ВСЕСОЮЗНОЕ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ (ДОСААФ СССР) ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОСААФ СССР Управление авиационной подготовки и авиационного спорта ЦК ДОСААФ СССР МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ И ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ В АВИАЦИИ ДОСААФ СССР МОСКВА 1983
ВСЕСОЮЗНОЕ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ (ДОСААФ СССР) ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОСААФ СССРНастоящее пособие содержит основные положения документов, определяющих вопросы организации и обеспечения безопасности летной работы и парашютной подготовки в авиационных организациях ДОСААФ. Оно предназначено для оказания помощи постоянному летному составу и курсантам (спортсменам) в подготовке и выполнении полетов. В основу пособия положены обобщенный опыт подготовки и проведения летной работы авиационных училищ, авиационных организаций ДОСААФ и требования документов, регламентирующих летную работу и парашютную подготовку. В третьем издании учтены требования документов, вышедших после второго издания. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Авиация ДОСААФ СССР представляет собой обширную сеть учебных авиационных организаций, аэроклубов, авиационно-спортивных клубов (АСК) и авиационно-техничеоких спортивных клубов (АТСК). Юноши и девушки, желающие освоить пилотирование современных самолетов, вертолетов, планеров, прыжки с парашютом или научиться грамотно обслуживать сложную авиационную технику, могут сделать это в авиации ДОСААФ. В авиационные организации* 1 Юноши, желающие стать летчиками-инструкторами и обучать молодежь полетам на современных самолетах и вертолетах или выполнению прыжков с парашютом, могут поступить в Волчанское авиационное училище летчиков ДОСААФ, а лица, желающие посвятить себя обслуживанию авиационной техники на земле - в Калужское авиационно-техническое училище ДОСААФ, которое готовит специалистов-техников различных профилей. Курсанты этих училищ находятся на полном государственном обеспечении, носят установленную форму одежды. ДОСААФ принимаются лица мужского и женского пола в возрасте от 17 до 23 лет для подготовки спортсменов-летчиков и от 16 до 23 лет для подготовки спортсменов-планеристов и спортсменов-парашютистов, имеющие среднее образование, или учащиеся 10-х классов (спортсмены- парашютисты, имеющие образование не ниже 8 классов), признанные годными врачебно-летной комиссией (ВЛК) к летному обучению (прыжкам с парашютом). К летной практике на самолетах (вертолетах), допускаются спортсмены, достигшие 18-летнего возраста, к полетам на планерах - 17-летнего возраста, а к прыжкам с парашютом - 16-летнего возраста. Каждому спортсмену разрешается заниматься только одним видом спорта. Порядок приема граждан СССР в авиационные училища ДОСААФ определяется правилами приема в средние специальные учебные заведения, утвержденными Министерством высшего и среднего специального образования СССР и директивами ЦК ДОСААФ СССР. Окончившим авиационные училища ДОСААФ предоставляется работа по полученной специальности в авиационных организациях добровольного Общества в соответствии с «Положением о первоначальном распределении молодых специалистов», утвержденным Министерством высшего и среднего специального образования СССР. Права и обязанности курсантов и выпускников училищ ДОСААФ подробно изложены в уставах этих училищ. Требования, предъявляемые к курсантам (спортсменам) авиационных организаций ДОСААФ Курсант (спортсмен) авиационной организации ДОСААФ должен: быть преданным Коммунистической партии Советского Союза, беззаветно любить свою Родину и быть готовым выступить на ее защиту; иметь высокий уровень дисциплины, культуры; обладать высокими морально-политическими и волевыми качествами, смелостью и решительностью, стойкостью и выносливостью, разумной инициативой и находчивостью; иметь хорошее физическое развитие и постоянно его совершенствовать, настойчиво овладевать необходимыми авиационными знаниями; знать и пунктуально выполнять требования наставлений, инструкций и всех документов, регламентирующих летную работу, правила полетов (прыжков с парашютом); уметь грамотно пилотировать летательный аппарат, умело применять парашютную технику; строго выполнять правила внутреннего распорядка, установленные в авиационных организациях; воспитывать в себе высокие нравственные принципы коммунистической морали; беречь и грамотно эксплуатировать авиационную технику, оборудование и имущество; активно участвовать в общественно полезном труде и общественной жизни авиационной организации, в военно-патриотической и спортивно- массовой работе, проводимой оборонным Обществом; вырабатывать в себе высокую профессиональную бдительность, систематический и четкий контроль своих действий на земле и в воздухе, непримиримость к 1* В дальнейшем по тексту там, где особо не оговорено, под авиационными организациями ДОСААФ следует понимать: авиационные училища, учебные авиационные организации, аэроклубы, авиационно-спортивные клубы и авиационно-технические спортивные клубы. ВСЕСОЮЗНОЕ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ (ДОСААФ СССР) ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОСААФ СССРупущениям и недостаткам; вести активную борьбу с проявлениями благодушия, самоуспокоенности, зазнайства и беспечности. Основным обучающим лицом и воспитателем курсантов (спортсменов) авиационных организаций является летчик-инструктор (инструктор-парашютист), полностью отвечающий за обучение, воспитание и дисциплину закрепленной за ним группы, за подготовку и выпуск в каждый самостоятельный полет курсанта (спортсмена) как в моральном, так и в летном отношении. Он должен быть примером для своих воспитанников в безупречном выполнении служебного долга, образцом соблюдения правил летной (парашютной) службы. Он обязан всесторонне изучать личный состав группы, методически правильно и педагогически грамотно обучать своих подчиненных технике пилотирования, добиваться от них отличных знаний аэродинамики, конструкции и эксплуатации самолета 2 Он обязан систематически учить курсанта (спортсмена) строгому соблюдению правил осмотрительности, умению предвидеть любые неожиданности в полете, при выполнении прыжка и заранее определять свои действия, при внезапном и резком усложнении обстановки в воздухе, умению срочно принимать меры, обеспечивающие безопасность полета (прыжка). Летчик-инструктор (инструктор- парашютист) должен по-отцовски заботиться о своих воспитанниках и быть всегда во всем требовательным к ним. *, авиационного оборудования, радиотехнических средств. Авторитет летчика-инструктора (инструктора-парашютиста) во многом зависит от уровня его личной техники пилотирования, методического мастерства и квалификации. Поэтому служебный долг каждого инструктора - постоянная забота о совершенствовании этих качеств. Только в этом случае он может рассчитывать на успех у своих подчиненных. Основными документами, которыми летчики (парашютисты) и курсанты (спортсмены) руководствуются в ходе выполнения летной и парашютной подготовки, являются: Инструкция летчику (экипажу) самолета (вертолета, планера); Наставление по производству полетов (НПП); Наставление по штурманской службе (НШС); Наставление по инженерно-авиационной службе (НИАС); Наставление по авиационной поисково- спасательной службе; Руководство по парашютной подготовке авиации ДОСААФ СССР; Руководство по организации и проведению теоретического и летного обучения в авиационных организациях ДОСААФ СССР; Курс учебно-летной подготовки и Сборник программ по парашютной и парашютно-спасательной подготовке авиации ДОСААФ СССР; Основные правила полетов в воздушном пространстве СССР для авиации всех ведомств; Организационно-методические указания ЦК ДОСААФ СССР; Документы и данные по связи и РТО; Инструкция по производству полетов в районе аэродрома; Инструкция по классификации, учету и анализу предпосылок к летным и парашютным происшествиям в авиационных организациях ДОСААФ СССР; Устав ДОСААФ СССР; Устав о дисциплине работников авиации ДОСААФ СССР; Устав училища; Требования приказов и директив ЦК ДОСААФ СССР в части, касающейся летчиков и курсантов (спортсменов) 3 2* В дальнейшем по тексту, где особо не оговорено, под словом «самолет» следует иметь в виду и вертолет и планер. *; Положение об основных правах и функциональных обязанностях лиц руководящего и летно-технического состава авиационных организаций ДОСААФ СССР. 3* В дальнейшем по тексту, где особо не оговорено, курсантом называется и спортсмен. ВСЕСОЮЗНОЕ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ (ДОСААФ СССР) ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОСААФ СССРРаздел I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕТНОЙ РАБОТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТНОГО ЗАДАНИЯ ЭКИПАЖЕМ (ЛЕТЧИКОМ, КУРСАНТОМ) Главной задачей авиационных организаций ДОСААФ является высококачественное выполнение планов летной и парашютной подготовки в установленные сроки, безусловное обеспечение безопасности полетов и исключение летных и других чрезвычайных происшествий. В успешном решении задачи обеспечения безопасности полетов важная роль принадлежит командиру экипажа (летчику, курсанту), непосредственно выполняющему задание в воздухе. От того, как он будет подготовлен, как будет действовать в воздухе, от его дисциплины и глубокого понимания своего долга и высокого чувства ответственности за точное выполнение полетного задания, во многом будет зависеть безопасность, а отсюда и благополучный исход полета. Каждый летчик, будучи командиром экипажа, обязан знать и строго выполнять свои обязанности. КОМАНДИР ЭКИПАЖА И ЕГО ОБЯЗАННОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ Командир экипажа является непосредственным начальником личного состава экипажа и других лиц, назначенных для выполнения задания в данном полете. Выполнять полеты в качестве командира экипажа на данном типе летательного аппарата авиации ДОСААФ имеют право: постоянный летный состав авиации ДОСААФ СССР; курсанты и спортсмены авиационных организаций. Летчики и члены летных экипажей должны иметь заключение ВЛК о годности к летной работе. При полете в строю командир (ведущий) группы является лицом, несущим ответственность за выполнение задания, ведение осмотрительности и обеспечение безопасности полета группы. Командиры ведомых экипажей в группе выполняют все команды ведущего, ведут осмотрительность и не допускают действий, создающих угрозу безопасности полета. Лица, находящиеся на борту самолета (в том числе лица, в распоряжение которых выделен самолет), не имеют права вмешиваться в действия экипажа и должны беспрекословно выполнять все приказы и распоряжения командира экипажа. Кроме летного экипажа с разрешения начальника авиационной организации на борт самолета, на котором предусмотрена перевозка пассажиров и грузов, разрешается брать, только лиц инженерно-технического состава данной авиационной организации при перегонке авиационной техники в ремонтные организации и обратно. Командир экипажа, независимо от занимаемой штатной должности, отвечает за своевременную и полную личную подготовку к полету и подготовку своего экипажа, за успешное выполнение полетного задания и за обеспечение безопасности полета. Ни один экипаж (летчик) не может быть выпущен в полет без необходимой подготовки и проверки готовности к полету соответствующим начальником. Командир экипажа обязан: знать летно-технические данные, аэродинамические особенности и техническое состояние (исправность) своего самолета и правила эксплуатации его на земле и в полете; постоянно совершенствовать знания, умение и навыки эксплуатации систем самолета/ силовой установки, вооружения, авиационного и радиотехнического оборудования самолета; знать состояние здоровья членов экипажа и оценивать их психологическую готовность к выполнению полетного задания; соблюдать предполетный режим и требовать его выполнения от членов экипажа; производить прием самолета, предполетный осмотр и проверку в объеме, установленном Инструкцией экипажу самолета; руководить размещением на самолете (вертолете) пассажиров, личного состава десанта и грузов, лично инструктировать пассажиров о правилах поведения и использования спасательных средств; перед выполнением полета на буксировку планера проверить длину буксировочного фала и оборудование его разрывным устройством; своевременно и в полном объеме готовиться к выполнению полетного задания; знать схемы захода на посадку и данные работы средств связи и радиотехнического обеспечения полетов на аэродромах вылета, посадки и запасных аэродромах; знать все особенности техники пилотирования на критических режимах полета и уметь грамотно и четко ВСЕСОЮЗНОЕ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ (ДОСААФ СССР) ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОСААФ СССРпилотировать при выходе на них; лично анализировать и учитывать фактический остаток топлива и время полета до посадки, метеорологические и орнитологические условия перед полетом и во время полета, уметь своевременно обнаруживать опасные явления погоды и докладывать о них руководителю полетов, принимать правильное решение при усложнении обстановки в полете; сохранять в полете ориентировку, непрерывно вести круговую осмотрительность; в визуальном полете, а также при рулении, взлете и посадке не допускать опасных сближений с самолетами и препятствиями; в полете по приборам точно выдерживать заданный режим, высоту и место закрытия и открытия шторки; во всех случаях при прекращении выполнения полетного задания или его изменении, при вынужденной посадке или покидании самолета докладывать об этом, если есть возможность, на пункт непосредственного управления полетами; иметь твердые знания и практические навыки в использовании аварийно-спасательных средств, в оказании самопомощи и взаимопомощи и уметь проверять их у членов экипажа; проверять исправность аппаратуры объективного контроля на самолете и своевременно включать (выключать) ее. ДОПУСК К ПОЛЕТАМ И ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ПИЛОТИРОВАНИЯ Летный состав (курсанты, спортсмены) имеет право выполнять самостоятельные полеты на летательном аппарате данного типа по различным видам летной подготовки только после получения соответствующего допуска, данного старшим летным начальником, лично проверившим его в воздухе и сделавшим соответствующую запись в летную книжку. Допуски по видам летной подготовки и типам летательных аппаратов, устанавливаемые летному составу авиационных организаций, приведены в табл. 1. Таблица 1 Виды летной подготовки, к которым допускается летный состав Типы летательных аппаратов реактивные самолеты вертолеты спортивные самолеты самолет "Вильга-35" планеры самолет Ан-2 парашютного подразделения Тренировочные полеты, днем в простых метеоусловиях По кругу и в зону на пилотаж + + + + + + По маршруту и перелетам + + + + + + На групповую слетанность + + + - - - На отработку маневра и фотострельбы по воздушным целям + - - - - - На отработку маневра и фотострельбы по наземным целям + - - - - - На ведение воздушного боя + - - - - - На воздушную разведку погоды + + + + + - На облет самолетов (вертолетов, планеров) + + + + + + На выполнение посадок на площадки вне аэродрома - + - - - - На поисковые работы - + - + - + На спасательные работы (прием груза на борт) - + - + - + На эвакуацию планеров с площадок, подобранных с воздуха - - - + + - На выполнение посадок на площадки, подобранные с воздуха - - - + + - На буксировку планеров - - - + + - На выброску парашютистов - + - - - + На выполнение полета с максимальной загрузкой самолета (вертолета) - + - - - + ВСЕСОЮЗНОЕ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ (ДОСААФ СССР) ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОСААФ СССРИнструкторские полеты в простых метеоусловиях.По кругу и в зону на пилотаж + + + + + + По приборам под шторкой + + + + + + По маршруту + + + + + + На групповую слетанность + + + - - - На отработку маневра, атак и фотострельбы по воздушным целям + - - - - - На отработку маневра и фотострельбы по наземным целям + - - - - - На ведение воздушного боя + - - - - - На выполнение авторотации в зоне и имитации посадки на режиме самовращения НВ при полете по кругу и с одним задросселированным двигателем - + - - - - На выполнение посадки вне аэродрома - + - + + - На выброску парашютистов с максимальной загрузкой самолета (для летного состава парашютного отделения ВАУЛ и командиров звеньев парашютных подразделений) - - - - - + На буксировку планеров - - - + + - Командир эскадрильи (в АСК, аэроклубе - командир звена, отряда) дает допуск всему постоянному летному составу подчиненного ему подразделения. Командиру эскадрильи (в АСК, аэроклубе - командиру звена, отряда) дает допуск начальник авиационной организации или его заместитель по летной подготовке. Допуск в АСК 4 Предметом особой заботы руководящего состава авиационных организаций должны быть высококачественная и своевременная подготовленность летно-инструкторского состава к обучению курсантов. * постоянному летному составу к маршрутным полетам с выполнением посадок на площадки, подобранные с воздуха, дает начальник авиационной организации или его заместитель после личной проверки летчика в воздухе; к участию в республиканских и всесоюзных чемпионатах с записью в летную книжку ежегодно - начальник авиационной организации; к инструкторским полетам, полетам на воздушную разведку погоды, облет авиационной техники, на эвакуацию и буксировку планеров летному составу авиационной организации - начальник авиационной организации или его заместитель. Каждому летчику-инструктору в зависимости от уровня его личной техники пилотирования и летно- методических навыков определяются упражнения, которые он должен обязательно отработать перед началом обучения курсантов. Для этой же цели Руководством по организации и проведению теоретического и летного обучения в авиационных организациях ДОСААФ СССР и ежегодными Организационно- методическими указаниями ЦК ДОСААФ СССР устанавливается минимальный налет, который обязан выполнить каждый летчик-инструктор до начала обучения курсантов в текущем году. Этот налет является обязательным как для летчиков-инструкторов, так и для руководящего летного состава. Он определяется в зависимости от поставленных задач, сложившейся обстановки, опыта работы летчиков-инструкторов и перерывов в полетах. Во всех случаях объем летно-методической подготовки каждого инструктора должен обеспечить его полную подготовку к обучению курсантов. Особенно это важно для летчиков-инструкторов, приступающих к обучению курсантов впервые. Для них такой налет определяется в полном объеме соответствующей программой летно-методической подготовки. Допустимые перерывы в полетах и перерывы по видам летной подготовки летчикам-инструкторам и руководящему составу до заместителя командира эскадрильи включительно устанавливает командир эскадрильи с учетом индивидуальных способностей, уровня подготовки, натренированности и классной квалификации, командиру эскадрильи и выше - их непосредственные начальники. В АСК, аэроклубах летчикам-инструкторам и командирам звеньев (отрядов) - начальник авиационной организации (табл. 2). 4* В дальнейшем, где особо не оговорено, все, что касается АСК, в равной мере относится к аэроклубам и АТСК.
перейти в каталог файлов
|