Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Кант И. - Критика чистого разума.-1999. В. В. Бычков а. В. Гулыга И. Кант критика чистого разума Перевод но. Лосского с вариантами переводов на русский и европейские языки издательство Наука Москва 1999


Скачать 28.62 Mb.
НазваниеВ. В. Бычков а. В. Гулыга И. Кант критика чистого разума Перевод но. Лосского с вариантами переводов на русский и европейские языки издательство Наука Москва 1999
АнкорКант И. - Критика чистого разума.-1999.pdf
Дата03.12.2017
Размер28.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKant_I_-_Kritika_chistogo_razuma_-1999.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#32550
страница8 из 49
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   49
П ЕР ВЫ Й ОТДЕЛ Трансцендентальная аналитика
Эта аналитика есть расчленение всего нашего априорного знания на элементы чистого рассудочного знания. В ней нужно иметь ввиду следующее 1) чтобы понятия были чистыми, а не эмпирическими) чтобы они относились к мышлению и рассудку, а не к наглядным представлениями чувственности) чтобы они были элементарными понятиями и были отличены от производных (abgeleiteten) или сложенных из них понятий 4) чтобы их таблица была полной и чтобы она совершенно заполняла всю область чистого рассудка. Однако эта полнота науки не может быть с достоверностью приписана агрегату знаний, составленному путем случайного расследования она возможна только как результат идеи целого априорных рассудочных знаний и возникающего отсюда отдела понятий, составляющих это целое, следовательно, она возможна только в форме связной системы. Чистый рассудок решительно отличается не только от всего эмпирического, но даже и от всякой чувственности. 90 Поэтому он) С - возбуждать в нас
(zu erregen)
3) 3 - разнообразного метафизического фиглярства
(mannigfaltiger metaphysischer
Gauckelwerke)
4) 3 - вскрыть ложный блеск его беспочвенных притязаний
(den falschen Schein ihrer grund­
losen Anmaßungen aufzudecken)
5) С - заблуждений
3 - обмана
(Blendwerke)
1) С - составленного случайным образом - составленному лишь путем опытов den Überschlag eines bloß durch Versuche zu Stande gebracht­
en)
2) Си посредством определяемого этим подразделения понятий, которые создают это познание и, следовательно, только посредством соединения их в системе - благодаря определяемому отсюда разделению понятий, составляющих эту идею целого, стало быть, она возможна только благодаря тому, что она связывается в одну систему
(und durch die daraus bestimmte
Abteilung der Begriffe, welche sie ausmachen, mithin nur durch ihren
Zusammenhang in einem System möglich)
ПО ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ ОБ ЭЛЕМЕНТАХ) С - Он, следовательно, есть единство самостоятельно существующее, себе довлеющее
(Er ist also eine für sich selbst beständige, sich selbst genügsame...
Einheit)
2) СВ- Поэтому сумма
(Daher wird der Inbegriff)
I ) СВ- обработка
3 - трактовка
(Behandlung)
2) С - до их первых зародышей и зачатков в человеческом рассудке, в котором они лежат уже готовыми zu ihren ersten Keimen und
Anlagen im menschlichen
Verstände verfolgen, in denen sie vorbereitet liegen)
3) С - под воздействием
3 - при наличии Gelegenheit)
4) СО путеводной нити к
3 - 0 способе dem Leitfaden)
5) С - находится в деятельности
3 - начинают применять Spiel setzt)
6) 3, Г - тов различных некоторых) случаях
(so... nach den mancherlei составляет самостоятельное, самодовлеющее единство, которое не может быть увеличено никакими извне присоединяющимися добавлениями. Совокупность) его знаний должна составлять определимую и обнимаемую одной идеей систему, полнота и расчленение которой может быть также критерием правильности и подлинности (Echtheit) всех входящих в нее элементов знания. Этот отдел трансцендентальной логики состоит из двух книг одна из них содержит понятия, а другая - основоположения чистого рассудка.
Трансцендентальной аналитики ПЕРВАЯ КНИГА Аналитика понятий
Под аналитикой понятий я разумею не анализ их, те. обычный в философском исследовании прием разлагать встречающиеся понятия по содержанию и делать их отчетливыми, а еще мало применявшееся до сих пор расчленение самой способности рассудка с целью исследовать возможность априорных понятий, отыскивая их исключительно в рассудке как месте их происхождения и анализируя чистое применение рассудка вообще. 91 Такова настоящая задача трансцендентальной философии, все же остальное есть логическое исследование) понятий в философии вообще. Итак, мы проследим чистые понятия в человеческом рассудке вплоть до их первых зародышей и зачатков, в которых они подготовлены заранее, пока, наконец, не разовьются по случаю) опыта и не будут представлены затем во всей своей чистоте тем же самым рассудком, освобожденные от связанных (anhängenden) сними эмпирических условий.
Аналитики понятий
П ЕР В А ЯГ ЛАВА iЮ руководстве для) открытия всех чистых понятий рассудка

Когда действует) способность познания, по разнообразным поводам) возникают различные понятия, дающие возможность познать (kennbar machen) эту способность если наблюдение производилось
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА сравнительно долго или велось проницательно, то можно составить более или менее полный список их. Однако при таком механическом исследовании) никогда нельзя суверенностью определить, где оно должно быть закончено. К тому же понятия,
отыскиваемые таким образом лишь случайно, не располагаются в порядке и систематическом 92 единстве, а сочетаются разве лишь по сходству и располагаются по своему содержанию, начиная от самых простых и кончая самыми сложными, в ряды, устанавливаемые вовсе не (nichts weniger als) систематически, хотя и согласно некоторому методу2).
Трансцендентальная философия имеет преимущество, но вместе стем и обязанность открывать свои понятия, руководясь принципом, так как они возникают из рассудка как из абсолютного единства чистыми и ни с чем не смешанными и потому сами должны быть связаны друг с другом одним понятием или идеей. Эта связь дает нам в руки правило, по которому место всякого чистого понятия рассудка и полнота системы их) могут быть определены a priori, тогда как в противном случае исследование зависело бы от произвола или случайности.
Трансцендентального руководства открытия всех чистых понятий рассудка
ПЕРВАЯ СЕКЦИЯ
О логическом применении рассудка вообще
Рассудок был определен выше только отрицательно, как нечувственная способность познания. Так как независимо от чувственности мы не можем иметь никаких наглядных представлений, то, следовательно, рассудок не есть способность наглядного предстарле- ния. Атак как помимо 93 наглядного представления существует лишь один способ познания, именно через понятия, то познание всякого, по крайней мере человеческого, рассудка есть познание через понятия, не интуитивное, а дискурсивное. Все наглядные представления как чувственные обусловливаются восприятием воздействия, а понятия обусловливаются
(also) функциями. Под функцией же я разумею един) 3 - с большой проницательностью größerer Scharfsinnigkeit)
8) Сточные рубрики
3 - полный перечень
(ausführlichen Aufsatz)
9) С - почти механическом методе - как бы механическом
(gleichsam mechanischen
Verfahren)
10) С - Появляются и такие понятия, которые находятся там только случайно entdecken sich die Begriffe, die man nur so bei Gelegenheit auffindet)
1 ) СВ- по объему их содержания der Größe ihres Inhats)
2) С - до известной степени и методически gewisse Weise methodisch)
3) Си всем им вообще полноту объема
(und allen insgesamt ihre
Vollständigkeit)
I ) С - основываются на воздействии извне
3 - зависят от внешнего воздействия
(beruhen auf Affektionen)

112 ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ ОБ ЭЛЕМЕНТАХ) С - действия, которым я подчиняю Handlung... zu ordnen)
3) Сна восприятии впечатлений der Rezeptivität der Eindrücke)
4) С - так как из представлений, кроме созерцания, ни одно ... не относится к предмету keine Vorstellung... auf den
Gegenstand geht, als bloß die
Anschauung)
5) 3 - само уже понятие
(selbst schon Begriff)
6) Си в числе этих многих имеется и данное представление
3 - среди которых находится также данное представление
(unter diesem Vielen auch eine gegebene Vorstellung begreift
1) С — одно высшее
(eine höhere)
2) 3 - ему подчинены
(unter ihm... enthalten sind)
3) С - возможного суждения einem möglichen Urteile)
creo деятельности, подводящей) различные представления под одно общее представление. Итак, понятия основываются на самодеятельности мышления, а чувственные наглядные представления на восприимчивости к впечатлениям. Единственное употребление, которое может сделать рассудок из этих понятий, состоит в том, что он судит посредством их. Так как только наглядные представления относятся к предмету) непосредственно, то понятие никогда не стоит в связи с предметом непосредственно, но относится к какому-либо другому представлению о нем (все равно, имеет ли оно характер наглядного представления или уже понятия) (18). Итак, суждение есть опосредствованное знание о предмете, те. представление о представлении предмета. В каждом суждении есть понятие, имеющее значение для многих представлений посредством его понимается из их числа одно данное представление, относящееся в свою очередь непосредственно к предмету. Так, напр, в суждении « все тела делим ы » (19) понятие делимости относится также к различным другим понятиям, но здесь оно специально отнесено к понятию тела, которое в свою очередь относится к известным встречающимся нам явлениям (20). Следовательно, эти предметы представляются опосредствованным путем 94 через понятие делимости. Таким образом, все суждения суть функции единства среди наших представлений, так как в них для познания предмета, вместо непосредственного представления применяется более общее) представление, содержащее под собой и непосредственное представление, и многие другие, и таким образом многие возможные знания соединяются вместе (in einer). Все деятельности рассудка можно свести к суждениям, следовательно, рассудок можно представить вообще как способность суждения. В самом деле, согласно вышесказанному, рассудок есть способность мышления (zu denken). Мышление есть познание через понятия. Понятия же относятся как предикаты возможных суждений к какому-либо представлению о неопределенном еще предмете. Так, понятием тела обозначается нечто, напр, металл, что может быть познано через его понятие. Следовательно, понятие тела только потому имеет характер понятия, что под ним содержатся) другие представления, посредством которых оно может относиться к предметам. Следовательно, оно есть предикат возможных суждений, напр, суждения всякий ме -
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА тал лесть тело. Поэтому все функции рассудка могут быть найдены, если можно перечислить во всей полноте функции единства в суждениях. Что этого легко можно достигнуть, это будет ясно видно из следующего отдела Руководства открытия всех чистых понятий рассудка
ВТОРАЯ СЕКЦИЯ 9.> О логической функции рассудка в суждениях

Если мы отвлечемся от всякого содержания суждения вообще и обратим внимание только на чистую рассудочную форму суждений, то мы найдем, что функции мышления в них могут быть разделены на четыре группы (Titel), из которых каждая содержит в себе три вида (Momente). Они могут быть удовлетворительно представлены следующей таб­
лицей.
1.
К о ли чес т во суждений. Качество Отношение (Утвердительные
Категорические
Отрицательные Условные (Бесконечные
Разделительные
4.
М ода ль нос т ь
Проблематические
Ассерторические
Аподиктические
96 Так как это деление в некоторых, правда, несущественных частностях кажется отклоняющимся от принятой в логике техники, то здесь уместны следующие предостережения против возможных недоразумений. Логика (Die Logiker) справедливо говорит, что, пользуясь суждениями в умозаключениях, единичные

114 ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ ОБ ЭЛЕМЕНТАХ ) С - относится не только к части того, что заключается в понятии субъекта, а к остальному отношения не имеет
3 - не может иметь отношение к одной части того, что подчинено понятию субъекта, а из остальной быть исключен
(kann das Prädikat derselben nicht bloß auf einiges dessen, was unter dem Begriff des Subjekts enthalten ist, gezogen, von einigem aber ausgenommen werden)
2) С - Он имеет значение для всего понятия - предмет может приписываться понятию субъекта gilt... von jenem Begriffe)
3) 3 - общезначимым
(gemeingültiger)
4) С - для которого предикат имеет все свое значение dessen ganzer Bedeutung das
Prädikat gelte)
5) C, 3 - оно будет относиться относится) к нему verhält sie sich zu diesem)
6) С - единство
(Einheit)
7) С, 3 - само по себе существенно отличается от него
(ist also an sich selbst davon wesentlich unterschieden)
1) Си смотрит на то, какую выгоду это дает для всего нашего познания
(betrachtet..., was diese in
Ansehung des gesamten
Erkenntnisses fbr einen Gewinn verschaft)
2) C, 3, Вона не смертна
(sie ist nicht sterblich)
3) С - душа не смертна
(die Seele ist nichtsterblich)
(A2 - nicht sterblich)
4) С - другую - остальную суждения можно ставить наравне с общими. Именно потому, что у них нет объема, предикат их не может быть отнесен только к некоторым представлениям, содержащимся под понятием субъекта, и отрицаем относительно некоторых других. Следовательно, в них предикат относится к субъекту) без исключений, подобно тому, как если бы субъект был общим) понятием, ко всему объему которого относился бы предикат. Но если сравнить единичное суждение с общим только как знание по величине, то они относятся друг к другу) как единица) к бесконечности и, следовательно, существенно отличаются друг от друга. Поэтому, если я оцениваю единичное суждение
(judicium singulare) не только по его внутреннему значению, но и как знание вообще по его величине в сравнении с другими знаниями, то оно оказывается отличающимся от общих суждений (judicia communia) и заслуживающим особого места в полной таблице моментов мышления вообще (но, конечно, не в логике, 97 ограничивающейся только применением суждений в отношении друг к другу. Точно также в трансцендентальной логике следует еще отличать бесконечные суждения от утвердительных, хотя в общей логике они совершенно правильно причисляются к утвердительным суждениями не занимают особого места в таблице. В самом деле, общая логика отвлекается от всякого содержания предиката (хотя бы он был чисто отрицательными обращает внимание только на то, приписывается он субъекту или противополагается ему. Между тем трансцендентальная логика рассматривает суждения также со стороны ценности или содержания этого логического утверждения посредством чисто отрицательного предиката и определяет, что прибавляет оно ко всей совокупности знания. Если я говорю о душе, что она не есть нечто смертное, то своим отрицательным суждением я по крайней мере предотвращаю заблуждение. Что же касается сужде­
ния/“д у ша есть нечто нес мер т но е ”3), то по своей логической форме оно действительно имеет утвердительный характер, так как в нем я включаю
(setze) душу в неограниченный объем несмертных существ. Но так как из всего объема возможных существ смертные занимают одну часть, а несмертные все остальное, то своим суждением я высказал лишь, что душа есть одна из бесконечного множества
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА вещей, остающихся в том случае, если устранить все смертное. Таким образом, бесконечная сфера всего возможного ограничивается лишь тем, что от нее отделяется все смертное ив остальную 98 область ее объема) помещается душа. Однако эта область и при таком исключении все еще остается бесконечной, и из нее могут быть устранены еще многие части, но понятие души от этого нисколько не обогатится содержанием и не сделается определенным положительно. Итак, эти суждения, бесконечные по своему логическому объему, в действительности имеют только ограничительное значение (sind... beschränkend) в отношении содержания знания, и потому о них нельзя умолчать в трансцендентальной таблице всех моментов мышления в суждении, потому что проявляемая (ausgeübte)B них функция рассудка, быть может, окажется важной в области его чистого априорного знания. Все отношения мышления в суждениях бывают следующих родов а) отношение предиката к субъекту, Ь) отношение основания к следствию, с) отношение разделенного знания и всех членов деления (21) друг к другу. В первом случае) рассматриваются только два понятия, во втором два суждения, а в третьем несколько суждений в отношении друг к другу. Условное суждение если существует совершенная справедливость, то упорный злодей будет наказан, содержит в себе собственно отношение двух суждений совершенная справедливость существует (es ist... da), и упорный злодей будет наказан. Здесь не решается вопрос, заключает ли в себе истину каждое из этих суждений само по себе здесь мыслится только отношение основания и следствия между этими суждениями. 99 В свою очередь, разделительное суждение содержит в себе отношение двух или нескольких суждений) друг к другу, ноне отношение следствия, а отношение логической противоположности, поскольку сфера одного суждения исключает сферу другого, ив тоже время отношение общения, поскольку они все вместе заполняют сферу действительного знания. Следовательно, разделительные суждения содержат в себе отношение частей сферы знания, так как сфера каждой части служит дополнением к сфере других частей до полной совокупности разделенного знания, как, напр, в суждении мир существует или благодаря слепому случаю, или благодаря внутренней необходимости, или благодаря внешней причине. Каждое из этих суждений составляет часть сферы возможного знания о существовании мира вообще, а) Св остальном объеме его пространства - в остальной ее объем
(in dem übrigen Raum ihres
Umfangs)
(A2 - Umfang ihres Raum)
2) С - более определенными более утвердительным, Г - утвердительно положительно) определенным
(bejahend bestimmt wird)
3) 3 - В первом виде суждений
(ln der erstren Art der Urteile)
4) Св этом суждении мыслится только их последовательность - этим суждением мыслится только следствие ist nur Konsequenz, die durch dieses Urteil gedacht wird)
1) 3 - посылок
(Satze)
2) Сне по их последовательности - не отношение следования
(nicht der Abfolge)
3 ) С -общности
(Gemeinschaft)

116 ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ ОБ ЭЛЕМЕНТАХ) С - Отнимать познание от одной из этих сфер, значит переносить его в остальные, а переносить его в эту сферу, значит отнимать его от других
3 - Устранить знание из одной из этих сфер - значит включить его в одну из остальных наоборот, включить его в одну из этих сфер - значит устранить его из остальных Erkenntnis aus einer dieser
Sphären wegnehmen, heißt, sie in eine der Übrigen setzen, und dage­
gen sie in eine Sphäre setzen, heißt, sie aus den übrigen wegnehmen)
5) С - единственного Г - единого einzigen)
1 ) С, 3 - значения связки
(den Wert der Kopula)
2) 3 - по усмотрению
(beliebig)
3) СВ- вероятное вместе они образуют всю сферу этого знания. Отрицать одну из этих частей - это значит допускать одну из остальных наоборот, утверждать одну из этих частей - это значит отрицать все остальные. Следовательно, в разделительном суждении существует известное общение знаний, состоящее в том, что они взаимно исключают друг друга и таким образом в целом определяют истинное знание, так как, взятые вместе, они составляют все содержание одного) данного знания. Это замечание я считаю необходимым ради дальнейшего исследования. Модальность суждений есть совершенно особая функция их отличительное 100 свойство ее состоит в том, что она ничего не прибавляет к содержанию суждения (так как кроме количества (Größe), качества и отношения нет ничего, что составляло бы содержание суждения, а касается только ценности связи) субъекта с предикатом в отношении к мышлению вообще. Проблематическими называются те суждения, в которых утверждение или отрицание принимается только как возможное произвольное. Асс ер тори чески ми называются те суждения, в которых утверждение или отрицание рассматривается (es... betrachtet wird) как действительное (истинное, а аподиктическими те, в которых оно рассматривается как необходимое. Так, оба суждения, из отношения которых возникает условное суждение (antecedens и consequens), а также суждения, образующие своим взаимодействием разделительное суждение (члены деления, все имеют лишь проблематический характер. В приведенном выше примере положение существует полная) справедливость высказывается не ассерторически, а только как произвольное) суждение, которое, быть может, принимается кем-либо, и лишь следствие утверждается ас­
серторически. Поэтому такие суждения, даже если они очевидно ложны, могут тем не менее в проблематической форме служить условием познания истины. Так, напр, суждением и р существует благодаря слепому случаю, имеет в приведенном разделительном суждении только проблематическое значение в том смысле, что кто-либо может хотя бы на мгновение утверждать это положение, но тем не менее оно служит для 101 открытия истины (как указание ложного пути в числе всех тех путей, какими Как будто бы мышление в первом случае есть функция рассудка, во втором - функция способности суждения, а в третьем - функция разума. Это замечание станет понятным лишь в дальнейшем изложении
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА можно пойти. Итак, проблематическим называется суждение, выражающее только логическую (необъективную) возможность, те. свободу допустить такое суждение, возможность произвольно принять его рассудком. Ассерторическое суждение устанавливает логическую действительность, или истину, как, напр, в гипотетическом умозаключении, где условие
(Antezendens) в большей посылке является проблематической, а в меньшей посылке в ассерторической форме, причем [ассерторическое] суждение показывает, что суждение уже связано с рассудком по егоза конам. В аподиктическом суждении мыслится ассер­
торическое суждение как определенное этими законами самого рассудка, вследствие чего оно утверждается a priori; таким образом аподиктическое суждение выражает логическую необходимость. Так как здесь знание) присоединяется к рассудку постепенно, так что сперва мы высказываем нечто проблемати­
чески, затем принимаем суждение ассерторически как истинное и, наконец, утверждаем его как неразрывно связанное с рассудком, те. необходимо и аподиктиче­
ски, то эти три функции модальности можно называть также тремя моментами мышления вообще Руководства открытия всех чистых понятий рассудка
ТРЕТЬЯ СЕКЦИЯ
<§ 10.> О чистых понятиях рассудка, или категориях
Общая логика, как это не раз уже было сказано, отвлекается от всякого содержания знания и ожидает, чтобы ей откуда-либо со стороны - все равно откуда - были даны представления, которые она затем) превращает в понятия аналитическим путем. Наоборот, трансцендентальная логика имеет перед собой априорное) многообразие чувственности, доставляемое ей трансцендентальной эстетикой как материал для чистых понятий рассудка, без которого они не имели бы никакого содержания, следовательно, были бы совершенно пусты. Пространство и время содержат в себе многообразие чистого априорного наглядного представления, нов тоже время они принадлежит к условиям восприимчивости нашей души, под которыми единственно могут быть получены представления о предметах и которые поэтому всегда должны влиять
(affizieren) также на понятия о предметах. Однако самодеятельность нашего мышления требует, чтобы это многообразие было известным образом пересмотрено, усвоено) и связано для получения из него знания. Эту деятельность я называю синтезом ) С - те. предоставляет свободному выбору каждого придать значение и этому суждению, произвольно допущенному нашим рассудком
(d.i. eine freie Wahl einen solchen
Satz gelten zu lassen, eine bloß willkürliche Aufnehmung desselben in den Verstand)
2) C, 3 - все здесь
(hier alles)
1) C, 3 - прежде всего
(um diese zuerst)
2) 3 - имеет a priori пред собой
(hat... a priori vor sich liegen)
3) C, 3 - просмотрено, воспринято, aufgenommen)

118 ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ ОБ ЭЛЕМЕНТАХ) С - (как в пространстве и времени das im Raum und der Zeit)
2) С - перенести этот синтез в понятие Synthesis auf Begriffe zu bringen)
1) С - При этом понятии, следовательно, необходимо единство в синтезе разнородного
(Unter diesem Begriffe wird also die Einheit in der Synthesis des
Mannigfaltigen notwendig)
2) Сданного Под синтезом в самом широком смысле я разумею акт (Handlung) (22) присоединения различных представлений друг к другу и понимания их многообразия в едином знании. Такой синтез называется чистым, если многообразие дано a priori (как многообразие пространства и времени, а не эмпирически. Раньше всякого анализа представления должны быть уже даны, и ни одно понятие пос одержан июне может возникнуть аналитически. Знание впервые производится синтезом многообразия (будь оно дано эмпирически или a priori); первоначально это знание может быть еще грубыми спутанными потому нуждается в анализе, но тем не менее именно синтез есть то, что собственно собирает элементы в форму знания и объединяет их в известном содержании. Поэтому синтез есть первое, на что мы должны обратить внимание, если хотим судить о первом происхождении наших знаний.
Синтез вообще, как мы увидим это впоследствии, есть исключительно действие (Wirkung) способности воображения, слепой, хотя и необходимой функции души (23); без этой деятельности мы не имели бы никакого знания, хотя мы и редко сознаем ее в себе. Однако задача свести этот синтез к понятиям) есть функция рассудка, посредством которой он впервые доставляет нам знание в настоящем смысле этого слова Чистый синтез, представленный во б щей форме, дает чистое понятие рассудка. Под чистым синтезом я разумею синтез, имеющий своим основанием априорное синтетическое единство так, наш счет (это заметно особенно на больших числах) есть синтез согласно понятиям, так как он производится согласно общему основанию единства (напр, в десятичной системе (der Dekadik) ). Под влиянием такого понятия единство в синтезе многообразия становится необходимым1).
Путем анализа различные представления подводятся подо дно понятие (эту деятельность исследует общая логика. Трансцендентальная же логика исследует (lehrt), как приводится к понятиям непредставления, а чистый синтез представлений. Первое, что должно быть дано нам для априорного познания всех предметов, есть многообразие чистого наглядного представления синтез этого многообразия посредством способности воображения есть второе условие, однако оно не дает еще знания. Понятия, сообщающие единство этому чистому синтезу и состоящие исключительно в представлении этого необходимого синтетического единства, составляют третье условие для познания являющегося) предмета и основываются на рассудке
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА Та же самая функция, которая дает единство различным представлениям водном суждении, сообщает также единство чистому синтезу различных представлений водном наглядном представлении это единство (welche), выраженное в общей форме, называется чистым понятием рассудка. Итак, тот же самый рассудок ипритом теми же самыми актами, которыми он, через посредство аналитического единства, создает логическую форму суждения в понятиях, вносит также, посредством синтетического единства многообразия в наглядном представлении вообще, в свои представления трансцендентальное содержание, благодаря которому они называются чистыми понятиями рассудка и a priori относятся к объектам, чего не может дать общая логика.
Этим путем возникает ровно столько чистых понятий рассудка, a priori относящихся к предметам наглядного представления вообще, сколько в предыдущей таблице было перечислено (es... gab) логических функций во всех возможных суждениях рассудок совершенно исчерпывается этими функциями и его способность вполне измеряется ими. Мы назовем эти понятия, по примеру Аристотеля, категориями, так как наша задача в своей основе) вполне совпадает сего задачей, хотя в исполнении ее мы далеко расходимся с ним Таблица категорий
1.
Количества:
Е дин ст во Множество Всеобщность 1)
3.
Отношения:
^Прина длежност ь и самостоятельность) (substantia et Причинность и зависимость
(der Kausalität und Dependenz) причина и действие) Ограничение Общение) (взаимодействие между действующими /страдающим4))
4.
Модальности:
В о з можно ст ь -невозможность Существование -несуществование Необходимо ст ь-случайность
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   49

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей