Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Русский язык, 1 класс, Методические рекомендации, Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., 2010. Методические рекомендации к учебнику и тетради для 1 класса общеобразовательных учреждений


НазваниеМетодические рекомендации к учебнику и тетради для 1 класса общеобразовательных учреждений
АнкорРусский язык, 1 класс, Методические рекомендации, Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., 2010.pdf
Дата06.11.2016
Размер1.54 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRusskiy_yazyk_1_klass_Metodicheskie_rekomendatsii_Soloveychik_M_
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#1168
страница1 из 13
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Методические рекомендации соответствуют учебнику, рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации
Смоленск Ассоциация XXI век»
2010
ОБРАЗОВАТ ЕЛЬНАЯ СИСТЕМАМ. С. Соловейчик, НС. Кузьменко
РУССКИЙ ЯЗЫК
Методические рекомендации к учебнику и тетради для 1 класса общеобразовательных учреждений
Пособие для учителя

ХОТИТЕ ЛИ ВЫРАБОТАТЬ ПОЭТОМУ УЧЕБНИКУ?
Вы, безусловно, уже держали в руках разные учебники русского языка для начальных классов – сегодня их много. Как соотносится учебник К тайнам нашего языка со своими предшественниками, этот учебник вызревал благодаря уже многим существующим. Так, учебники МЛ. Закожурниковой, Ф.Д. Костенко,
Н.С. Рождественского, а также Т.Г. Рамзаевой, условно называемые традиционными, помогали определить минимум лингвистических знаний и умений, которые должны быть освоены младшими школьниками. Учебники А.В. Поляковой показывали,
какими могут быть задания, если они ориентированы не только на формирование языковых умений, но и на развитие у детей способности к самостоятельному анализу, сравнению, классификации и обобщению фактов языка. В определении содержания и способов работы по совершенствованию речевой деятельности учащихся значимую роль сыграли пособия, созданные коллективом авторов под руководством ТА. Ладыженской («Речь.
Речь. Речь и Детская риторика»).
На реализацию в учебнике современных принципов обучения русскому языку, на осуществление деятельностного подхода к обучению большое влияние оказали учебники В.В. Репкина,
работы ЛИ. Айдаровой, Г.Г. Граник с соавторами, ПС. Жедек,
Г.А. Цукерман, отражающие концепцию развивающего обучения, основы которой были разработаны Д.Б.Элькониным и В.В. Давыдовым.
В чем же своеобразие учебника К тайнам нашего языка»?
Хорошо известно, что язык – это средство общения. Но среди созданных учебников русского языка для начальных классов нет такого, в котором изучение языка и норм правописания было бы
подчинено формированию умения общаться на этом языке,
т. е. развитию речи школьников. Этот пробели восполняет даннй учебник.
Цель предлагаемого курса русского языка – совершенствование речевой деятельности детей обучение созданию и восприятию высказываний, правильному, умелому использованию средств языка ив целом эффективному устному и письменному общению в различных жизненных ситуациях.
Уважаемый коллега!
Вместо предисловия
Когда ученик приступает к освоению иностранного языка, ясно,
что через какое то время он сможет сказать, прочесть, понять предложение на языке, которого раньше совсем не знал. А при изучении родного языка Говорить на нём и понимать ребёнок научился в 2–3 года, читать – влет, писать буквы – к концу периода обучения грамоте. Что же дальше?
Как пишет Л.С. Выготский, задолго до школы он (ребёнок)
практически владеет всей грамматикой родного языка, но он не знает, что ... владеет. Эти операции неосознанны (Л.С. Выготский.
Избранные психологические исследования Мс. Так пусть ученик на уроках русского языка прежде всего начнёт уважать себя за знания и умения, которые, как выясняется, уже есть. Тогда он с большей охотой, более уверенно двинется вперёд,
за новыми открытиями, постепенно станет произвольно оперировать своими собственными умениями. Так они перейдут из бессознательного, автоматического плана в план произвольный,
намеренный и сознательный (Там же).
От практики использования языка – к осознанию его особенностей и удивлению Оказывается, вот какие бывают слова, вот что я делаю со словами, когда говорю. А далее – снова к использованию языковых средств, но теперь уже более осознанному и совершенному. Таким нам представляется путь изучения родного языка. Именно его мы и попытались реализовать в данном учебнике, неслучайно названном К тайнам нашего языка»
.
Мы стремились отобрать и организовать материал так, чтобы обучение, развитие и воспитание учащихся органично сливались в единый процесс. При этом под обучением мы понимаем формирование осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений под развитием, во первых – становление у детей лингвистического мышления, те. способности выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во вторых – совершенствование языковой интуиции, чувства слова. Важным компонентом развития школьников считаем и зарождение у них учебной самостоятельности, в том числе – умения пользоваться учебной книгой, различными словарями для решения возникающих языковых вопросов. Воспитание
связываем прежде всего с привитием внимания и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, сформированием заботливого отношения к качеству своей речи и речевого поведения. Сказанное относится к речи не только устной, но и письменной Помочь маленьким школьникам стать грамотными – эту задачу стремится решить любой учитель начальных классов. Но пока успешной работу назвать нельзя.
Одна из причин стабильных ошибок учащихся, по общему мнению, кроется в отсутствии у них базового орфографического умения, именуемого орфографической зоркостью. Восполнить этот пробел можно только путём специально организованного обучения. Оно предусмотрено программой, реализуемой в данном учебнике.
В целом главные особенности программы и учебника К тайнам нашего языка можно определить так. Коммуникативная направленность, те. нацеленность на обучение школьников устному и письменному общению средствами русского языка. Комплексное решение задач обучения, развития и воспитания детей на основе деятельностного подхода к изучению языка и практическому овладению им. Целенаправленное формирование орфографической зоркости первоклассников как базового орфографического умения, необходимого для становления грамотного письма.
Предполагается, что работе по учебнику К тайнам нашего языка должно предшествовать обучение гармоте
по одной из двух книг, выпускаемых тем же издательством, что и учебник:
по Азбуке НМ. Бетеньковой, В.Г. Горецкого, Д.С. Фонина или по букварю под названием Мой первый учебник авторов:
М.С. Соловейчик, НМ. Бетенькова, НС. Кузьменко, О.Е. Кур лыгина
1
. Для каждой из названных книг созданы свои методические рекомендации
2
Условием успешного освоения программы 1 го класса является проведение в период обучения грамоте такой пропедевтической работы, которая к моменту перехода на учебник обеспечит Данный букварь, как и Азбука, имеет гриф МОРФ он издается с 2007 года, включает 2 части, предполагает использование ориентированных на него прописей НС. Кузьменко, НМ. Бетеньковой Хочу хорошо писать НМ. Бетенькова, НС. Кузьменко. Обучаем грамоте по «Азбуке»
Н.М. Бетеньковой, В.Г. Горецкого, Д.С. Фомина. – Смоленск Ассоциация XXI века также МС. Соловейчик, НМ. Бетенькова, НС. Кузьменко, О.Е. Курлыгина.
Поурочные методические рекомендации к букварю Мой первый учебники прписям Хочу хорошо писать. – Смоленск Ассоциация XXI век, 2007.

6 1) наличие у первоклассников представления о речи, её
назначении, видах, основных правилах общения, а также опыта наблюдений за словом, предложением, текстом) хороший уровень фонетических и графических умений) знание об опасных при письме местах и их опознавательных признаках, появление умения по освоенным признакам обнаруживать орфограммы (термин не употребляется).
Таким образом, имеется ввиду, что учитель, взяв курс на учебник К тайнам нашего языка, с помощью Азбуки или букваря Мой первый учебник в период обучения грамоте про ведёт необходимую подготовительную работу. Её содержание и способы осуществления характеризуются впервой главе данного пособия и подробно описываются в методических рекомендациях к указанным книгам.
Работа по учебнику предполагает внутреннюю готовность учителя к некоторым непривычным методическим решениям, к использованию ряда нетрадиционных приёмов обучения, среди которых применение транскрипции, письмо слов с «окошками»,
исправление специально предъявленных ошибок и др.
Учитель, работающий по учебнику, должен быть организатором совместной деятельности учеников. Он не дат знания и умения,
а потом проверяет их и оценивает – он участвует в обсуждении решаемых на уроке проблем и обеспечивает содержательное общение школьников сними друг с другом. Иначе говоря, это учитель, который стремится реализовать принципы педагогики,
названной педагогикой сотрудничества, гуманной педагогикой (ША. Амонашвили). Стиль такого общения подсказывает учебник.
Надеемся, что названные особенности учебника Вас устраивают.
Успехов Вами всего доброго!
Авторы.

Давно ушло то время, когда к периоду обучения грамоте относились как к самостоятельному этапу, изолированному от других. Сегодня каждому учителю ясно, что в этот период закладываются основы изучения всего курса родного языка и развития речи детей. Оттого, насколько содержательно, эффективно и интересно для малышей пройдет обучение на этом этапе, в значительной мере зависит успешность всего последующего освоения русского языка.
Полноценной дальнейшая работа может быть лишь в том случае, если будет соблюден принцип преемственности и перспективности в обучении. В соответствии с ним к концу обучения грамоте первоклассники должны не только приобрести те знания и умения,
которые обслуживают элементарное чтение и письмо, но и сделать первые шаги в лингвистическом развитии, а значит, приобрести первоначальное представление о языке и речи, о действиях с языковым материалом, овладеть основами сознательного их выполнения. Важно, чтобы все малыши, независимо от качества дошкольной подготовки, при переходе на учебник имели одинаковые стартовые возможности. А для этого необходимо оговорить те направления работы, которые связаны со спецификой учебника и потому должны быть взяты Вами под особый контроль.
Данная глава и предназначена для того, чтобы помочь Вам в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику К тайнам нашего языка. Глава включает, во первых, описание конкретных уроков, которые должны быть проведены, а во вторых, краткий комментарий и методические советы по организации работы.
Предлагаемый материал сгруппирован вокруг четырёх проблем Формирование первоначальных представлений о речи,
требованиях к ней, её видах и особенностях, о функции слови оформлении мыслей в речи.
ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ:
ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ ПО УЧЕБНИКУ
1
Методические советы и практические материалы
Глава I
1 Если у Вас есть названныена с. 5 методические рекомендации к Азбуке или букварю Мой первый учебник, то, конечно, опирайтесь в работе прежде всего на них. Материалы данной главы для Вас факультативны.

8
2. Знакомство со звуковой системой языка и формирование фонетических умений Освоение детьми основных норм русской графики Знакомство с первыми орфограммами и начало работы над орфографической зоркостью первоклассников. Формирование первоначальных представлений

о речи, требованиях к ней, её видах и особенностях,
о функции слови оформлении мыслей в речи
Цель работы в названном направлении сугубо практическая:
сделать речь (чужую, а затем и свою) предметом наблюдения и внимательного отношения учеников, заложить основы культуры речевого поведения. Но если мы хотим сознательного отношения ребёнка к слову, к речи и речевым действиям, то необходимо вооружить его теми знаниями, которые помогут понять (в доступных пределах) смысл используемых терминов и предписываемых правил поведения. Ниже описывается возможный вариант организации обучения.
Прежде всего познакомимся!
Если в классе есть детине знающие друг друга, можно попросить родителей к первому школьному дню сделать детям нагрудные визитные карточки, на которых крупно печатными буквами написать их имена и (мельче) фамилии.
После первых вводных слови традиционного поздравления скажем, что обычно, когда люди встречаются впервые, они знакомятся. Познакомиться – это назвать себя и, может быть, сказать о себе что то важное. Как правило, сначала представляется старший. И Вы, понятно, начнёте с себя. Хорошо бы не только произнести, как Вас зовут, но и немного рассказать о себе (например,
давно ли работаете учителем, кем стали Ваши бывшие ученики,
чем любите заниматься в свободное время и т. п. А потом помогите первоклассникам представиться друг другу, возьмите при этом на себя роль посредника, так как многие дети ещё робеют Познакомьтесь, вот ... (Можно, например, глядя на визитные карточки, попросить встать ребят с одинаковыми именами, других представить по одному или предложить назваться самим

В конце первого школьного дня напомним малышам о давно знакомых им правилах не забывать прощаться при расставании и здороваться при встрече. Но сразу же уточним, с кем надо прощаться и здороваться. (Привлекаем внимание к тому, что здороваются и прощаются не только с учителем, но и с товарищами, со всеми взрослыми в школе, близкими, которые встречают у школы,
дома, с соседями и т. д А одинаковыми ли словами выбудете, например, прощаться с этими людьми Давайте поиграем. У меня несколько карточек.
На них написаны слова, которые я записала в прошлом учебном году заразными школьниками. Если вы сочтёте, что так можно попрощаться, поднимите зелёный сигнал светофора, а если нет красный. Итак, начали. (Можно предложить ученикам сначала обсудить свой ответ с соседом по парте.)
Учительнице: – До свидания, Нина Петровна!
Товарищам: – До завтра!
Взрослым в школе – До завтра!
Товарищам: – Пока!
Учительнице: – Пока!
Товарищам: – До свидания Молодцы, вы поняли, – одобряет учитель, – что До свидания можно говорить всем, а Пока, До завтра – лишь сверстникам А как, по вашему, правильнее прощаться со мной говорить просто До свидания или добавлять ещё имя и отчество:
«До свидания, ...» А как прощаться с незнакомыми взрослыми в школе Вот и попробуем, уходя домой, выполнить эти правила вежливости. Но сначала важное домашнее задание. Подумайте, посоветуйтесь дома как по разному можно здороваться. Завтра мы об этом с вами поговорим.
Как мы здороваемся и прощаемся?
Перед выходом на перемену посоветуйте детям продолжить знакомство. При этом подскажите, что принято сначала называть себя, а потом спрашивать А тебя как зовут?
Конечно, знакомство на этом не заканчивается – с первого представления оно только начинается. Дальше выбудете помогать первоклассникам лучше узнавать друг друга, открывать в каждом всё самое хорошее
Наследующий день обсуждаются собранные детьми варианты.
При этом выясняется, как можно здороваться утром с близкими,
с соседями, со взрослыми в школе, с учительницей, надо ли добавлять к приветствию имена (или имена и отчества, надо ли здороваться с товарищем, которого встречаешь на улице, как это можно сделать. Как поздороваться при входе в класс, если там одни ребята А если и ребята, и учительница Снова может быть проведена играна распознавание верных и неверных решений, ситуаций, где
«один первоклассник поступил правильно, а другой неправильно.
Например, можно прочитать фрагмент из повести Е. Шварца
«Первоклассница» и попросить решить что Маруся сделала правильно, а что неверно?
«Маруся храбро подходит к учительнице. Протягивает ей руку.
Говорит: –Здравствуйте!»(Правильно, что первой поздоровалась,
что для этого подошла, а не сказала, пробегая мимо, но неверно,
что не назвала по имении отчеству и, что совсем недопустимо, первой протянула руку.)
Цель этой части урока – лишь привлечь внимание к вопросам этикета, уточнить принятые правила, освежить в памяти и расширить набор формул приветствия. Главной станет, конечно, повседневная работа, когда Выбудете отмечать удачи, напоминать о правилах в случае промахов, подключите к воспитанию культуры поведения родителей. И хорошо бы, чтобы Вы с первых дней подсказали родителями сами начали пользоваться разными этикетными формулами. Так, прощаясь с детьми, стали бы отвечать не только До свидания, но и Всего доброго, Всего хорошего!»;
здороваясь, использовали бы выражения Доброе утро, Добрый день, называя ребят по именам. Понаблюдав, как Вы здороваетесь и прощаетесь сними, первоклассники, видимо, захотят говорить так же.
Организуем общение на какую то интересную тему кто что любит, чего не любит, чем нравится заниматься и т. п. Начнёте разговор, конечно, Вы, расскажете что то о себе, потом вовлечёте школьников. После недолгого общения предложите обсудить Интересно ли мы поговорили, или, как говорят взрослые,
пообщались? А что нам помогло узнать друг о друге, обменяться сведениями о себе?
Речь... Первые открытия первые школьные правила

И поможем ученикам Вам пока трудно самим найти точное слово для ответа на этот вопрос, хотя слово такое вы все слышали. Помогла нам общаться наша русская речь, речь на русском языке.
–А как выдумаете, хорошо или нет, что мы, люди, умеем говорить, пользоваться речью Почему Давайте, как учёные, поставим опыт постараемся несколько минут обойтись без речи. Мы попробуем вместе что то сделать,
а потом обменяться своими мыслями, впечатлениями, ноне будем пользоваться речью, не будем говорить. Опыт начнётся по моему первому хлопку, а по второму закончится. (Проведение опыта можно перенести на перемену.)
После обсуждения ситуации, сделав вывод о необходимости речи, предложите Я сейчас попробую условно нарисовать речь, а вы скажете,
получилось это у меня или нет Когда один человек
(Выговорите и рисуете) обращается к другому человеку или нескольким людям
, то возникает речь.(Вид схемы

Ребята говорят, что всё хорошо, но люди молчат – им надо
«открыть рты. Вы соглашаетесь и исправляете схему Теперь всё хорошо Проверим, – предлагаете Вы. – Задумайте каждый имя своего друга. Я тоже задумала. А теперь по моей команде каждый из нас громко скажет то, что задумал.
Приготовились! ...
– Что нибудь поняли Почему (Когда все говорят сразу,
получается неразбериха) Действительно, всем одновременного ворить нельзя, если только это не какое нибудь задание, когда специально говорят хором, но тогда все говорят одно и то же.
Схема перечёркивается (именно перечёркивается, а не стирается, а рядом чертится другая Теперь правильно Проверим пусть те, кто сидят за последними партами, по очереди скажут задуманные имена. Теперь вы все поняли Какие же два секрета речи мыс вами сегодня узнали,
а один из них даже изобразили. Общаемся мы друг с другом с помощью речи. Без немы не могли бы ни о чём рассказать, ни о чём спросить, не могли бы вместе играть или сообща что то делать
После уточнения правила хочешь говорить – подними руку и
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей