполнении Киану Ривза) обнару- живает, что мир Америки 1999 года на самом деле компьютерная симуляция, созданная зловещим киберинтеллектом, а люди соединены проводами с гигант- ским компьютером и обитают в капсулах, заполненных питательной жидкостью.
Фильм этот — очень наглядное художе- ственное воплощение сценария «мозга в колбе». Огромный успех «Матрицы» — очевидное подтверждение убедительно- сти аргументов скептиков.
1644
Cogito ergo sum
1655
Корабль Тезея
1690
Пелена восприятия
1974
Машина иллюзий
1981
«Мозг в колбе»

6
теория познания
Аргументы моделирования
Обычные люди, возможно, охотно отвергли бы кошмарные выводы скепти- ков, но мы не будем действовать столь поспешно. Философ Ник Бостром недавно выдвинул хитроумное предположение, что мы уже живем внутри компьютерной модели! Только представьте…
В будущем наша цивилизация достигнет такого уровня технологического развития, что сумеет создать невероятно сложный компьютерный симулятор человеческого сознания и мира, в котором это сознание сможет существовать. Для поддержания этих многочисленных виртуальных миров достаточно будет маленького лэптопа, и потому численность виртуаль- ных личностей намного превосходит количество биологических. Опыт биологи- ческих и виртуальных личностей ничем не различается, и те и другие, естествен- но, считают именно себя настоящими, но последние (а их, напомним, большин- ство) определенно заблуждаются. Мы рассуждаем о якобы далеком будущем, но кто сказал, что это «будущее» уже не наступило, что не достигнут требуемый уровень компьютерных технологий и виртуальные личности не наводнили мир? Разумеется, мы не считаем себя виртуальными персонажами, живущими в виртуальном пространстве, но это вполне может быть отнесено на счет высочайшего качества программы. Следуя логике Бострома, вполне вероятно, что наша гипотеза ошибочна!
К несчастью для Патнэма и Декарта, хотя оба выступали в роли адвоката дьявола — за- нимали скептическую позицию, чтобы разрушить скептицизм, — их искусство расстав- лять логические ловушки произвело гораздо большее впечатление на философов, чем последующие попытки из них выпутаться. Апеллируя к собственной каузальной теории смыслов, Патнэм пытался продемонстрировать, что сценарий «мозг в колбе» непоследователен, но ему лишь удалось показать, что мозг в колбе фактически не спо- собен представить себе мозг в колбе. И, как результат, Патнэм подтверждает, что состояние «мозг в колбе» не может быть замечено и описано изнутри колбы, но неясно, каким образом семантическая победа (если ее можно таковой считать) решает пробле- му в отношении познания.
Скептицизм
Скептицизм
«Скептиком» обычно называют человека, который склонен подвер- гать сомнению общепринятые представления, или того, кто в целом не доверяет людям или идеям. В этом смысле скептицизм можно считать проявлением здоровой склонности непредвзято проверять и исследовать якобы общеизвестные вещи.
Подобное состояние разума обычно надежно защищает от легковерия, но порой перерастает в извечное сомнение во всем подряд без всяких на то оснований. Впрочем, бытовой скептицизм сильно отличается от скептицизма философского.
мозг в колбе
7
Скептик-философ не заявляет, что мы ничего не знаем, хотя бы потому, что подобное утверж- дение стало бы для него самоуничтожительным
(тогда бы мы просто не знали, что ничего не знаем). Скептическая позиция состоит в том, что подвергается сомнению наше право заяв- лять о собственном знании. Мы полагаем, что нам известно множество вещей, но как мы можем доказать это? Наше представление о мире базируется на восприятии, полученном с помо- щью органов чувств, и, как правило, опосредова- но определенными причинами. Но ведь подоб- ная модель восприятия не исключает ошибок?
Можем ли мы быть уверены в том, что восприня- тый образ не галлюцинация, не сон или, к при- меру, не причуда нашей памяти? Если сон неотличим от опыта бодрствования, мы никогда не можем быть уверены, что то, что мы считаем фактом, на самом деле им является, что полагае- мая нами истина на самом деле истина.
Подобные вопросы, доведенные до логического конца, возвращают к злокозненному гению и мозгу в колбе…
Эпистемология — это раздел философии, изучающий теорию познания. Она определяет, что в действительности мы знаем, каким образом получаем это знание, и формулирует условия, при которых некая идея может считаться знанием. Эпистемология — это своего рода ответ на вызов скептиков, а ее история — это история попыток разгромить скептицизм. Правда, многие полагают, что несколько поколений философов, живших после Декарта, не далеко продвинулись в борьбе со скептиками. Осознание того, что в финале вы все равно упретесь в прокля- тую колбу, все так же нависает над философией грозной тенью.
В сухом остатке
А вдруг вы — просто
мозг в колбе?

Компьютер такой
умный, что если наш
герой попытается
поднять руку, то он
«увидит»
и «почувствует», как
рука поднимается…
Жертве даже может
казаться, что вот
прямо сейчас она
сидит и читает эти
слова о забавном,
но совершенно
абсурдном
предположении, будто
есть такой злодей-
ученый, который
похищает у людей
мозги и помещает их
в колбы

Хилари Патнэм,
1981

СТРЕЛА ВРЕМЕНИ
8
теория познания
02
Пещера
Платона
Люди как бы находятся в подземном жилище наподобие
пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет.
С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям
не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо
перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих
оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня,
который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками
проходит верхняя дорога, огражденная невысокой стеной.
И за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа
ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи,
и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня
и дерева. Тени, отбрасываемые этими предметами на стену
пещеры, — единственное зрелище, доступное узникам,
единственное, о чем они могут думать и говорить.
Аллегория Пещеры, описанная Платоном в 7-м томе «Государства», монументального трактата о формах государственного устройства и идеальном правителе, вероятно, самая известная из множества образов и аналогий, предложенных этим великим греческим филосо- фом. Идея передать управление обществом философам зиждется на тщательном изучении природы истины и знания, и именно в этом контексте Платон использует аллегорию Пещеры.
Платоновская концепция познания сложна и многослойна, и раскрыва- ется она по мере изложения мифа о пещере.
около
375 до н. э.
«Пещера Платона»
399 до н. э.
Казнен Сократ, наставник Платона и герой его «Диалогов»
около
429 до н. э.
В семье афинских аристократов родился Платон
пещера платона
9
Теперь представь, что с тебя сняли оковы и позво-
лили свободно ходить по пещере. Сначала ты
сощуришься от света огня, но постепенно поймешь,
каково происхождение теней, которые ты прежде
считал подлинными предметами. А потом ты
выйдешь из пещеры в залитый светом внешний
мир, где вся полнота реальности освещена ярчай-
шим небесным светилом, Солнцем.
Толкование притчи о Пещере
Толкование притчи о Пещере
Интерпретация платоновской пещеры вызывала массу споров, но общий смысл вполне ясен.
Сама пещера олицетворяет «чувственный мир» — видимый мир повседневного опыта, где все неопределенно и постоянно изменяется.
Скованные узники (обычные люди) живут в мире догадок и иллюзий, в то время как бывшие заключенные, которым позволе- но бродить по пещере, придерживаются самого точного взгляда на реаль- ность, возможного в переменчивом мире восприятия и опыта. Мир за пре- делами пещеры — это «истинное бытие», постигаемый мир, наполненный объектами познания, идеальный, вечный и неизменный.
Теория Форм
Теория Форм
По мнению Платона, знание должно быть не только истинным, но еще идеальным и неизменным. Однако ничто в эмпириче- ском мире (представленном жизнью внутри пещеры) не соответствует

Смотри,
человеческие
существа, живущие
в подземной пещере…
подобно нам… они
видят лишь
собственную тень
либо тени друг друга,
отбрасываемые
на стену этой
пещеры

Платон, около 375 г. до н. э.
Платоническая любовь
Идея, с которой сегодня чаще всего ассоциируют имя Платона, — так называе- мая платоническая любовь — естествен- ным образом рождается из аллегории
Пещеры, где вступают в противоречие мир разума и мир ощущений.
Классическое объяснение этой идеи, состоящее в том, что идеальная любовь выражается не физически, но интеллекту- ально, сформулировано в знаменитом диалоге «Симпосий».
347 до н. э.
Смерть Платона
VI в.
Боэций начинает дискуссию о природе универсалий

10
теория познания этому описанию: высокий человек по сравнению с деревом мал; яблоко, красное в полдень, в сумерках кажется черным и т. п. Поскольку ничто в эмпирическом мире не может быть объектом познания, Платон предполагает, что должна быть иная реальность (мир за пределами пещеры) совершенного и неизменного бытия, которое он назвал миром Форм (или Идей). Так, например, посредством имитации или копирования Формы Правосудия все отдельные акты справедливости являются справедливыми. В аллегории пещеры описана иерархия Форм, высшей из которых является Форма Добра (представляемая Солнцем), придающая смысл всем осталь- ным и лежащая в основе их существования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей