Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Классики хореографии_Новерр, Блазис, Адис, Бурнонвиль. Ленинградский государственный хореграфическии техникум


Скачать 60.27 Mb.
НазваниеЛенинградский государственный хореграфическии техникум
АнкорКлассики хореографии Новерр, Блазис, Адис, Бурнонвиль.pdf
Дата26.05.2017
Размер60.27 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKlassiki_khoreografii_Noverr_Blazis_Adis_Burnonvil.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#21304
страница1 из 29
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХОРЕГРАФИЧЕСКИИ ТЕХНИКУМ

& Г
4' объединенное государственное издательство
„ ИСКУССТВО" Ленинград Москва ЖАН ЖОРЖ НОВ ЕР Р ПИСЬМА О ТАНЦЕ Вступительная статья И. И. Соллертинского КАРЛО Б ЛАЗ И С ИСКУССТВО ТАНЦА Вступительная статья Ю . И. Слонимского ЛЕОПОЛЬД АД ИСТРА Д И Ц И И ФРАНЦУЗСКОЙ ШКОЛЫ ТАНЦА Вступительная статья Л . Д . Блок АВГУСТ БУРНО Н ВИЛ Ь МОЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ Вступительная статья Ю . И. Слонимского Очерк о А . Бурнонвиле Эдварда Брандеса Ответственный редактор Е. И. Чеснок о в

„ КЛАССИКИ ХОРЕ ГРАФ И И " Книга подготовлена к печати и редакционно и технически Ленинградским Государственным Хореграфическим Техникумом Литературная и техническая редакция МВ. Борисоглебского Вступительная статья Е. И. Чес- нокова. Примечания А Г. Мов- шенсона. Титульные листы и буквы работы худ. В. Мамай
В
мае 1938 года исполняется 200 лет существования русской хореграфической школы—бывшего Петербургского театрального училища, ныне Ленинградского Хореграфического Техникума. У преддверия юбилея мы отмечаем приближение этой редкой даты выпуском книги Классики Хореграфии". В жизни школы, да пожалуй и вообще в истории русского балета, появление этой книги — бесспорное событие. Школа дала русскому балету много первоклассных артистов и несколько исключительно одаренных представителей искусства танца. Но это далеко не исчерпывает того, что могло бы быть, если бы с первых дней существования школы в ней были заложены правильные основы и строго научный подход к делу преподавания искусства танца. Но вся беда в том, что методологически разработанной науки о балете не было. Учение велось изустно без учебников. Вся премудрость" хореграфии преподавалась по „стародедов­
скому" методу, передаваемому из поколения в поколение — от учителя к учениками спустя несколько лет от этих учеников, ставших уже учителями, к новым ученикам. Этот живой метод преподавания, конечно неизбежен в жизни школы, однако не лишен весьма существенных недостатков. Каждый педагог обязательно вносил свой оттенок в понимание законов методики танца. Ученики обучались теории понаслышке" и только отличные природные данные и артистическая одаренность оригинала (педагога, которому ученики подражали, спасала их от многих ошибок в теории искусства танца. Как ни прекрасен педагог-мастер, законы теории не должны излагаться только в его индивидуальной интерпретации. И оттого, что „изустность" была единственным методом, преподавание шло неровно оно то поднималось на высокую ступень, если педагог были бесспорно талантлив и хорошо просвещен, и наоборот — степень образования учащихся ниспадала, если педагог был мало талантлив и многое утратил из изустного" хореграфического наследия. Теоретический опыт блестящих представителей науки о танце не доходил до учеников полностью благодаря тому, что он не был нигде зафиксирована человеческая память — очень посредственный способ фиксации. Поэтому много приемов старых мастеров утеряны для нас навсегда.
7
Наличие хотя бы кратких извлечений из классиков хореграфии, лучших преобразователей и созидателей этого искусства, помогли бы и учащимся и педагогам в осмыслении традиций танца. Но постановка и разрешение подобных проблем была не по силам буржуазному искусствознанию, а отдельные попытки энтузиастов не поддерживались в то время никем. Вот почему мы еще с большим удовлетворением отмечаем появление этой книги на фоне подлинного рассвета хореграфии у нас — в Советской России Именно сейчас, наряду с эмпирическим овладением хореграфиче­
ской культурой, мы должны ставить и разрешать вопросы творческого порядка. Теперь как никогда настало время перейти от территориальных захватов к проблемам освоения захваченной территории и поэтому вопросы теории и методологии танца ждут своего конкретного разрешения. Книга Классики Хореграфии" кладет начало укрепления в старейшей школе, подлинной науке о балете. Мы не исключаем „изуст- ности", мы считаем даже, что только благодаря сохранению и изустной" передаче из поколения в поколение основных традиций, мы обязаны блестящему успеху Ленинградской Хореграфической школы, номы приходим на помощь „изустности" и пытаемся создать теоретические границы для педагогических изысканий и сломать узкие рамки знаний о теории и истории балета. Появление этой книги не только расширит представление о тайнах" искусства для учащихся, но она понудит и учителей повысить свою педагогическую квалификацию. Теперь руководителю уже недостаточно сказать — Внимай, так меня учил Иван Петрович он уже не будет довлеть над учащимся только своим артистическим авторитетом. Нет, он будет заглядывать в более солидное прошлое и обращаться к документальным данным классического наследия. Прошлое балета показывает нам, что почивавшие на лаврах
„сидни" и рутинеры утрачивают даже свои первоначальные способности. Они становятся деревьями, перестающими приносить сладкие плоды они дичают как яблони, на которых вместо когда-то ароматных яблок вызревают только горькие коросты одичания. Нельзя пренебрегать исканиями, но нельзя и забывать законы лучших достижений в области искусства. В особенности все это важно теперь, когда хоре- графическое образование и хореграфическое искусство становятся достоянием широких масс. Мы не имеем права ограничиваться бесконтрольной „изустностью"! Ноне только учащиеся и педагоги извлекут много полезного из предлагаемой нами их вниманию книги. Классики Хореграфии" могут быть пособием для всех работающих в области балета. Художник найдет здесь немало ценных указаний о задачах балетной декорации и костюма о методах создания живописного фона для танца. Сценарист поучится правильным подходам к созданию либретто, неразрывно связанному с традициями и классическими формами хореграфии. Балетмейстер узнает как работали великие мастера балета, с какой любовью они относились к своему делу, как много влагали в него знаний и сил. Как неустанно они пополняли свое общее образование учились живописи, музыке, знакомились с историей, этнографией, национальным творчеством тщательно изучали танцы народов Классическое наследие прошлого не должно быть предметом только музейно-эстетического любования, оно должно стать одними з основных элементов наших творческих исканий, войти в нашу повседневную работу. В изучении и восприятии классического наследия мы почерпнем прежде всего полезнейшие уроки большой художественной культуры.
8
Блестящее созвездие имен, вошедших в эту книгу, принадлежит концу го века и 19-му столетию. Первыми главным представителем корифеев хореграфии является Жан-Жорж Новерр. Он возвел искусство танца в конце го века на блистательную высоту. Как ювелир обрабатывает драгоценный камень, придавая ему сияющие грани, так Новерр отточил хаос балетного мастерства в строгие классические формы. Он первый поднял голос против дилетантства в искусстве танца. Он первый ратовал за монументальные самостоятельные формы этого искусства и выступал против его второстепенной роли в дивертисментных украшениях оперы.
Новерр, в своих замечательных письмах, уже с первой страницы ставит нас лицом к лицу с кардинальнейшей проблемой наших дней — ликвидацией беспредметного трюкаческого танца. Почти все высказывания его поэтому вопросу вполне приложимы и к нашим условиям, когда под влиянием сильного подъема танцовальной техники танец может превратиться только в демонстрацию технических достижений отдельных танцовщиков и танцовщиц. Основным компонентом балетного спектакля Новерр признавала к тер аи высказывания его против пышности современных ему театральных зрелищ и безсодержательной технической изощренности, в ущерб актерскому образу, поучительны ив наши дни. Конечным результатом всех его реформ было раскрепощение артиста от связывающих его творчество внешних аксессуаров (снятие маски, реформа костюма) и выдвижение его на первый план как создателя образа, а не только блестящего в техническом отношении танцовщика. Велики заслуги Новерра и как первого балетного режиссера. Таким образом все основные идеи Новерра, забытые на Западе, ждут своего конкретного воплощения посильного только настоящим его наследникам — работникам искусств страны победившего пролетариата. Каждая страница писем Новерра насыщена большим количеством педагогически ценных указаний на которых еще долгие годы будут формироваться молодые поколения балета. Реформаторская деятельность Жан Жоржа Новерра была сильна своим влиянием не только при его жизни вплоть до наших дней она сохраняет за собой значения почти непревзойденных теоретических вершин хореграфии. Вот почему мы прежде всего обратились к его сочинениям. Мы сожалеем, что у нас нет возможности опубликовать полностью всех высказываний Новерра Мы были вынуждены прибегнуть только к мелким извлечениям из его четырехтомного труда и составить из этих извлечений лаконическую композицию, равную одной пятой всех его высказываний. Мы пытались дать, так сказать, квинтэссенцию учений гениального теоретика. Наличие уже однажды опубликованных отрывков из писем Новерра см. Письма о танце" изд. Академия" 1927 г) понудило нас производить отбор материала для композиции с особой тщательностью. Вышеупомянутое издание не удовлетворило нас в смысле точности передачи некоторых мыслей автора и мы задались целью дать более точное изложение высказываний Новерра- Все иллюстрации для главы писем Новерра нами взяты из книги „Letteres sur la dans" Paris 1917 г. За Жан Жорж Новерром в нашей книге следует Карло Блазис.
Блазис, воспитанник Гарделя и Вестриса, представляет собой особый интерес как современник поколения, созданного французской буржуазной революцией. После Новерра он является как-бы второй ступенью на блистательном пути развития хореграфии. Опираясь на основы хо- реграфических учений Новерра и Блазиса можно не только проникать я глубины балетмейстерского творчества и постигать язык жестов, но
9
и научиться созидательным методам работы, вытекающим из лучших традиций классического танца. Если Новерр ценен для нас главным образом как теоретик, то книга Блазиса дает нам, наряду с теоретическими высказываниями, возможность знакомства с конкретной технологической практикой его времени. Мы далеки от рекомендации механического перенесения всех технологических указаний Блазиса в нашу повседневную практику, но ученик, который внимательно прочтет и вдумается в глубокий принципиальный смысл хотя бы одной его главы — Общие указания ученикам не выпустит из рук книгу и, прочитав ее до конца, найдет много простых, ясных и глубоко полезных примеров ежедневного своего поведения. Его глава о методах преподавания наиболее ценная нам часть книги- На конкретных примерах мы видим и сейчас, что искусство танца живет полной жизнью лишь там, где не утрачены основные традиции ежедневная упорная работа по тренировке и ежечасное стремление к преодолению всех технических трудностей, которыми изобилует тернистый путь актера балетного театра. Крайне интересны и поучительны для нас также и высказывания
Блазиса о борьбе за равноправие балетного спектакля в среде других театральных жанров. Побед на этом пути Блазис ждет не от механического переноса достижений смежных искусств (драма, а пытается добиться равноправности балета, ведя его вперед своим специфическим балетным путем, смыкаясь в этом отношении и с нашими воззрениями на эту тему, так как борьба за чистоту балетного жанра и посей день не сходит с порядка дня. Велика для нас ценность Блазиса ив том, что он как и Новерр, утверждая классические каноны хореграфии, не боится педагогических экспериментов. Он неустанно ищет новых приемов для передачи своих знаний. В переводе высказываний Карло Блазиса мы не применяли системы композиционности. Однотомник Блазиса, соединяющий в себе три части — три книги, был использован нами поглавно сочень небольшими редакционными сокращениями. Сохраняя в переводе неразрывность изложения мы сочли правильным сопроводить его также подлинными рисунками из первых изданий книг Блазиса. Третий раздел книги отведен записям ученика Филиппа Тальони Леопольда Адиса одного из последних представителей блестящей плеяды учителей французской школы классического танца. Леопольд Адис в своей книге Гимнастика театрального танца" зафиксировал весь урок своего учителя. Эта запись является центральной частью, в ней излагается ежедневный урок Марии Тальони — царицы воздуха. Ежедневный Легко сказать, но пусть подумают над. этим уроком не только учащиеся, но и артисты. Под ногами Марии
Тальонн никогда не остывали беззвучные доски пола и мало было не только дней, а даже часов, когда Мария Тальони, живое воплощение неподражаемой грации и легкости, оставалась без упражнений. На примере этого трудоемкого урока должны вести свою работу и ученики, и педагоги. Урок Марии Тальони — классический образец усовершенствования, великий пример неустанной борьбы против „почива- ния на лаврах, против преждевременного увядания таланта Горячий полемический тон Адиса, как бы дополняет и акцентирует значение Блазиса как педагога, хотя в этой горячности—совер­
шенно явно сквозит страх его перед первыми симптомами кризиса буржуазного балета. Четвертая часть книги уделена переводу отрывков из книги Августа Бурнонвиля Моя театральная жизнь.
10
Август Бурнонвиль Последний из могикан. Он написал свою книгу великолепным литературным языком и посвятил ее описанию своей красочной жизни — жизни балетмейстера- На примере его театральной деятельности можно видеть, что значит созидательный труд вобла сти искусства. Бурнонвиль не только любил самоотверженно избранное дело, но и отдавал ему все свои силы, все свои помыслы. И ценность его книги не в том, что он дает великолепные штрихи теории танца, а в том, что на примере его работы можно учиться многому в многогранном созидании балета как спектакля-
Август Бурнонвиль как бы еще разв истории балета подчеркивает самое главное человек, посвящающий себя искусству, должен больше всего любить это искусство, больше всего служить ему, вечно учиться и неустанно работать Малейшее манкирование своими обязанностями таит в себе смертельную опасность для артиста. От школьной скамьи до последнего в жизни шага на сцене артист должен быть преданным только делу искусства. Каждое движение его есть символ. Вот чем ценны талантливые высказывания Бурнонвиля. Таким образом мы собрали в первую книгу Классиков хореграфии" все то, что крайне необходимо нам в развитии и укреплении наших кадров. Подбор имен в книге неслучаен. Мы даем высказывания четырех наиболее крупных представителей хореграфии прошлого в их собственных изложениях, публикуя так сказать материалы из первых рук. Соблюдая этот принцип мы отказались от описаний творческой деятельности Дидло, Вигано, Доберваля, Перро, Петипа и других мастеров, не оставивших после себя ни сочинений ни теоретических записей, Все материалы, помещенные в книгу, за исключением Новерра, публикуются на русском языке впервые. Нам остается только продолжить начатое дело. И если даже начинание наше не лишено некоторых недостатков, оно все же сталкивает с мертвой точки школьное хорегра- фическое образование. Нам выпала трудная задача подвести теоретический фундамент под уже строящееся блестящее здание советского балета. Без классического наследия этого сделать нельзя. Прежде чем создавать новое в хореграфии, необходимо знать все основное и главное из прошлого искусства балета. А мы этого прошлого.еще не изучили. Использование лучших образцов из классического наследия вобла сти искусства и наук является необходимостью для всех советских работников искусства и науки. Но предлагая образцы классического наследия мы должны еще раз повторить, всем известную истину осваивать наследие прошлого нужно критически. Всякое слепое подражание прошлому приведет к весьма печальным результатам эпигонству и реставраторству. Мы не желаем ни того, ни другого. Нужно взять у прошлого все лучшее в области мастерства и соединяя его с основами социалистического реализма создать такие образцы, которые бы не уступая в технике классическим постановкам, превосходили их глубиной своего содержания и отображением целеустремленности наших невиданных в истории человечества дел, направленных к полной победе социализма во всем мире. Е. Чесноков П


...
1
fc*^
£>r

! I
* /
S I
ЖАН-ЖОРЖ-НОВЕР Из «Lettres sur la danse». Noverre Paris 1927
И. И. СО Л Л ЕР Т И НС КИИ ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО НОВ ЕР Р А
при р фи е с ш рлИЩШ Ч) ь СОВЕРШИЛ в искусстве танца переворот столь же значительный и прочный во времени, как и Глюк в искусстве музыки. Этими горделивыми словами Новерр в общем верно характеризует результат своего длительного и трудного творческого пути. Глюки Новерр — конгениальные художники. Оба работали в Париже накануне французской революции, оба проводили в жизнь принципы воинствующей буржуазной эстетики, оба стремились к богатству драматического содержания и углубленной эмоциональности, к простыми строгим формам буржуазного классицизма конца XVIII века, оба сражались за осмысленную выразительность интонации и жеста против самодовлеющей, доведенной до абсурдности, виртуозности человеческого голоса и тела. Конечной целью Глюка была музыкальная драма, конечной целью Новерра—танцовальная трагедия. Добавим, что оба действовали в оперно- балетном театре, иными словами — тогдашней цитадели гедони- стическрго придворного искусства, воюя с рутиной, подлинными и ложными традициями, с капризами развращенных примадонн, самовлюбленных певцов-кастратов и избалованных головокружительным успехом первых танцовщиков, совсем великосветским окружением, поддерживавшим упорствовавших в своей косности балерин, не желавших выражаясь современной терминологией — „танцовать в образе, или певиц, отказывавшихся воздерживаться от щегольских колоратурных трелей в самых трагических местах оперного действия. Реформы Глюка вызвали в Париже, как известно, шумную обще­
ственно-литературную полемику (так называемая война „глюкистов" и „пиччинистов" — сторонников итальянского композитора Пиччини). Трагические" или действенные" балеты Новерра разжигали страсти,
2 Классики хореграфии
17
пожалуй, нисколько не в меньшей мере. Об этом красноречиво свидетельствуют рецензии, бесчисленные анонимные брошюры полемического свойства, плодившиеся в Париже накануне революции с фантастической быстротой и т. д. Строго говоря, задача Новерра была много труднее, нежели Глюка. В деле драматизации и психологизации оперы Глюк имел предшественников — от Монтеверди до Гассе и Иомелли. В балете дело обстояло иначе. До Новерра танец на сцену допускался лишь как чисто декоративная вставка в оперу, как изысканная, нарядная, но бессодержательная в сюжетном отношении интермедия, как дивертисмент из разнохарактерных антрэ. Правда, — пишет Гримм, — читая программы разных опер, в них находишь чудесное множество всяческих празднеств и дивертисментов, нов исполнении на сцене это многообразие уступает место самому печальному однообразию- Все празднества сводятся к тому, чтобы потанцовать ради танца все балеты состоят из двух шеренг танцовщиков и танцовщиц, которые располагаются по обеим сторонам сцены и затем, смешиваясь, образуют фигуры и группы без какой бы тони было мысли. Лучших танцовщиков в тоже время сохраняют, чтобы затем они станцовали поодиночке или вдвоем в особо важных случаях они образуют pas-de-trois, pas-de-quatre, и даже pas- de-cinq и pas-de-six; после чего кордебалет, остановившийся, чтобы дать место двоим господам, вновь принимается за танцы вплоть до конца балета. Для всех подобных дивертисментов композитор сочиняет ша- конны, луры, сарабанды, менуэты, пассепье, ригодоны, гавоты и контре- дансы. Если как-нибудь и встретится в балете мысль или намек на сюжет, то это бывает вили, после чего кордебалет неукоснительно возобновляет свои нелепые танцы. Единственная подлинная разница между одним празднеством и другим сводится к тому, что для одного оперный портной оденет балет в белое, для другого — в зеленое, затем в желтое или красное Вот этой то старой танцовальной эстетике Новерр противопоставляет свою программу танец должен стать действенным, осмысленными эмоционально выразительным танцовщик превратится в хореграфического актера сего лица Новерр первый снимает маску (в которой обычно, по традиции Ренессанса, появлялись артисты балета) и тем самым открывает ему новый источник мимической экспрессии. Нетрудно пенять и классовый смысл реформ Новерра: он заключается (как мы уже говорили) во внедрении в балет — дотоле придверно-феодальное искусство идей и принципов передовой французской буржуазии XVIII века, подготовлявшей революцию и требовавшей от теэтра непустого и пышного развлечения, но серьезной смысловой нагрузки, драматических сюжетов, сценической демонстрации основных идей века Просвещения. В этой реорганизации балетного спектакля Новерр шел рука об руку сведущими умами эпохи — с Дидро, с уже упоминавшимся Глюком, боровшимся за реализм в музыке, с Бомарше... Наиболее живое и действенное в Новерре — это мощный акцент, который он делает на эмоционально-смысловой, выразительной стороне танца. Я понимаю под танцем только серьезное содержание оно составляет главную основу балета я сравниваю величественно прекрасный танец с речькУ.' — повторяет балетмейстер на каждом шагу. Он стремится к трагическим балетам он инсценирует танцевальными средствами трагедии Корнеля, Лемьерра, Гимонд-де-ля-Туша, мечтает о Шекспире, восхищается эмоциональной стороной музыки Рамо, в противоположность аристократически-холодному Люлли; требует отроете" Перепечатано в Supplement a la correspon­
dence litteraire de M. M. Grimm et Diderot A Paris 1814.
18

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей