Раздел 3
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
С МИНИМАЛЬНЫМИ МОЗГОВЫМИ
ДИСФУНКЦИЯМИ
3.1. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ
МИНИМАЛЬНЫХ МОЗГОВЫХ
ДИСФУНКЦИЙ
Особую группу детей, имеющих трудности с обучением и развитием, составляют дети с минимальными мозговыми дисфункциями. Установлено, что при своевременной диагностике в раннем детском возрасте имеющиеся нарушения, в первую очередь нервной регуляции функций, в подавляющем большинстве случаев могут быть практически полностью устранены коррекционными мероприятиями.
Однако в условиях реальной действительности и системы оказания медицинской помощи детей с легкими функциональными отклонениями уже в возрасте 1 —2 лет снимают с неврологического учета и переводят в разряд практически здоровых. Тем не менее дефект не исчезает, а с возрастом только усиливается, и родителям приходится иметь дело уже с такими специалистами, как дефектолог и психиатр.
Минимальные дисфункции мозга — сборная группа патологических состояний, различных по этиологии (причины), патогенезу (механизмы развития заболевания) и клиническим проявлениям. Ее характерные признаки — повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, диффузные (размытые) легкие неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуатьной деятельности, специфические трудности обучения (Л О. Бадалян, Л.Т. Журба, ЕМ. Масткжова, 1987).
Первым среди врачей, которые связывают нарушения в развитии речи, чтения и письма с резидуальными (остаточными, сохранившимися) поражениями мозга был Ортон. Он,
103
еще в 1937 г. обобщил результаты своих многолетних исследований в области нейрохирургии, наблюдений над поведением доношенных и недоношенных детей и установил связь отклонений поведения с локализацией мозговых изменений, которые стали называться легкими или минимальными дисфункциями мозга (ЛДМ или МДМ) [87]. Официально термин «минимальные мозговые дисфункции» был рекомендован к использованию в 1962 г. Оксфордской международной группой изучения проблем детской неврологии. К этой категории рекомендовано относить детей с проблемами в обучении и поведении, расстройствами внимания, но с нормальным интеллектом и легкими неврологическими нарушениями или с признаками незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций.
Современные исследователи рассматривают подобную аномалию развития с разных позиций. Так, американские авторы диагностируют заболевание по главному симптому — повышенная активность ребенка (гиперактивный ребенок). В настоящее время используются термины «синдром дефицита внимания без гиперактивности» (СДВБГ) и «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). В диагностическом и статистическом руководстве по психическим заболеваниям классификации Американской ассоциации психиатров 1994 г. (DSM-IY) синдром нарушения внимания с гиперактивностью разделен на три типа: с преобладанием невнимательности, с преобладанием гиперактивности (импульсивности) и смешанный.
Чешские исследователи провели параллель между наличием у детей легких, диффузных поражений мозговой ткани, длящихся довольно долго, возникших пренатально, перинатально или постнатально, и выраженными нарушениями высшей нервной деятельности, проявляющимися в различных областях: в моторике, восприятии, общении и мышлении. При этом отмечается, что природа диффузных повреждений может быть разнообразна", травма, кровоизлияние, воспаление, гипоксия, нарушения кровоснабжения, метаболизма и т.д. Для обозначения данного состояния чешские ученые использовали термин «легкая детская энцефалопатия» или «легкое повреждение мозга».
Так, 3. Тржесоглава (1986) описывает 15 особенностей двигательных и психических функций организма.
104
Данные тестов, характеризующих психическую деятельность
Результаты неоднозначны — в одном тесте низкие, в другом высокие. В частности, характерны отличия в субтестах интеллектуального теста Векслера, включая несоответствие между обязательными и необязательными разделами, когда результаты первых разделов бывают высокими, а вторых — низкими.
Нарушение восприятия и образования понятий
Нарушение способности различать предметы, правую и левую стороны, верх и низ. Несовершенное тактильное восприятие, плохая ориентация в пространстве и времени. Нечеткое восприятие собственного тела часто сочетается с нарушением определения расстояния, что проявляется в движениях. Ребенок не отделяет фигуру от фона и не может отделить части от целого. В школьной практике часто наблюдаются специфические расстройства чтения, письма, например «зеркальное» написание букв и чисел. Для ребенка характерны низкая интеграция восприятия и неумение сопоставлять чувственные ощущения с целостным образом.
Специфические неврологические признаки
К ним относятся асимметрия рефлексов, легкое нарушение зрения или слуха, леворукость, отсутствие выделения ведущей половины тела, гиперкинезия или легкая гипокинезия.
Нарушения речи и слухового восприятия
Нарушение выделения звуковых сигналов оказывает отрицательное влияние, особенно в школьном возрасте. У детей проявляются различные формы развития афазии, а в анамнезе, как правило, присутствует медленное развитие речи. Отмечается легкое снижение слуха и небольшие неправильности речи.
Нарушения двигательных функций
Проявляются тики, тремор, гримасничание, гипер- или ги-помоторика и др.
Нарушения в обучении
Нарушения чтения, счета, письма, правописания, рисования и особенно обведение контуров. Результаты проверок в течение дня или даже нескольких часов отличаются друг от друга. Отмечаются трудности в организации работы и особенно медленное выполнение ее заключительной части.
Нарушения мышления
Низкие способности к абстрактному мышлению. Наблюдаются трудности в образовании понятий, что часто сочета-
105
ется с «хаотичным» мышлением. Обнаруживается слабая кратко- и долговременная память, мышление направлено главным образом на свой внутренний мир.
Физическая характеристика
Невротические признаки, такие как обкусывание ноггей, сосание большого пальца, кивки головой, неправильный прием пищи, замедление развития гигиенических навыков, легкая утомляемость, сравнительно частое проявление ночного недержания мочи и кала.
Характеристика эмоционально-волевых свойств
Высокая импульсивность и возбудимость ребенка, которые характеризуются низким уровнем контроля за своим поведением. Он раздражителен, его легко вывести из равновесия, иногда может вести себя совершенно бесконтрольно и тяжело поддается влиянию.
Характеристика сна
Ритм сна чаще всего неправильный (у маленьких детей), во время сна ребенок очень подвижен. Сон бывает или очень поверхностным, или очень глубоким. По сравнению со здоровыми детьми дети с легкими дисфункциями мозга часто испытывают значительно меньшую потребность в сне. Многие авторы сюда же относят раскачивание головой и всем телом перед сном (автоматическое поведение).
Способность вступать в контакт с окружающими
Плохая способность вступать в контакт со сверстниками. Дети с легкими дисфункциями мозга очень раздражительны в играх с нормальными детьми. Лучше чувствуют себя в компании одного или двух детей, чем в большом коллективе. Они плохо ориентируются при коллективном решении проблем, что связано с их поведением и взаимоотношениями с другими детьми, поэтому часто бывают агрессивными и дерзкими. Их поведение не соответствует ситуации. Из критического положения они также выходят своеобразно: либо возникает паническое состояние, и дети убегают, либо стремятся к контактам, бывают навязчиво ласковы со своими одноклассниками.
Нарушения физического развития
Физическое развитие обычно неправильное. В его процессе, особенно в дошкольный период, могут проявиться генерализованные признаки недостаточности созревания. Иногда в анамнезе можно установить не нарушение созревания как соматического развития, а скорее задержку созревания в
106
функциональном плане. Соматическое развитие в некоторых случаях может быть даже ускоренно.
Характеристика социального поведения
Общественное повеление ребенка находится на более низких ступенях, чем это можно ожидать от уровня его интеллектуального развития. Поведение часто не соответствует ситуации, ребенок не способен предвидеть последствия своих поступков. Он не признает авторитетов, ведет себя по отношению к ним негативно и даже агрессивно, чго может выражаться в антиобщественном поведении.
Изменения личности
Дети характеризуются большой доверчивостью, часто подражают сверстникам и старшим товарищам. Озлобленность и раздраженность могут быстро сменяться повышенным вниманием к окружающим. Эти изменения настроения и отношения к окружающим могут происходить с суточными и часовыми интерватами. Дети с легкими дисфункциями мозга с трудом мирятся с переменами, держатся за привычное, но могут быть в общении очень милыми и нежными, охотно сотрудничать и испытывать тягу к положительной оценке их поведения.
Нарушения сосредоточенности и внимания
Часто проявляется чрезмерная рассеянность, нарушена способность концентрации внимания (зависит от возраста). Отсюда вытекает моторная и речевая вязкость. Если возникает возможность выбора, дети не радуются, так как они не умеют его делать.
С целью уточнения данных международной классификации, 3. Тржесоглава обследовала 324 ребенка школьного возраста с ММД и получила следующий процентный состав проявления отдельных признаков.
Нарушения внимания (93%). Дети не могут сосредоточиться и поддерживать концентрацию внимания в течение времени, характерного для их возраста. Не умеют отключаться от воздействий различных раздражителей внешней среды.
Гиперактивность (80%). Это проявление, по мнению американских авторов, часто считается наиболее характерным признаком синдрома. Поведение детей не зависит от условий и не подчиняется влияниям внешней среды. Они находятся в постоянном движении, непоседливы, перебегают от предмета к предмету. Если они вынуждены сидеть, то и сидя, они постоянно меняют положение тела, играют с мел-
107 кими предметами или со своими пальцами. Гиперактивность часто связана с повышенной разговорчивостью. Дети стремятся завязывать контакты и нарушают разговор других людей. Гипоактивность, из числа обследованных детей, встречалась в 20% случаев.
Легкие неврологические нарушения (77%). Отмечались подергивание мышц лица, грудной клетки, тремор пальцев рук, гиперкинезы, нарушения сухожильных рефлексов и координации движений.
Эмоциональная лабильность (71%). Она сопровождалась повышенным беспокойством, тяжелым переживанием неудач, страхами, повышенной плаксивостью и раздражительностью. Настроение детей с легкими дисфункциями мозга меняется в коротких интервалах времени (часы и минуты), иногда проявляется агрессивность (44,2%), которая сменяется пассивностью (65,7%).
Нарушения восприятия и образования понятий (68%). Наиболее поврежден зрительный анализатор. Дети были неспособны не только рисовать, но даже обводить контуры рисунка, различать размеры предметов, они плохо ориентировались в пространстве, неправильно читали буквы, не четко воспроизводили ритм.
Повышенная импульсивность (66,5%). Дети вступали в контакт и общались без всякого внутреннего контроля, не задумываясь о последствиях, часто действовали неадекватно ситуации и собственным возможностям. Причиной этого скорее всего была недостаточная сила торможения. В результате ребенок вступал в конфликты с одноклассниками, учителями и членами семьи, при этом он не осознавал своей вины, а начинал считать, что его не понимают или обижают. Это приводило к дальнейшим неадекватным ситуациям.
Повышенная утомляемость (65,7%). Головные боли наблюдались у 29,5% детей, инфантильное поведение — у 63%.
Нарушения речи и произношения (50%). Специфические нарушения (дислексии и дисграфии) отмечались у 26—40% детей.
Обобщая приведенные данные по проявлениям ММД у детей, отметим, что сопутствующие нарушения речи выявлялись в большинстве случаев. Этот факт с большой степенью вероятности позволяет сделать вывод о вторичности очень многих речевых нарушений детского возраста (задержки рече-
108 вого развития, дислалии, дисграфии, заикания и т.д.) по отношению к первичным поражениям мозга, характеризуемым как ММ Д.
В нашей стране при диагностике рассматриваемого явления ранее детям ставили следующие диагнозы: синдромы гипервозбудимости, хронический мозговой синдром, легкая детская энцефалопатия, длительная расторможенность, минимальный церебральный паралич, синдром детской дезадаптации и др.
Отечественные исследователи и клиницисты долгое время не признавали социальную природу данных отклонений в психическом развитии и склонялись к применению термина «задержка психического развития» (М.С. Певзнер). С 1975 г. в публикациях ученых использовались такие названия, как «легкая дисфункция мозга» (Л .Т. Журба) и «гиперактивный ребенок» (Д.Н. Исаев). Б.Р. Яременко, А.Б. Яременко и Т.Б. Горяинова в работе «Минимальные дисфункции головного мозга у детей» выделяют среди всего многообразия клинических проявлений ММД наиболее часто встречаемые сочетания: задержка развития речи (точнее — сенсорной и слухомоторной речевых функций), нарушение роста и развития опорно-двигательного аппарата, гиперкинез (в форме синескезий — сопутствующие движения), аллер-годерматоз, энурез.
В медицинскую литературу вошло определение «минимальные дисфункции мозга», которое свело воедино «пеструю» группу различных нарушений и отклонений в состоянии здоровья, поведения, развития и обучения детей.
В Международной классификации болезней (10-й пересмотр) в главе V (F) — «Психические расстройства и расстройства поведения» в разделах F90 и F90.0 дается сходное с ММД клиническое описание гиперактивносги с дефицитом внимания. Кардинальным признаком, необходимым для постановки данного диагноза, служат нарушение внимания и гиперактивность, выявляемые более чем в одной ситуации. Гиперактивность предполагает чрезмерную нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, однако стандартом для суждения должно быть то, что активность является чрезмерно высокой в контексте ожидаемого в определенной ситуации и по сравнению с другими детьми того же возраста и интеллектуального развития.
109 Однако необходимо заметить, что признаки МДМ не ограничиваются синдромом гиперактивности с нарушением внимания, а включают нарушения обучения и двигательную неуклюжесть, которые в МК.Б-10 отнесены к следующим разделам: специфические расстройства развития речи (F80); специфические расстройства развития школьных навыков (F81); специфические расстройства развития двигательных функций (F82); смешанные специфические расстройства развития (F83): общие расстройства развития (F84). В клинической практике у детей часто наблюдается сочетание симптомов, которые можно отнести не к одной, а к двум и более диагностическим рубрикам по МКБ-10, при этом выделение ведущего симптомокомплекса весьма затруднительно. Именно поэтому термин «минимальные мозговые дисфункции» — как обозначение синдромокомплекса, проявляющегося в различных вариантах сочетаний симптомов, не может быть вытеснен из употребления ни одним сформулированным к настоящему времени обозначением рассматриваемого заболевания и имеет право на дальнейшее существование.
Таким образом, представляется актуальным следующее определение термина «минимальные мозговые дисфункции», ис-пользуемое большинством специалистов в последнее время
Минимальные мозговые дисфункции — наиболее легкие формы церебральной (лат. cerebralis— мозговой) патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.
Из определения видно, что ММД не является медицинским диагнозом в точном смысле этого слова. Скорее она только констатация факта наличия легких нарушений в работе головного мозга. Для психолога такой дефект ребенка выступает как данность, однако суть этого дефекта необходимо понять, чтобы проследить последствия его отрицательного влияния на развитие психических процессов и поведение ребенка в целом и принять меры для их предупреждения и минимизации.
Вопросы и задания
1. Составьте свой вариант определения состояния ребенка при ММД, охарактеризуйте это состояние и потении-
110 альные возможности развития ребенка, исходя из определения.
В чем состоят принципиальные различия в понимании ММД отечественными и зарубежными психологами и вра чами?
Проанализируйте терминологический аппарат, исполь зуемый в современной психологии и медицине для обозна чения ММД. Каковы его особенности, сходе та и различия?
Перечислите основные признаки ММД по исследова ниям 3. Тржесоглавы. Понаблюдав за ребенком, демонстри рующим подобное состояние, опишите основные проблемы его развития и разработайте рекомендации по устранению недостатков поведения.
Охарактеризуйте специфику синдрома дефицита внима ния с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минималь ной мозговой дисфункции. Что вы могли бы порекомендовать родителям гиперакгивного ребенка дошкольного возраста для правильной организации его поведения дома и на прогулке?
Каким образом педагог-психолог может способство вать развитию саморегуляции как обшей способности у млад ших школьников с ММД?
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |