ÏÐÈËÎÆÅÍÈß
Ñîäåðæàíèå Приложение 1. Тема недели: «Лето красное, лето прекрасное» . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Приложение 2. Тема недели: «Правила дорожного движения» . . . . . . . . . . . . . . . 11 Приложение 3. Тема недели: «Растения парка, леса, сквера» . . . . . . . . . . . . . . . . 23 Приложение 4. Тема недели: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» . . . 34 Приложение 5. Тема недели: «Цветы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 Приложение 6. Тема недели: «Мой город» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 Приложение 7. Тема недели: «Ягоды» (садовые, лесные) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 Приложение 8. Тема недели: «Насекомые» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60 Приложение 9. Тема недели: «Грибы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 Приложение 10. Тема недели: «Неживая природа» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 Приложение 11. Тема недели: «Огород» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 Приложение 12. Тема недели: «До свидания, лето!» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 Приложение 13. Комплексы утренней гимнастики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
3 ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ 1Òåìà íåäåëè: «Ëåòî êðàñíîå, ëåòî ïðåêðàñíîå»Ïàëü÷èêîâàÿ èãðà «Ëåòî» [2, с. 27] Дети загибают пальцы на руках, перечисляя признаки лета. Летом солнце высоко. Летом жарко И светло. Летом бабочки летают И ромашки расцветают. Летом можем мы купаться, Загорать И отдыхать. По траве, как ветер, мчаться, В лесу ягоды искать. Ïàëü÷èêîâàÿ èãðà «Âååð»Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком. Солнце светит очень ярко, И ребятам стало жарко. Достаем красивый веер – Пусть прохладою повеет. Ò. Ñèêà÷åâà [33, с. 8] ÇàãàäêèПтицы распевают, Дети загорают, Солнце ярко светит, И цветут цветы. Что за время года, Отгадаешь ты? (Ëåòî.) [54] Солнце печет, Липа цветет, Рожь колосится, Пшеница золотится. Кто знает, когда это бывает? (Ëåòîì.) [55, с. 130] Îïûò «×åì ïàõíåò âîçäóõ?»Цель: помочь детям обнаружить, что капельки вещества распространяются в воздухе и вместе с воздухом попадают в нос. Оборудование: лук, апельсин, камфорный спирт, ветки сосны или ели в вазе с горячей водой, одеколон. Õ î ä . Разрезать какой-нибудь продукт (лук, апельсин). Дети с закрытыми глазами по запаху должны угадать действие или предмет. Вывод: капельки вещества распространяются в воздухе и вместе с воздухом попадают в нос. 4 Ðèòìîïëàñòèêà «Êàê æèâåøü?»Цель: развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами. Õ î äПедагогДети– Как живешь? – А плывешь? – Как бежишь? – Вдаль глядишь? – Ждешь обед? – Машешь вслед? – Утром спишь? – А шалишь? По Н. Пикулевой [56] – Вот так! – Вот так! – Вот так! – Вот так! – Вот так! – Вот так! – Вот так! – Вот так! С настроением показать большой палец.Любым стилем.Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами.Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.Поза ожидания, подпереть щеку рукой.Помахать.Ручки под щечку.Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.Òâîð÷åñêàÿ èãðà «Âåñåëûå ñòèõè»Цель: упражнять детей в четком произношении согласных на конце слова, развивать умение подбирать рифму к словам. Летний деньУт-ут-ут-ут – на лугу цветы цветут, Ют-ют-ют-ют – птички весело поют, Ят-ят-ят-ят – злобно комары звенят, Ит-ит-ит-ит – заяц под кустом сидит. В лесуЁт-ёт-ёт-ёт- – соловей в лесу поет, Ут-ут-ут-ут – у пенька грибы растут, Ат-ат-ат-ат – под кустом ежи шуршат, Ит-ит-ит-ит – дятел на сосне стучит. À.Â. Ùåòêèíà [47, с. 38] Ñëîâàöêàÿ ñêàçêà «Ó ñîëíûøêà â ãîñòÿõ»(в обработке С. Могилевской и Л. Зориной) [57, с. 21–23] Однажды большая туча занавесила небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята без солнечного света. – Куда это солнышко девалось? – говорят. – Нужно его поскорее на небо вернуть. – Где же вы его найдете? – закудахтала наседка. – Разве вы знаете, где оно живет? – Знать-то мы не знаем, а кого встретим, того спросим, – ответили цыплята. Собрала их наседка в дорогу. Дала мешочек и сумочку. В мешочке – зернышко. В су- мочке – маковинка. Отправились цыплята. Шли-шли и видят: в огороде, за кочаном капусты, сидит улитка. Сама большая, рогатая, а на спине хатка стоит. Остановились цыплята и спрашивают: – Улитка, улитка, не знаешь ли, где солнышко живет? – Не знаю. Вон на плетне сорока сидит – может, она знает. А сорока ждать не стала, пока к ней цыплята подойдут. Подлетела к ним, затараторила, затрещала: – Цыплята, куда вы идете, куда? Куда вы, цыплята, идете, куда? Отвечают цыплята: – Да вот солнышко скрылось. Три дня его на небе не было. Идем его искать. 5 – И я пойду с вами! И я пойду с вами! И я пойду с вами! – А ты знаешь, где солнышко живет? – Я-то не знаю, а заяц, может, знает: он по соседству, за межой, живет! – затрещала сорока. Увидел заяц, что к нему гости идут, поправил шапку, вытер усы и пошире ворота распахнул. – Заяц, заяц, – запищали цыплята, затараторила сорока, не знаешь ли, где солнышко живёт? Мы его ищем. – Я-то не знаю, а вот моя соседка, утка, – та, наверное, знает: она около ручья, в камы- шах, живёт. Повёл заяц всех к ручью. А возле ручья утиный дом стоит. И челнок рядом привязан. – Эй, соседка, ты дома или нет? – крикнул заяц. – Дома, дома! – закрякала утка. – Все никак не могу просохнуть – солнца-то три дня не было. – А мы как раз солнышко идем искать! – закричали ей в ответ цыплята, сорока и заяц. – Не знаешь ли, где оно живет? – Я-то не знаю, а вот за ручьём, под дуплистым буком, еж живет – он знает. Переправились они на челноке через ручей, и пошли ежа искать. А ёж сидел под буком и дремал. – Ежик, ежик, – хором закричали цыплята, сорока, заяц и утка, – ты не знаешь, где солнышко живет? Три дня его не было на небе, уж не захворало ли? Подумал ёж и говорит: – Как знать! Знаю, где солнышко живет. За буком – большая гора. На горе – большое облако. Над облаком – серебристый месяц, а там и до солнца рукой подать! Взял еж палку, нахлобучил шапку и пошагал впереди всех дорогу показывать. Вот пришли они на макушку высокой горы. А там облако за вершину уцепилось и лежит-полеживает. Залезли на облако цыплята, сорока, заяц, утка и еж, уселись покрепче, и полетело об- лако прямехонько к месяцу в гости. А месяц увидел их и поскорее засветил свой серебряный рожок. – Месяц, месяц, – закричали ему цыплята, сорока, заяц, утка да еж, – покажи нам, где солнышко живет! Три дня его не было на небе, соскучились мы без него. Привел их месяц к воротам Солнцева дома, а там темно, света нет: заспалось, видно, солнышко и просыпаться не хочет. Тут сорока затрещала, цыплята запищали, утка закрякала, заяц ушами захлопал, а еж палочкой застучал: – Солнышко-вёдрышко, выгляни, высвети! – Кто под окошком кричит? – спросило солнышко. – Кто мне спать мешает? – Это мы – цыплята, да сорока, да заяц, да утка, да еж. Пришли тебя будить: утро настало. – Ох, ох!.. – застонало солнышко. – Да как мне на небо выглянуть? Три дня меня тучи прятали, три дня собой заслоняли, я теперь и заблестеть не смогу… Услыхал про это заяц – схватил ведро и давай воду таскать. Услыхала про это утка – да- вай солнце водой умывать. А сорока – полотенцем вытирать. А еж давай колючей щетиной начищать. А цыплята – те стали с солнышка соринки смахивать. Выглянуло солнце на небо, чистое, ясное да золотое. И всюду стало светло и тепло. Вы- шла погреться на солнышке и курица. Вышла, закудахтала, цыплят к себе подзывает. А цыплята тут как тут. По двору бегают, зерна ищут, на солнышке греются. Кто не верит, пусть посмотрит: бегают по двору цыплята или нет? 6 Âñå çèìà… Все зима… А где же лето? Звери, птицы! Жду ответа! – Лето, – Ласточка считает, – Очень скоро прилетает. Лету нужно торопиться, И оно летит, как птица! – Прилетает? – Фыркнул Крот, – Под землей оно ползет! Говорите, Скоро лето? Не надеюсь я на это! Проворчал Топтыгин: – Лето Спит в своей берлоге Где-то… Конь заржал: – А где карета? Я сейчас Доставлю лето! – Лето, – Зайцы мне сказали, – Сядет в поезд на вокзале, Потому что может лето Ездить «зайцем» Без билета! Á. Çàõîäåð [18, с. 2] Ëåòî Если дует ветер Теплый, хоть и с севера, Если луг – в ромашках И комочках клевера, Бабочки и пчелы Над цветами кружатся, И осколком неба Голубеет лужица, И ребячья кожица Словно шоколадка… Если от клубники Заалела грядка – Верная примета: Наступило лето Ë. Êîð÷àãèíà [18, с. 2]
7  ãîñòè ê áàáóøêåК бабушке Ульяне На коне Буяне По полям колхозным Едет наша Таня. До свиданья, город, До свиданья, поезд! А навстречу – речка, Будто синий пояс. Над водою мостик – Узкая дощечка. Но коню Буяну по колено речка. Вброд идет он смело И телегу тянет, Будто в лодке едет Маленькая Таня. Весело и тряско Ехать ей в телеге! Вот бежит навстречуЖеребенок пегий. Ребятишки смотрят, Встав на низкий мостик, – Может, к ним в деревню Таня едет в гости? К бабушке Ульяне На коне Буяне Улицей колхозной Едет наша Таня. Машут ей ветвями Яблоньки из сада. Бабушка Ульяна Будет внучке рада. 3. Àëåêñàíäðîâà [18, с. 2] ÐîìàøêàНа лугу у той дорожки, Что бежит к нам прямо в дом, Рос цветок на длинной ножке – Белый с желтеньким глазком. Я цветок сорвать хотела, Поднесла к нему ладонь, А пчела с цветка слетела И жужжит, жужжит: «Не тронь!» Ì. Ïîçíàíñêàÿ [18, с. 2] 8 Ëåòî– Что ты мне подаришь, лето? – Много солнечного света! В небе радугу-дугу! И ромашки на лугу! – Что еще подаришь мне? – Ключ, звенящий в тишине, Сосны, клены и дубы, Землянику и грибы! Подарю тебе кукушку, Чтобы, выйдя на опушку, Ты погромче крикнул ей: «Погадай мне поскорей!» И она тебе в ответ Нагадала много лет! Â. Îðëîâ [18, с. 2] Ôîðìóëà ñ÷àñòüÿЗапахи трав, звоны кузнечиков, Жужжание пчел и шмелей, Урчание лягушек в болотцах беспечное, Мычание коров с полей – Ветер доносит мне все это радостно, Волосы чуть шевеля, И от того на душе моей сладостно В жаркий полдень июльского дня. À. Àñîñêîâ [18, с. 2] ÝõîЯ бегу у самого откоса И смешную песенку пою. Эхо звонко и разноголосоПовторяет песенку мою. Я спросила эхо: – Замолчишь ты? – А сама притихла и стою. А оно в ответ мне: – Ишь ты, ишь ты! Значит, понимает речь мою. Я сказала: – Ты поешь нескладно! – А сама притихла и стою. А оно в ответ мне: – Ладно, ладно! Значит, понимает речь мою. Я смеюсь – и все звенит от смеха, Замолчу – и всюду тишина… Иногда гуляю я одна, А не скучно, потому что эхо… Å. Áëàãèíèíà [18, с. 2] 9 Ëåòîì Зарумянились вишня и слива, Налилась золотистая рожь, И как море волнуется нива, И в траве на лугах не пройдешь. Солнце ходит высоко над сводом Раскаленных от зноя небес, Пахнет липа душистая медом, И шумит полный сумрака лес… Í. Ãðåêîâ [58, с. 199] Ëåòíèé âå÷åð òèõ è ÿñåí… Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно-красен, И реки блестят извивы. À. Ôåò [59] Âåñåëîå ëåòî Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По дорожке Прямиком Ходят ножки Босиком. Кружат пчелы, Вьются птицы, А Маринка Веселится. Увидала петуха: – Вот так чудо! Ха-ха-ха! Удивительный петух: Сверху – перья, снизу – пух! Увидала поросенка, Улыбается девчонка: – Кто от курицы бежит, На всю улицу визжит, Вместо хвостика крючок, Вместо носа пятачок, Пятачок дырявый, А крючок вертлявый? А Барбос, рыжий пес, Рассмешил ее до слез. Он бежит не за котом, А за собственным хвостом. Хитрый хвостик вьется, В зубы не дается. Пес уныло ковыляет, Потому что он устал. Хвостик весело виляет:
«Не достал! Не достал!» Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По дорожке Прямиком Ходят ножки Босиком. Â. Áåðåñòîâ [17, с. 221–222]
11 ÏÐÈËÎÆÅÍÈÅ 2Òåìà íåäåëè: «Ïðàâèëà äîðîæíîãî äâèæåíèÿ»Ïàëü÷èêîâàÿ èãðà «Ñâåòîôîð»Н. Быкова[2, с. 126] Помогает с давних пор Верный друг наш – светофор. Дети произносят слово «светофор», хлопая три раза в ладоши. У него больших три глаза, Показывают три пальца или «рисуют» в воздухе сверху вниз три круга.Не горят они все разом. Если красный загорелся, Качают головой.Поднимают руку вверх и «рисуют» в воздухе круг.То нельзя переходить, Надо ждать на тротуаре И машины пропустить. Качают головой.«Крутят рули».Если желтый загорелся, Значит, скоро мы пойдем. «Рисуют» в воздухе второй круг ниже первого.Глаз зеленый загорелся – Стоп, машины, мы идем! «Рисуют» в воздухе третий круг ниже второго. Мы дорогу перешли, По делам своим пошли. Маршируют по помещению, ритмично произносят текст.Помогает с давних пор Верный друг наш – светофор. Произносят слово «светофор», хлопая три раза в ладоши.Ëîãîðèòìè÷åñêîå óïðàæíåíèå «Ýëåêòðè÷êà»Н. Быкова [2, с. 128] Дети стоят «на перроне», приложив руку козырьком ко лбу, «ожидая электричку». Электричка, электричка Загудела громко: «У-у! Приготовьтесь – подъезжаю, Ведущий (взрослый или ребенок) идет топочущим шагом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками.У платфомы торможу. Ведущий останавливается.Заходите все, друзья, Повезу вас дальше я». Дети становятся за ведущим.«Тук-тук-тук» – Стучат колеса, В электричке едем мы. Ждут давно нас лес и горы, Рыбы, ягоды, грибы. Дети и ведущий, произнося слова, идут топочу-щим шагом по помещению, делая круговые движе-ния согнутыми в локтях руками.Все, доехали, друзья! Останавливаются.Погулять пришла пора. Расходятся по помещению.Поднимаемся по кручам И спускаемся в овраг. Дети, высоко поднимая колени, идут в полупри-седе.В темноте, в лесу дремучем, Пробираемся сквозь мрак. Дети идут медленно, отдвигая то правой, то левой рукой «ветви деревьев».Соберем грибов и ягод, НаклоныПерейдем через ручей, Маршируют «по мостику через ручей».В синем озере поймаем Щук, плотву и карасей. Имитируют движения (три раза «закидывают» удочку). 12 Нагулялись мы, друзья, Возвращаться нам пора. Ходят.Электричка, электричка Загудела громко: «У-у! Приготовьтесь – подъезжаю, У платформы торможу. Ведущий произносит текст и идет, изображая электричку.Заходите все, друзья, Повезу домой вас я». Останавливается.Дети встают друг за другом, занимая свои места.Ïî÷åìó ñâåòîôîð òàê íàçûâàåòñÿ?По мотивам Г. Юршина [48, с. 33] Слово это составлено из двух частей: «свет» и «фор». «Свет» и есть свет. А слово «фор» произошло из греческого «форос», что означает «несущий» или «носитель». Вместе слово «светофор» значит «носитель света», «несущий свет». Он действительно несет свет, причем трех цветов. Ïî÷åìó äëÿ ñâåòîôîðà âûáðàëè òðè öâåòà? [60, с. 161] Для запрещающего сигнала красный цвет взяли потому, что он хорошо виден и днем и ночью. Такой сигнал не меняет цвета даже в тумане. Зеленый виден несколько хуже, но зато в спектре он стоит далеко от красного и его нельзя с ним спутать. Ñâåòîôîð Если свет зажегся красный, Значит, двигаться опасно. Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!» Желтый свет – предупрежденье: «Жди сигнала для движенья!» Ñ. Ìèõàëêîâ [20, с. 23] Ñòèõè î ïðàâèëàõ äîðîæíîãî äâèæåíèÿ ÑâåòîôîðУ любого перекрестка Нас встречает светофор И заводит очень просто С пешеходом разговор: Cвет зеленый – проходи! Желтый – лучше подожди! Если свет зажжется красный – Значит, Двигаться опасно! Стой! Пускай пройдет трамвай, Наберись терпенья. Изучай и уважай правила движенья. Ð. Ôàðõàäè [53, с. 171] 13 * * *У светофора окошечка три, При переходе на них посмотри! Если в окошке красный горит, «Стой на панели», – он говорит. Если вдруг желтое вспыхнет окошко, Должен еще подождать ты немножко. Если в окошке зеленый горит, Ясно, что путь пешеходу открыт. Все светофор понимает без слов: Он говорит языком огоньков. Ë. Ëóùåíêî [21] Ìîÿ óëèöàЗдесь на посту в любое время Дежурит ловкий постовой. Он управляет сразу всеми, Кто перед ним на мостовой. Никто на свете так не может Одним движением руки Остановить поток прохожих И пропустить грузовики. Ñ. Ìèõàëêîâ [63, с. 22–23] * * *Безопасный островок Есть у перекрестка Ты его найдешь, дружок, – Круглый он, в полоску. На твоем лежит пути В центре перехода. И вернее не найти Друга пешехода. Î. Ïëîòîíîâà [21] перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |