Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Развитие творческого воорбражения школьников на основе триз


НазваниеРазвитие творческого воорбражения школьников на основе триз
Анкорhttps://vk.com/doc968431 123989471?hash= fbdc4cfe9b4baa.
Дата17.09.2017
Размер0.72 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKozlov_A_S_TRIZ_dlya_malyshey.doc
ТипДокументы
#13893
страница1 из 13
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Тема: 1. Развитие творческого воорбражения школьников на основе ТРИЗ.

Помогать нам в этом будут эле-

менты ТРИЗ - Теории Решения Изобретательских Задач,

развитию

творческого воображения, составленных на основе повестей

Дж.Родари "Приключения Чиполлино", Е.Чеповецкого "Непоседа,

Мякиш и Нетак" и других детских произведений разных авторов


Задачи и упражнения для развития творческого

воображения детей младшего школьного возраста.

А Н Н О Т А Ц И Я
То, что находится у Вас в руках, представляет собой попытку разработки перечня задач и упражнений по развитию творческого воображения, составленных на основе повестей Дж.Родари "Приключения Чиполлино", Е.Чеповецкого "Непоседа, Мякиш и Нетак" и других детских произведений разных авторов. Книга может быть полезна как преподавателям ТРИЗ (Теории Ре- шения Изобретательских Задач) "для детей", так и педагогам, воспитателям, родителям и всем тем, кто интересуется нестандартными методами обучения и воспитания. Наиболее подходящий возраст "слушателей-читателей-решателей" - 5...12 лет, но эта граница, естественно, достаточно условна. Основная цель книги - развитие ассоциативного мышления, памяти, внимания, наблюдательности, творческого воображения детей, формирование у них навыков более вдумчивой работы над литературой и при анализе любой поступающей информации, просто качественно иного отношения к жизни и к окружающему миру. Книгу можно рассматривать и в качестве опыта в некотором роде критического анализа с позиций ТРИЗ произведений детской литературы. В ее создании принимали участие дети автора - Света (8лет), Сергей (11 лет), Дима (6 лет), Игорек (4года), а так-же КОЗЛОВА Ольга Борисовна, их мама. Весьма полезными были

конструктивные замечания В.Г. Сибирякова, советы В.Н.Полевой и С.А.Сизых.

Г Л А В К А П Р Е Д В А Р Я Ю Щ А Я.
Здравствуйте, друзья! Взрослые читатели и, надеюсь, сидящие рядом малыши дошкольники и школьники младших классов.Давайте вместе перенесемся в чудесную загадочную страну сказоки... поживем, потрудимся в ней...Вы встретитесь с давно известными Вам многими сказочными героями и продолжите знакомство с ними в несколько неожиданных ситуациях, иногда им понадобится и ваша помощь. Ее будут ждать Чиполлино и его друзья, если же Вам понравится предлагаемая игра, то ее можно будет продолжить и с другими любимыми Вами сказочными персонажами,читая и разбирая последующие главы и "Приложения". Давайте попробуем вместе создавать Новое: для начала

- дополним сказку, а затем можно будет заняться и другими такими же серьезными делами, и даже в чем-то помочь взрослым более хорошо понять как себя, так и окружающий мир, и своих детей, продолжателей (и не только в будущем) сегодняшних "совершенно взрослых" дел... Помогать нам в этом будут элементы ТРИЗ - Теории Решения Изобретательских Задач, новой быстро развивающейся науки, созданной в нашей стране

Г.С.Альтшуллером и его учениками. Если Вы еще совсем незнакомы с этой наукой, то не отчаивайтесь, Вы сможете немного почитать о ней в завершающей главе, либо ознакомиться самостоятельно по книгам, список которых приводится. Следует отметить, что необходимые разъяснения Вы чаще всего найдете в непосредственной близости к задаваемым вопросам или к рассматриваемому материалу... Уважаемые взрослые! Эта книга ни в коей мере не претендует на какую-либо "исключительность", "окончательность", "последнее слово науки". Просто автор искренне старался передать свою увлеченность и заинтересованность (о результатах судить уже Вам) всем желающим, посему он заранее извиняется за, возможно,проявляющиеся местами "нетактичность", начетничество, назидательность, навязывание своей точки зрения ("не дай бог", возникнет ощущение призыва к всеобъемлющему "технократическому подходу"...). Многое можно объяснить тем, что материал "обкатывался" на детской (семейной) аудитории, что потребовало своего стиля подачи и анализа материалов, дополнительных разъяснений. Думается, что результаты этого "стихийного" опыта могут быть полезны. Автор старался быть по своему логичным, не судите его слишком строго, "он писал и говорил, как умел". Итак, начнем, и, как говорил Ганс-Христиан Андерсен, в конце нашей истории мы будем знать (и, надеюсь, уметь) гораздо больше, чем в начале... Пусть Вашими постоянными спутниками будут улыбка и смех, смелая любознательность и вечное сомнение, и просто удовольствие.Будет совсем неплохо, если Вы еще крошечку подумаете о жизни...Ведь сказки правдивы, хотя и сказочны.
Г Л А В А Н А Ч И Н А Ю Щ А Я.
П О И Г Р А Е М С Ч И П О Л Л И Н О.
"Это очень хорошо, даже очень хорошо!!!" - поет любимый

детворой благородный проказник Буратино на детской пластинке

и в одном из фильмов, посвященных его забавно-смелым похож-

дениям. А как бы поступили на его месте Вы, оказавшись в

аналогичных страшно опасных, но у-ж-ж-жасно привлекательных

обстоятельствах? Каждый читатель, зритель, слушатель, знако-

мясь с произведениями искусства, нередко ставит себя на

место героя и СоПереживает вместе с ним СоБытия книги, филь-

ма, картины, музыки... Это помогает лучше понять суть ново-

го, включает Вас в мир СоТворчества, а что может быть более

интересным в нашем мире, где реальное и вымышленное не-

расторжимо переплетены?!

Итак, "это очень хорошо..." А почему? Давайте, наши ма-

ленькие друзья (и, разумеется, взрослые), не стесняясь, лу-

каво вернемся хотя бы в мыслях в забавный и неповторимый Мир

Детства...Ау, что там? Как идут Ваши дела? Не надо ли по-

мочь? Давайте поиграем в новую для Вас игру, обратившись для

начала к книжке, к сожалению, несколько "политизированной",

известного итальянского писателя-сказочника Джанни Родари

"Приключения Чиполлино." [1.1] :
Чиполлино предлагает подумать над 1-м ЗАДАНИЕМ.

ИГРА "ХОРОШО/ПЛОХО", РЕСУРСЫ.

Примечания: смысл основных терминов ТРИЗ рассматривается

в заключительной главе. Надеюсь, читатели правильно поймут

автора за большое количество многословных, кажущихся нере-

альными идей.Основной смысл приводимых вопросов и ответов -

чтобы у Вас, уважаемые Коллеги, появилось еще больше воп-

росов, ответы на которые Вы нашли бы сами...Интересный мо-

мент: эту книгу можно читать с любого места и, разумеется,

неоднократно. Если желаете, можете на выделенные заголовки

до определенного времени не обращать внимания, а просто про-

должать чтение дальше.Разрешается пропускать отдельные

"куски" текста, включая задаваемые вопросы (особенно это

касается торопливых взрослых), можно отвечать на каждый во-

прос отдельно, постепенно, неоднократно, а можно - сразу на

несколько... Все зависит от Вас...Изучая отдельные главы,

можно попытаться вспомнить и рассказать заново анализируемую

сказку, дополнить ее, фантазируя при этом, по-своему воспол-

няя пробелы в сверхкратких сюжетных линиях, сообщаемых авто-

ром в основном лишь для ознакомления.

Совсем не лишним будет предварительно просто перечитать

рассматриваемое произведение.

Взрослые читатели! Встретив непонятное (с вашей точки

зрения) место - обратитесь за разъяснением к детям, это по-

может и Вам, и им лучше понять друг друга...Помните: многие

учителя пришли к выводу, что даваемый материал часто стано-

вится им абсолютно понятным только тогда, когда они начинают

его объяснять другим...

Ребята! Если же Вам будет что-либо непонятно, не стесня-

ясь спросите об этом у взрослых, воспитывайте у них чувство

уверенности в себе и уважения к Вам как к равным собеседни-

кам. Если же Вы не сможете найти ответа на возникший вопрос

во время беседы, тогда уж добро пожаловать к последней гла-

ве.Главное, не спешите...Иногда полезнее перенести на завтра

то, что не получается сегодня.

2"- Из-за этих усов, - жаловался Лук Порей Чиполлино, - у

2меня немало неприятностей..."

Возможные ВОПРОСЫ:

Итак, какие неприятности мог иметь бедный Лук Порей из-за

своих прекрасных двухметровых усов?

Чем они могли ему мешать в жизни?

Что хорошего и что плохого для Лука Порея в том, что у

него были такие усы?

Кто прежде всего обратил внимание на эти усы и стал

использовать их в своих целях?

ОТВЕТ Лука Порея:

2"Когда моя жена собирается сушить белье, она сажает меня

2на балкон, привязывает мои усы за кончики к двум гвоздям и

2вешает на них свои простыни, рубашки и чулки.А я должен си-

2деть на солнце до тех пор, пока белье не высохнет.Вот ви-

2дишь, какие следы у меня на усах!"

Вам предлагается поиграть в игру "хорошо-плохо", суть ко-

торой - всесторонний анализ сложившейся ситуации.Не стесняй-

тесь, ведь мы же в Сказке, где возможно все-все-все...Помо-

жем Луку Порею поразмышлять в свободную минуту об его усах,

подумать о них с противоположных точек зрения:

Итак, чем это Х О Р О Ш О - иметь двухметровые луковые

усы? Вот что думают по этому поводу дети автора (в основном

это их ответы легли в основу читаемой Вами книги):

Конечно, это красиво; можно грызть за обедом - вырастут

заново; можно завивать; можно красить; подметать ими пол;

можно их использовать вместо одежды или одеяла, обмотав вок-

руг себя; отгоняют всех микробов (спросите у взрослых, зачем

надо есть лук при простуде); можно использовать как сосуды

(лук-"верблюд"); при соответствующей тренировке можно

использовать в качестве ходуль; можно использовать как до-

полнительные руки; как хобот у слона; можно надувать и ле-

тать как на воздушном шаре; можно свистеть и насвистывать;

можно использовать в качестве качелей для внучат; чистить

зубы, умываться; писать и рисовать; завязывать "на память"

узелки; "мотать на ус" полезные сведения, события, про-

исшествия; гордиться; прятать в них "секретные вещи", напри-

мер, от жены или сладости для внучат; пугать хулиганов; по-

пытаться попасть в "Книгу рекордов Гиннесса"; в критической

ситуации можно жевать и даже съесть; на демонстрациях можно

ими приветственно размахивать, привязывать к ним транспаран-

ты, лозунги, флаги, воздушные шарики; легко следить за вну-

ками, в нужный момент до них всегда будет легко дотянуться;

можно дышать под водой, выведя концы усов наверх, на поверх-

ность и обрезав их кончики; при пожаре можно по ним

спускаться; можно использовать как дополнительные опоры

("палки", "костыли") при ходьбе и т.п.

А чем П Л О Х О быть хозяином этих роскошных усов?

Прежде всего - необычный, легко запоминающийся, часто

сверхунылый вид; приходится при ходьбе засовывать в карманы,

нужны карманы большого размера; сразу видно, какое настрое-

ние у хозяина усов; трудно входить в двери обычного дома;

нужна широкая кровать; сильно мерзнут при холодах; жестоко

дразнятся дети; нужны инструменты и время для ухода; нельзя

ездить в обычном транспорте; нельзя быть на улице при силь-

ном ветре; один ус может отличаться по длине от другого; при

"травме" - неприятный для окружающих запах; трудно гулять в

лесу; требуется все время держать голову прямо, устает шея;

трудно одеваться и т.п.

Возможен иной вариант этой игры - последовательная цепоч-

ка вопросов, при этом последующий вопрос "вытекает" из пре-

дыдущего, эта игра получила название "НАОБОРОТ", например:

Иметь длинные двухметровые усы это ХОРОШО. Почему? Потому

что на них можно вешать белье...

Вешать белье на усы это ПЛОХО (или хорошо).Почему? Потому

что при этом на усах остаются следы от прищепок...

Следы от прищепок на усах это ХОРОШО.Почему? Потому что

их можно показать "Луковине" (супруге Лука Порея) и потребо-

вать к себе более бережного и ласкового отношения...

Более бережное и ласковое отношение к себе Вашей супруги

это ПЛОХО.Почему? Начинаешь жить в излишне комфортных усло-

виях, "отрываешься от реальной жизни", превращаешься в лен-

тяя, в конце-концов...

Быть лентяем это ХОРОШО.Почему? И дальше в том же духе,

продолжите сами.Разумеется, в эту игру можно играть, думая

не только об усах Лука Порея...


Чиполлино предлагает подумать над 2-м ЗАДАНИЕМ.

ВЕПОЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, ИДЕАЛЬНОСТЬ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И

ХИМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ.

2"Грозный кавалер Помидор взглянул на Чиполлино.

2- А ты откуда взялся? Почему не на работе?

2- Я еще не работаю, - ответил Чиполлино. - Я пока только

2учусь.

2- А что ты изучаешь? Где твои книги?

2- Я изучаю мошенников, ваша милость. Как раз сейчас пере-

2до мной стоит один из них, и я ни за что не упущу случая

2изучить его как следует.

2- Ах, ты изучаешь мошенников? Это любопытно. Впрочем, в

2этой деревне все мошенники. Если ты нашел нового, покажи-ка

2мне его.

2- С удовольствием, ваша милость, - ответил Чиполлино, лу-

2каво подмигнув.

2Тут он поглубже засунул руку в левый карман и вытащил от-

2туда..."

ВОПРОСЫ:

Может ли синьор Помидор САМ увидеть нового мошенника?

Что вытащил Чиполлино из кармана для показа кавалеру По-

мидору одного из мошенников, стоящих перед Чиполлино?

Зачем он "это" хранил в кармане?

Какие еще мошенники стоят перед Чиполлино?

Как лучше изучать мошенников: по книгам или "по жиз-

ни"? Хороший ли "ученик-исследователь" Чиполлино?

ОТВЕТ из сказки:

2"...маленькое зеркальце, которым он обычно пускал солнеч-

2ных зайчиков.Подойдя совсем близко к синьору Помидору, Чи-

2поллино повертел зеркальцем перед самым его носом:

2- Вот он, этот мошенник, ваша милость.Если вам угодно,

2посмотрите-ка на него хорошенько.Узнаете?

2Кавалер Помидор не удержался от искушения и одним глазом

2посмотрел в зеркальце.Неизвестно, что он надеялся там уви-

2деть, но, конечно, увидел только свою собственную красную,

2как огонь, физиономию со злыми маленькими глазками и широким

2ртом, похожим на прорезь копилки."

ДОПОЛНЕНИЯ, ВОПРОСЫ:

Конечно, к мошенникам можно отнести и всю свиту грозного

кавалера Помидора.

Как Вы считаете, как эта идея пришла Чиполлино в голо-

ву? Как вообще человек придумывает новое? Озарение? Осене-

ние? Вдохновение? Во сне? Вовсе неубедительно, совсем...

Почему рот синьора Помидора сравнивается с прорезью ко-

пилки? А красный цвет физиономии - с огнем? Почему нам не

надоедает долго смотреть на огонь костра, а зрелый помидор

не обладает таким завораживающим свойством?

Почему Чиполлино не боится стоять рядом с кавалером?

Чего не знал синьор Помидор?

Часто ли он "общался" с "простым народом"?

ОТВЕТ из сказки:

2"Тут-то синьор Помидор наконец понял, что Чиполлино поп-

2росту издевается над ним. Ну и взбесился же он! Весь побаг-

2ровев, он вцепился обеими руками Чиполлино в волосы..."

ВОПРОС:

Какие волосы были у мальчика?.

2"Одна прядь осталась у него в руках.

2Грозный кавалер Помидор вдруг почувствовал едкую горечь в

2глазах и в носу. Он чихнул разок-другой, а потом слезы брыз-

2нули у него из глаз, как фонтан."

ВОПРОСЫ:

Почему при резке лука из глаз текут слезы и хочется чи-

хать? Как можно с этим "бороться", например, на кухне? (По-

можем маме!).

Возможные ОТВЕТЫ:

Чистить лук, поместив его в полиэтиленовый пакет; чистить

лук под водой, допустим, в кастрюле с водой; чистить лук,

предварительно заморозив его, например, в холодильнике; чис-

тить лук в противогазе или в маске для подводного плавания,

во рту - дыхательная трубка; чистить лук в очках для плава-

ния; "отгонять" луковые "страдания" струей вентилятора, либо

"засасывать" их в пылесос или кухонный воздухоочиститель;

упражнение можно разобрать по правилам вепольного анализа.
Чиполлино предлагает подумать над 3-м ЗАДАНИЕМ.

ВЕПОЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, ПРОТИВОРЕЧИЕ, РЕСУРСЫ, СТАНДАРТЫ.

2"Синьор Помидор приказал отобрать у бедняка кума Тыквы

2его крохотный домик, кирпичи на который он копил всю жизнь.

2В качестве сторожа в домике поместили злого пса Мастино..."

ВОПРОС:

Как Чиполлино смог обмануть Мастино, сидящего, как в со-

бачьей конуре, в арестованном домике?

ОТВЕТ из сказки:

2"В жаркий день Чиполлино, видя, что пес изнывает от жары

2и мечтает о глотке воды, но не может покинуть свой пост, а

2"начальство" о нем, естественно, забыло, напоил пса водой со

2снотворным и усыпил его, после чего домик вернулся к его за-

2конному владельцу (на время его спрятали в лесной ча-

2ще)."

При анализе задачи можно воспользоваться также правилами

вепольного анализа, стандартами на решение изобретательских

задач... Допустим, можно дождаться ночи, когда Мастино креп-

ко спит, либо выпустить перед собакой кошку (а лучше - двух!

- для "очарования"...), можно вручить Мастино новый "приказ"

о смене караула и т.д. Заметьте, что в любом случае вводится

дополнительный элемент (снотворное; кошка...) и возникает

новая связь (сонливость; воспоминания о кошках).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей