Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Соколова ЗПР. Детей с задержкой психического развития


НазваниеДетей с задержкой психического развития
АнкорСоколова ЗПР.doc
Дата04.10.2017
Размер2.55 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСоколова ЗПР.doc
ТипДокументы
#25610
страница9 из 29
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   29
Раздел 3

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

С МИНИМАЛЬНЫМИ МОЗГОВЫМИ

ДИСФУНКЦИЯМИ

3.1. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ

МИНИМАЛЬНЫХ МОЗГОВЫХ

ДИСФУНКЦИЙ

Особую группу детей, имеющих трудности с обучением и развитием, составляют дети с минимальными мозговыми дисфункциями. Установлено, что при своевременной диаг­ностике в раннем детском возрасте имеющиеся нарушения, в первую очередь нервной регуляции функций, в подавляю­щем большинстве случаев могут быть практически полнос­тью устранены коррекционными мероприятиями.

Однако в условиях реальной действительности и систе­мы оказания медицинской помощи детей с легкими функ­циональными отклонениями уже в возрасте 1 —2 лет снима­ют с неврологического учета и переводят в разряд практи­чески здоровых. Тем не менее дефект не исчезает, а с возрастом только усиливается, и родителям приходится иметь дело уже с такими специалистами, как дефектолог и психиатр.

Минимальные дисфункции мозга — сборная группа па­тологических состояний, различных по этиологии (причи­ны), патогенезу (механизмы развития заболевания) и кли­ническим проявлениям. Ее характерные признаки — повы­шенная возбудимость, эмоциональная лабильность, диффузные (размытые) легкие неврологические симпто­мы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нару­шения, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навы­ков интеллектуатьной деятельности, специфические трудности обучения (Л О. Бадалян, Л.Т. Журба, ЕМ. Масткжова, 1987).

Первым среди врачей, которые связывают нарушения в развитии речи, чтения и письма с резидуальными (остаточ­ными, сохранившимися) поражениями мозга был Ортон. Он,

103

еще в 1937 г. обобщил результаты своих многолетних иссле­дований в области нейрохирургии, наблюдений над поведе­нием доношенных и недоношенных детей и установил связь отклонений поведения с локализацией мозговых измене­ний, которые стали называться легкими или минимальными дисфункциями мозга (ЛДМ или МДМ) [87]. Официально термин «минимальные мозговые дисфункции» был рекомен­дован к использованию в 1962 г. Оксфордской международ­ной группой изучения проблем детской неврологии. К этой категории рекомендовано относить детей с проблемами в обучении и поведении, расстройствами внимания, но с нор­мальным интеллектом и легкими неврологическими нару­шениями или с признаками незрелости и замедленного со­зревания тех или иных психических функций.

Современные исследователи рассматривают подобную аномалию развития с разных позиций. Так, американские авторы диагностируют заболевание по главному симпто­му — повышенная активность ребенка (гиперактивный ребенок). В настоящее время используются термины «син­дром дефицита внимания без гиперактивности» (СДВБГ) и «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). В диагностическом и статистическом руководстве по психическим заболеваниям классификации Американ­ской ассоциации психиатров 1994 г. (DSM-IY) синдром нарушения внимания с гиперактивностью разделен на три типа: с преобладанием невнимательности, с преобладани­ем гиперактивности (импульсивности) и смешанный.

Чешские исследователи провели параллель между нали­чием у детей легких, диффузных поражений мозговой тка­ни, длящихся довольно долго, возникших пренатально, пе­ринатально или постнатально, и выраженными нарушения­ми высшей нервной деятельности, проявляющимися в различных областях: в моторике, восприятии, общении и мышлении. При этом отмечается, что природа диффузных повреждений может быть разнообразна", травма, кровоизли­яние, воспаление, гипоксия, нарушения кровоснабжения, ме­таболизма и т.д. Для обозначения данного состояния чеш­ские ученые использовали термин «легкая детская энцефа­лопатия» или «легкое повреждение мозга».

Так, 3. Тржесоглава (1986) описывает 15 особенностей двигательных и психических функций организма.

104

Данные тестов, характеризующих психическую деятель­ность

Результаты неоднозначны — в одном тесте низкие, в другом высокие. В частности, характерны отличия в субтес­тах интеллектуального теста Векслера, включая несоответ­ствие между обязательными и необязательными разделами, когда результаты первых разделов бывают высокими, а вто­рых — низкими.

Нарушение восприятия и образования понятий

Нарушение способности различать предметы, правую и левую стороны, верх и низ. Несовершенное тактильное вос­приятие, плохая ориентация в пространстве и времени. Не­четкое восприятие собственного тела часто сочетается с на­рушением определения расстояния, что проявляется в дви­жениях. Ребенок не отделяет фигуру от фона и не может отделить части от целого. В школьной практике часто на­блюдаются специфические расстройства чтения, письма, на­пример «зеркальное» написание букв и чисел. Для ребенка характерны низкая интеграция восприятия и неумение со­поставлять чувственные ощущения с целостным образом.

Специфические неврологические признаки

К ним относятся асимметрия рефлексов, легкое нарушение зрения или слуха, леворукость, отсутствие выделения веду­щей половины тела, гиперкинезия или легкая гипокинезия.

Нарушения речи и слухового восприятия

Нарушение выделения звуковых сигналов оказывает отри­цательное влияние, особенно в школьном возрасте. У детей про­являются различные формы развития афазии, а в анамнезе, как правило, присутствует медленное развитие речи. Отмечает­ся легкое снижение слуха и небольшие неправильности речи.

Нарушения двигательных функций

Проявляются тики, тремор, гримасничание, гипер- или ги-помоторика и др.

Нарушения в обучении

Нарушения чтения, счета, письма, правописания, рисова­ния и особенно обведение контуров. Результаты проверок в течение дня или даже нескольких часов отличаются друг от друга. Отмечаются трудности в организации работы и осо­бенно медленное выполнение ее заключительной части.

Нарушения мышления

Низкие способности к абстрактному мышлению. Наблю­даются трудности в образовании понятий, что часто сочета-

105

ется с «хаотичным» мышлением. Обнаруживается слабая крат­ко- и долговременная память, мышление направлено глав­ным образом на свой внутренний мир.

Физическая характеристика

Невротические признаки, такие как обкусывание ноггей, сосание большого пальца, кивки головой, неправильный прием пищи, замедление развития гигиенических навыков, легкая утомляемость, сравнительно частое проявление ночного не­держания мочи и кала.

Характеристика эмоционально-волевых свойств

Высокая импульсивность и возбудимость ребенка, кото­рые характеризуются низким уровнем контроля за своим поведением. Он раздражителен, его легко вывести из равно­весия, иногда может вести себя совершенно бесконтрольно и тяжело поддается влиянию.

Характеристика сна

Ритм сна чаще всего неправильный (у маленьких детей), во время сна ребенок очень подвижен. Сон бывает или очень поверхностным, или очень глубоким. По сравнению со здо­ровыми детьми дети с легкими дисфункциями мозга часто испытывают значительно меньшую потребность в сне. Мно­гие авторы сюда же относят раскачивание головой и всем телом перед сном (автоматическое поведение).

Способность вступать в контакт с окружающими

Плохая способность вступать в контакт со сверстниками. Дети с легкими дисфункциями мозга очень раздражитель­ны в играх с нормальными детьми. Лучше чувствуют себя в компании одного или двух детей, чем в большом коллекти­ве. Они плохо ориентируются при коллективном решении проблем, что связано с их поведением и взаимоотношения­ми с другими детьми, поэтому часто бывают агрессивными и дерзкими. Их поведение не соответствует ситуации. Из критического положения они также выходят своеобразно: либо возникает паническое состояние, и дети убегают, либо стремятся к контактам, бывают навязчиво ласковы со свои­ми одноклассниками.

Нарушения физического развития

Физическое развитие обычно неправильное. В его процес­се, особенно в дошкольный период, могут проявиться ге­нерализованные признаки недостаточности созревания. Иногда в анамнезе можно установить не нарушение созревания как соматического развития, а скорее задержку созревания в

106

функциональном плане. Соматическое развитие в некото­рых случаях может быть даже ускоренно.

Характеристика социального поведения

Общественное повеление ребенка находится на более низ­ких ступенях, чем это можно ожидать от уровня его интел­лектуального развития. Поведение часто не соответствует ситуации, ребенок не способен предвидеть последствия сво­их поступков. Он не признает авторитетов, ведет себя по отношению к ним негативно и даже агрессивно, чго может выражаться в антиобщественном поведении.

Изменения личности

Дети характеризуются большой доверчивостью, часто подражают сверстникам и старшим товарищам. Озлоблен­ность и раздраженность могут быстро сменяться повышен­ным вниманием к окружающим. Эти изменения настроения и отношения к окружающим могут происходить с суточны­ми и часовыми интерватами. Дети с легкими дисфункциями мозга с трудом мирятся с переменами, держатся за привыч­ное, но могут быть в общении очень милыми и нежными, охотно сотрудничать и испытывать тягу к положительной оценке их поведения.

Нарушения сосредоточенности и внимания

Часто проявляется чрезмерная рассеянность, нарушена способность концентрации внимания (зависит от возраста). Отсюда вытекает моторная и речевая вязкость. Если возни­кает возможность выбора, дети не радуются, так как они не умеют его делать.

С целью уточнения данных международной классифика­ции, 3. Тржесоглава обследовала 324 ребенка школьного воз­раста с ММД и получила следующий процентный состав проявления отдельных признаков.

Нарушения внимания (93%). Дети не могут сосредоточить­ся и поддерживать концентрацию внимания в течение вре­мени, характерного для их возраста. Не умеют отключаться от воздействий различных раздражителей внешней среды.

Гиперактивность (80%). Это проявление, по мнению аме­риканских авторов, часто считается наиболее характерным признаком синдрома. Поведение детей не зависит от усло­вий и не подчиняется влияниям внешней среды. Они нахо­дятся в постоянном движении, непоседливы, перебегают от предмета к предмету. Если они вынуждены сидеть, то и сидя, они постоянно меняют положение тела, играют с мел-

107
кими предметами или со своими пальцами. Гиперактивность часто связана с повышенной разговорчивостью. Дети стре­мятся завязывать контакты и нарушают разговор других людей. Гипоактивность, из числа обследованных детей, встре­чалась в 20% случаев.

Легкие неврологические нарушения (77%). Отмечались по­дергивание мышц лица, грудной клетки, тремор пальцев рук, гиперкинезы, нарушения сухожильных рефлексов и коор­динации движений.

Эмоциональная лабильность (71%). Она сопровождалась повышенным беспокойством, тяжелым переживанием неудач, страхами, повышенной плаксивостью и раздражительностью. Настроение детей с легкими дисфункциями мозга меняется в коротких интервалах времени (часы и минуты), иногда проявляется агрессивность (44,2%), которая сменяется пас­сивностью (65,7%).

Нарушения восприятия и образования понятий (68%). Наи­более поврежден зрительный анализатор. Дети были неспо­собны не только рисовать, но даже обводить контуры ри­сунка, различать размеры предметов, они плохо ориентиро­вались в пространстве, неправильно читали буквы, не четко воспроизводили ритм.

Повышенная импульсивность (66,5%). Дети вступали в контакт и общались без всякого внутреннего контроля, не задумываясь о последствиях, часто действовали неадекватно ситуации и собственным возможностям. Причиной этого скорее всего была недостаточная сила торможения. В ре­зультате ребенок вступал в конфликты с одноклассниками, учителями и членами семьи, при этом он не осознавал своей вины, а начинал считать, что его не понимают или обижают. Это приводило к дальнейшим неадекватным ситуациям.

Повышенная утомляемость (65,7%). Головные боли на­блюдались у 29,5% детей, инфантильное поведение — у 63%.

Нарушения речи и произношения (50%). Специфические нарушения (дислексии и дисграфии) отмечались у 26—40% детей.

Обобщая приведенные данные по проявлениям ММД у детей, отметим, что сопутствующие нарушения речи выявля­лись в большинстве случаев. Этот факт с большой степенью вероятности позволяет сделать вывод о вторичности очень многих речевых нарушений детского возраста (задержки рече-

108
вого развития, дислалии, дисграфии, заикания и т.д.) по от­ношению к первичным поражениям мозга, характеризуемым как ММ Д.

В нашей стране при диагностике рассматриваемого явле­ния ранее детям ставили следующие диагнозы: синдромы гипервозбудимости, хронический мозговой синдром, легкая детская энцефалопатия, длительная расторможенность, ми­нимальный церебральный паралич, синдром детской деза­даптации и др.

Отечественные исследователи и клиницисты долгое вре­мя не признавали социальную природу данных отклоне­ний в психическом развитии и склонялись к применению термина «задержка психического развития» (М.С. Певзнер). С 1975 г. в публикациях ученых использовались такие на­звания, как «легкая дисфункция мозга» (Л .Т. Журба) и «гипе­рактивный ребенок» (Д.Н. Исаев). Б.Р. Яременко, А.Б. Яремен­ко и Т.Б. Горяинова в работе «Минимальные дисфункции головного мозга у детей» выделяют среди всего многообра­зия клинических проявлений ММД наиболее часто встре­чаемые сочетания: задержка развития речи (точнее — сен­сорной и слухомоторной речевых функций), нарушение ро­ста и развития опорно-двигательного аппарата, гиперкинез (в форме синескезий — сопутствующие движения), аллер-годерматоз, энурез.

В медицинскую литературу вошло определение «мини­мальные дисфункции мозга», которое свело воедино «пест­рую» группу различных нарушений и отклонений в состоя­нии здоровья, поведения, развития и обучения детей.

В Международной классификации болезней (10-й пере­смотр) в главе V (F) — «Психические расстройства и рас­стройства поведения» в разделах F90 и F90.0 дается сходное с ММД клиническое описание гиперактивносги с дефици­том внимания. Кардинальным признаком, необходимым для постановки данного диагноза, служат нарушение внимания и гиперактивность, выявляемые более чем в одной ситуации. Гиперактивность предполагает чрезмерную нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокой­ствия, однако стандартом для суждения должно быть то, что активность является чрезмерно высокой в контексте ожи­даемого в определенной ситуации и по сравнению с други­ми детьми того же возраста и интеллектуального развития.

109
Однако необходимо заметить, что признаки МДМ не ог­раничиваются синдромом гиперактивности с нарушением внимания, а включают нарушения обучения и двигатель­ную неуклюжесть, которые в МК.Б-10 отнесены к следую­щим разделам: специфические расстройства развития речи (F80); специфические расстройства развития школьных на­выков (F81); специфические расстройства развития двига­тельных функций (F82); смешанные специфические расстрой­ства развития (F83): общие расстройства развития (F84). В клинической практике у детей часто наблюдается сочета­ние симптомов, которые можно отнести не к одной, а к двум и более диагностическим рубрикам по МКБ-10, при этом выделение ведущего симптомокомплекса весьма затрудни­тельно. Именно поэтому термин «минимальные мозговые дисфункции» — как обозначение синдромокомплекса, про­являющегося в различных вариантах сочетаний симптомов, не может быть вытеснен из употребления ни одним сфор­мулированным к настоящему времени обозначением рас­сматриваемого заболевания и имеет право на дальнейшее существование.

Таким образом, представляется актуальным следующее оп­ределение термина «минимальные мозговые дисфункции», ис-пользуемое большинством специалистов в последнее время

Минимальные мозговые дисфункции наиболее легкие фор­мы церебральной (лат. cerebralis— мозговой) патологии, возни­кающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую неврологическую симпто­матику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

Из определения видно, что ММД не является медицин­ским диагнозом в точном смысле этого слова. Скорее она только констатация факта наличия легких нарушений в ра­боте головного мозга. Для психолога такой дефект ребенка выступает как данность, однако суть этого дефекта необхо­димо понять, чтобы проследить последствия его отрицатель­ного влияния на развитие психических процессов и поведе­ние ребенка в целом и принять меры для их предупрежде­ния и минимизации.

Вопросы и задания

1. Составьте свой вариант определения состояния ребен­ка при ММД, охарактеризуйте это состояние и потении-

110
альные возможности развития ребенка, исходя из определе­ния.

  1. В чем состоят принципиальные различия в понимании
    ММД отечественными и зарубежными психологами и вра­
    чами?

  2. Проанализируйте терминологический аппарат, исполь­
    зуемый в современной психологии и медицине для обозна­
    чения ММД. Каковы его особенности, сходе та и различия?

  3. Перечислите основные признаки ММД по исследова­
    ниям 3. Тржесоглавы. Понаблюдав за ребенком, демонстри­
    рующим подобное состояние, опишите основные проблемы
    его развития и разработайте рекомендации по устранению
    недостатков поведения.

  4. Охарактеризуйте специфику синдрома дефицита внима­
    ния с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минималь­
    ной мозговой дисфункции. Что вы могли бы порекомендовать
    родителям гиперакгивного ребенка дошкольного возраста для
    правильной организации его поведения дома и на прогулке?

  5. Каким образом педагог-психолог может способство­
    вать развитию саморегуляции как обшей способности у млад­
    ших школьников с ММД?
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   29

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей