Главная страница

ОПХ педфак. Методические рекомендации для преподавателей. Методические рекомендации для преподавателей по практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии


Скачать 0.82 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации для преподавателей по практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии
Родительский файлOPKh_pedfak.zip
АнкорОПХ педфак.zip
Дата19.02.2014
Размер0.82 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодические рекомендации для преподавателей.do
ТипМетодические рекомендации
#6965
страница1 из 9
Каталог
Полное содержание архива ОПХ педфак.zip:
1. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Введение в предмет.doc
739 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
2. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Оперативная хирургия желудка.doc
29016.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
3. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Оперативная хирургия печени и селезенки. Холицистэктомия от <дна> и от <шейки>, холедохотомия>.doc
2357 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
4. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия верхнего этажа брюшной полости.doc
1041.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
5. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия верхней конечности.doc
270.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
6. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия грудной стенки, органов грудной стенки, грудной полости.doc
11113 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
7. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия грудной полости, средостения.doc
29032.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
8. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия забрюшинного пространства.doc
664.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
9. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия крупных суставов. Ампутации.doc
127 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
10. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия лицевого отдела головы>.doc
74 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
11. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия малого таза.doc
3344 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
12. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия мозгового отдела головы, спинного мозга и позвоночника.doc
5752.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
13. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия нижнего этажа брюшной полости.doc
2957.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине Оперативная хирургия и топографическая анатомия
14. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия нижней конечности.doc
4871 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
15. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия передней брюшной стенки, паховых грыж.docx
33.06 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
16. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия промежности.doc
2706 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
17. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия шеи.doc
4288.5 Киб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
18. readme.txt
0.14 Киб.
readme.txt
20. Лекционные разработки.doc
266.5 Киб.
Методическая разработка лекции по оперативной хирургии и топографической анатомии Дисциплина: Оперативная хирургия и топографическая анатомия
21. Методические рекомендации для преподавателей.doc
839.5 Киб.
Методические рекомендации для преподавателей по практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии
22. Методические указания к практическим занятиям - Введение в предмет>.doc
61 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
23. Методические указания к практическим занятиям - Отработка техники оперативных вмешательств Курс IV.doc
66 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
24. Методические указания к практическим занятиям - Отработка техники оперативных вмешательств.doc
48 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
25. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия верхнего этажа брюшной полости.doc
61 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
26. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия верхней конечности.doc
85.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
27. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия грудной стенки, органов грудной стенки, грудной полости.doc
79 Киб.
Методические указания для студентов (Для практических занятий)
28. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия крупных суставов. Ампутации.doc
67.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
29. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия лицевого отдела головы.doc
80.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
30. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия малого таза и промежности.doc
85.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
31. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия мозгового отдела головы, спинного мозга и позвоночника.doc
94 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
32. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия нижнего этажа брюшной полости.doc
68 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
33. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия нижней конечности.doc
83 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
34. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия передней брюшной стенки, паховых грыж.doc
95.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
35. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия средостения.doc
73.5 Киб.
Методические указания для студентов (Для практических занятий)
36. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия шеи.doc
95.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
37. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия.doc
77.5 Киб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
38. ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.doc
56 Киб.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский университет»
39. ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.doc
88.5 Киб.
Башкирский государственный медицинский университет
40. Перечень обязательных схем и рисунков.doc
23.5 Киб.
Зав кафедрой профессор Хидиятов И. И
41. Рабочая программа.doc
637.5 Киб.
Рабочая программа учебной дисциплины оперативная хирургия и топографическая анатомия Направление подготовки педиатрия, Код 060103
42. Экзаменационные вопросы для приема практических навыков.doc
50 Киб.
Экзаменационные вопросы для приема практических навыков: Общие вопросы: Наложить кровоостанавливающий зажим на сосуды подкожной клетчатки. Перевязать сосуд
43. Экзаменационные тесты.doc
302 Киб.
Тесты Общие вопросы «Голотопия»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

1

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра оперативной хирургии и хирургической анатомии им. В.М. Романкевича

«Утверждаю»

Зав. кафедрой, профессор

_________ И.И. Хидиятов

«27» марта 2013 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

По практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии
Дисциплина: Оперативная хирургия и топографическая анатомия

Специальность: Педиатрия, Код 060103

Курс III-IV

Семестр VI-VII

Уфа

2013 г.

Тема: Оперативная хирургия и хирургическая анатомия.

На основании рабочей программы Оперативная хирургии и топографическая анатомии


Направление подготовки Педиатрия, Код 060103

Утвержденной «___» ___________ 2013г.
Рецензенты:

1. Зав. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии ГБОУ ВПО Саратовского ГМУ, д.м.н., профессор В.В. Алипов

2. Зав. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии ГБОУ ВПО Астраханская ГМА, д.м.н., профессор С.А. Зурнаджан
Авторы: Профессор И.И. Хидиятов

Ст. преподаватель Р.З. Нуриманов

Утверждение на заседании № ___ кафедры оперативной хирургии и хирургической анатомии от _____ 2013г.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. Введение в предмет.

1. Тема и ее актуальность: Актуальность данной темы определяется необходимостью, знаний хирургического инструментария, во многих отраслях практической медицины (общей хирургии, педиатрии, травматологии, неврологии, нейрохирургии, отоларингологии, офтальмологии, челюстно-лицевой и пластической хирургии).

2. Учебные цели:

В результате разбора материала студент должен уметь:

- разделить набор инструментов на 5 групп: соединяющие, разъединяющие, кровеостанавливающие, вспомогательные и специального назначения

- на фиксированном трупе показать возможные способы их применения

- произвести первичную хирургическую обработку ран различной области

- наложить швы на кожу, фасции, мышцы и др. ткани

Для формирования умений студент должен знать:

- 5 групп инструментов

-послойную топографию мягких тканей и применения инструментария в послойном

наложении швов.

-особенности кровоснабжения и способы остановки кровотечений с применением кровеостанавливающих зажимов

- принципы первичной хирургической обработки не проникающих и проникающих ран

3. Вид занятий: практическое занятие

4. Продолжительность 4 часа

5. Оснащение:

5.1. Дидактический материал (кино- и видеофильмы, ситуационные задачи, кадаскоп, плакаты);

5.2. ТСО (компьютеры, ноутбук, видеопроектор)

5.3. Таблицы, плакаты, фиксированные трупы, музейные и влажные препараты.
6. Структура занятия (технологическая карта).


№ п\п

Этапы занятий и их содержание

Время

мин.

Используемые наглядные, методические пособия и др.

Место

проведения

Цель и характер деятельности

студента

преподавателя

1

2

3

4

5

6

7

1

Организационный этап


5




Учебная

комната

Принять рабочую

форму

Проверка присутствующих, назначение дежурных

2

Контроль исходных знаний студентов с применением тестовых заданий


10

Тесты I, II типов

или устный фронтальный опрос.


Учебная комната

Решение тестов и

ответы на вопросы

Контроль исходного уровня знаний

3

Ознакомление студентов с содержанием занятия

20

Учебные таблицы, алгоритмы, трупный материал,

музейные препараты,

хирургический

инструментарий



Учебная комната, анатомический

музей

Конспектирование представленного материала


Демонстрация 4 групп хир. инструментов, анатомические образования, ход и этапы оперативных вмешательств. Наложение послойных швов на рану различных областей.

4


Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя:


100

Трупные материалы (сагиттальные распилы горизонтальные распилы, фронтальные распилы)

Учебная комната, анатомический музей, модульная операционная

Набор хирургического инструментария, ПХО ран проникающих и не проникающих.

Возможные осложнения

Контроль за проводимыми оперативными вмешательствами студентов, соблюдение техники безопасности

Разбор проведенных хирургических манипуляций и оперативных вмешательств

30

Трупные материалы, музейные экспонаты, послойные срезы, череп, скелет

учебная комната

Вопросы, которые появились в ходе работы, исправление допущенных ошибок

Ответы на вопросы студентов, разрешить трудности, которые возникли у студентов в ходе работы, исправить и объяснить возможные и допущенные ошибки

Контроль конечного уровня знаний и умений по теме

10

Тесты, ситуационные задачи или устный опрос

Учебная комната

Ответы на вопросы, задачи тесты

Подведение итогов занятия.

Проверка результатов тестирования, уровня усвоения темы занятия

Задание на дом



5




Учебная комната

Вопросы, возникшие по теме домашнего задания

Обратить внимание на узловые вопросы в ходе подготовки домашней работы




Итого

180














Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме проводится в учебное время (работа с основной и дополнительной литературой, выполнение экспериментов с анализом полученных результатов)
Тесты для проверки итогового уровня

ХИРУРГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ.

КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ

1. Перечислите кровоостанавливающие зажимы: 1)..., 2)..., 3)..., 4)....

2. Как правильно следует захватывать иглу иглодержателем?

3. . Опишите правильное положение пинцета в руке.

4. Укажите правильное соотношение длины концов нити, вдетой в иглу для наложения шва.

5. Какие ткани следует захватывать хирургическим пинцетом: 1)..., 2)..., 3)...

6. Укажите, какую длину концов нити следует оставлять после завязывания швов на коже: 1)..., на мышцах: 1)...

7. . Назовите два основных вида скальпелей: 1)..., 2)...
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1. Объясните ошибку в действии хирурга, если лигатура соскочила в момент снятия кровоостанавливающего зажима?

2. Объясните, почему следует затянуть первый узел лигатуры после снятия кровоостанавливающего зажима?

3. Какими пальцами следует затягивать лигатуру: 1)...,2)....

4. Какие ткани следует рассекать ножницами: 1)...,2)....

5. Укажите, как надо расположить места вкола и выкола иглы при наложении узлового шва: 1)...

6. Укажите, каким движением кисти (прямым или вращательным) продвигается игла через ткани при наложении шва: 1)...

7. Чем следует извлекать иглу из ткани при наложении шва: 1)...

8.Укажите в каких случаях является целесообразным использование для наложения швов атравматических игл. При наложении швов на: 1)..., 2)...,

9. Какие ткани раны следует разводить тупыми крючками: 1)..., 2)...

10. Назовите одно из необходимых условий техники зашивания кожной раны, обеспечивающее успешную регенерацию: 1)...
Основная литература

1. Каган, И. И. Топографическая анатомия и оперативная хирургия [Электронный ресурс]: учебник / И. И. Каган, С. В. Чемезов. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2011. - 672 с.

Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420126.html

2. Топографическая анатомия и оперативная хирургия: учебник для студ. мед. вузов : в 2 т. / В. И. Сергиенко, Э. А. Петросян, И. В. Фраучи; под ред. Ю. М. Лопухина. - М. : ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001 -(XXI век). Т 1.

Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970417560.html
Дополнительная литература

1. Николаев, Анатолий Витальевич Топографическая анатомия и оперативная хирургия [Электронный ресурс]: учебник : в 2 т. / А. В. Николаев. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2009. Т. 1. - 2009. - 384 с.

Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970412084.html

2. Оперативная хирургия и топографическая анатомия: учебник для студ. мед. ин-тов / под ред. В. В. Кованова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 1985. - 368 с. : ил.

10. Подпись автора методической разработки.

«___»____________2013г.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ№2. Топографическая анатомия и оперативная хирургия мозгового отдела головы, спинного мозга и позвоночника.
1. Тема и ее актуальность: Актуальность данной темы определяется необходимостью, знаний топографической анатомии мозгового отдела головы, во многих отраслях практической медицины (педиатрии, травматологии, неврологии, нейрохирургии, отоларингологии, офтальмологии, челюстно-лицевой и пластической хирургии).

2. Учебные цели:

В результате разбора материала студент должен уметь:

- на фиксированном трупе показать проекцию сосудов мозгового отдела головы (схема Кренлейна – Брюсовой)

- первичную хирургическую обработку ран свода черепа

- декомпрессионную трепанацию черепа

- трепанацию треугольника Шипо

Для формирования умений студент должен знать:

- границы изучаемых областей, наружные ориентиры

- послойную топографию мягких тканей лобнотеменнозатылочной и височной областей, отличительные особенности

- характеристику клетчаточных пространств

- особенности кровоснабжения и иннервации

- особенности венозного оттока

- особенности лимфооттока

- характеристику оболочек и межоболочечных пространств головного мозга

- принципы первичной хирургической обработки не проникающих и проникающих ран свода черепа

- способы остановки кровотечений

- треугольник Шипо, границы, осложнения трепанации

- топография среднего уха

- пути распространения гнойно-воспалительных процессов

3. Вид занятий практическое занятие

4. Продолжительность 4 часа

5. Оснащение:

5.1. Дидактический материал (кино- и видеофильмы, ситуационные задачи);

5.2. ТСО (компьютеры, видеодвойка)

5.3. Таблицы, плакаты, фиксированные трупы, музейные препараты, череп.
6. Структура занятия (технологическая карта).


№ п\п

Этапы занятий и их содержание

Время

мин.

Используемые наглядные, методические пособия и др.

Место

проведения

Цель и характер деятельности

студента

преподавателя

1

2

3

4

5

6

7

1

Организационный этап


5




Учебная

комната

Принять рабочую

форму

Проверка присутствующих, назначение дежурных

2

Контроль исходных знаний студентов с применением тестовых заданий


10

Тесты I, II типов

или устный фронтальный опрос.


Учебная комната

Решение тестов и

ответы на вопросы

Контроль исходного уровня знаний

3

Ознакомление студентов с содержанием занятия

20

Учебные таблицы, алгоритмы, трупный материал,

музейные препараты,

хирургический

инструментарий



Учебная комната, анатомический

музей

Конспектирование представленного материала


Демонстрация 4 групп хир. инструментов, анатомические образования, ход и этапы оперативных вмешательств. Наложение послойных швов на рану различных областей.

4


Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя:


100

Трупные материалы (сагиттальные распилы горизонтальные распилы, фронтальные распилы)

Учебная комната, анатомический музей, модульная операционная

Набор хирургического инструментария, ПХО ран проникающих и не проникающих.

Возможные осложнения

Контроль за проводимыми оперативными вмешательствами студентов, соблюдение техники безопасности

Разбор проведенных хирургических манипуляций и оперативных вмешательств

30

Трупные материалы, музейные экспонаты, послойные срезы, череп, скелет

учебная комната

Вопросы, которые появились в ходе работы, исправление допущенных ошибок

Ответы на вопросы студентов, разрешить трудности, которые возникли у студентов в ходе работы, исправить и объяснить возможные и допущенные ошибки

Контроль конечного уровня знаний и умений по теме

10

Тесты, ситуационные задачи или устный опрос

Учебная комната

Ответы на вопросы, задачи тесты

Подведение итогов занятия.

Проверка результатов тестирования, уровня усвоения темы занятия

Задание на дом



5




Учебная комната

Вопросы, возникшие по теме домашнего задания

Обратить внимание на узловые вопросы в ходе подготовки домашней работы




Итого

180














Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме проводится в учебное время (работа с основной и дополнительной литературой, выполнение экспериментов с анализом полученных результатов)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов
связь с админом