Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

ОПХ педфак. Mетодические указания по самостоятельной работе. Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной внеаудиторной работе по дисциплине


НазваниеМетодические указания для студентов По самостоятельной аудиторной внеаудиторной работе по дисциплине
Родительский файлOPKh pedfak.zip
АнкорОПХ педфак.zip
Дата19.02.2014
Размер0.72 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMетодические указания по самостоятельной работе
ТипМетодические указания
#6965
страница1 из 2
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Полное содержание архива ОПХ педфак.zip:
1. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Введение в предмет.doc
739 Кб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
2. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Оперативная хирургия желудка.doc
29016.5 Кб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
3. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Оперативная хирургия печени и селезенки. Холицистэктомия от <дна> и от <шейки>, холедохотомия>.doc
2357 Кб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
4. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия верхнего этажа брюшной полости.doc
1041.5 Кб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
5. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия верхней конечности.doc
270.5 Кб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
6. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия грудной стенки, органов грудной стенки, грудной полости.doc
11113 Кб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
7. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия грудной полости, средостения.doc
29032.5 Кб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
8. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия забрюшинного пространства.doc
664.5 Кб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
9. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия крупных суставов. Ампутации.doc
127 Кб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
10. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия лицевого отдела головы>.doc
74 Кб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
11. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия малого таза.doc
3344 Кб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
12. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия мозгового отдела головы, спинного мозга и позвоночника.doc
5752.5 Кб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
13. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия нижнего этажа брюшной полости.doc
2957.5 Кб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине Оперативная хирургия и топографическая анатомия
14. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия нижней конечности.doc
4871 Кб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
15. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия передней брюшной стенки, паховых грыж.docx
33.06 Кб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
16. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия промежности.doc
2706 Кб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
17. Mетодические указания по самостоятельной работе студентов - Топографическая анатомия и оперативная хирургия шеи.doc
4288.5 Кб.
Методические указания для студентов По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе по дисциплине
18. readme.txt
0.14 Кб.
readme.txt
20. Лекционные разработки.doc
266.5 Кб.
Методическая разработка лекции по оперативной хирургии и топографической анатомии Дисциплина: Оперативная хирургия и топографическая анатомия
21. Методические рекомендации для преподавателей.doc
839.5 Кб.
Методические рекомендации для преподавателей по практическим занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии
22. Методические указания к практическим занятиям - Введение в предмет>.doc
61 Кб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
23. Методические указания к практическим занятиям - Отработка техники оперативных вмешательств Курс IV.doc
66 Кб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
24. Методические указания к практическим занятиям - Отработка техники оперативных вмешательств.doc
48 Кб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
25. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия верхнего этажа брюшной полости.doc
61 Кб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
26. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия верхней конечности.doc
85.5 Кб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
27. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия грудной стенки, органов грудной стенки, грудной полости.doc
79 Кб.
Методические указания для студентов (Для практических занятий)
28. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия крупных суставов. Ампутации.doc
67.5 Кб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
29. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия лицевого отдела головы.doc
80.5 Кб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
30. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия малого таза и промежности.doc
85.5 Кб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
31. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия мозгового отдела головы, спинного мозга и позвоночника.doc
94 Кб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
32. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия нижнего этажа брюшной полости.doc
68 Кб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
33. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия нижней конечности.doc
83 Кб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
34. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия передней брюшной стенки, паховых грыж.doc
95.5 Кб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
35. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия средостения.doc
73.5 Кб.
Методические указания для студентов (Для практических занятий)
36. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия шеи.doc
95.5 Кб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
37. Методические указания к практическим занятиям - Топографическая анатомия и оперативная хирургия.doc
77.5 Кб.
Методические рекомендации для студентов (Для практических занятий)
38. ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.doc
56 Кб.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский университет»
39. ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.doc
88.5 Кб.
Башкирский государственный медицинский университет
40. Перечень обязательных схем и рисунков.doc
23.5 Кб.
Зав кафедрой профессор Хидиятов И. И
41. Рабочая программа.doc
637.5 Кб.
Рабочая программа учебной дисциплины оперативная хирургия и топографическая анатомия Направление подготовки педиатрия, Код 060103
42. Экзаменационные вопросы для приема практических навыков.doc
50 Кб.
Экзаменационные вопросы для приема практических навыков: Общие вопросы: Наложить кровоостанавливающий зажим на сосуды подкожной клетчатки. Перевязать сосуд
43. Экзаменационные тесты.doc
302 Кб.
Тесты Общие вопросы «Голотопия»Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра топографической анатомии и оперативной хирургии

«Утверждаю»

Зав. кафедрой, профессор

_________ И.И. Хидиятов

«27» марта 2013 г.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

На тему «Введение в предмет»

Методические указания для студентов

По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе

по дисциплине Топографическая анатомия и оперативная хирургия
Факультет: Педиатрический

Дисциплина: Оперативная хирургия и топографическая анатомия

Специальность: Педиатрия, Код 060103

Курс III

Семестр VI
Уфа

2013 г.
Тема: Введение в предмет.

На основании рабочей программы Оперативная хирургии и топографическая анатомии


Направление подготовки Педиатрия, Код 060103

Утвержденной «___» ___________ 2013г.
Рецензенты:

1. Зав. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии ГБОУ ВПО Саратовского ГМУ, д.м.н., профессор В.В. Алипов

2. Зав. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии ГБОУ ВПО Астраханская ГМА, д.м.н., профессор С.А. Зурнаджан
Авторы: Профессор И.И. Хидиятов

Ст. преподаватель Р.З. Нуриманов

Утверждение на заседании № ___ кафедры оперативной хирургии и хирургической анатомии от _____ 2013г.


  1. Тема и ее актуальность:

Обязательными этапами любой хирургической операции являются методы разъединения и соединения тканей, остановка кровотечения в ране, использование для выполнения оперативных приемов общего хирургического инструментария. Тема занятия является вводной ко всем последующим занятиям по оперативной хирургии, на которых должно происходить закрепление и усовершенствование навыков оперативной техники.

2. Учебные цели:

В результате освоения темы студент должен уметь:

- должен проводить послойные разрезы

- уметь накладывать послойные швы на рану.

- определять видимые и пальпируемые ориентиры и границы областей.

Для формирований умений студент должен знать:

- понятия топографическая анатомия и оперативная хирургия

- историю развития предмета

- хирургические инструменты и приемы пользования ими,

- понятие о хирургических операциях
Контроль исходного уровня знаний и умений.

1. Перечислите кровоостанавливающие зажимы: 1)..., 2)..., 3)..., 4)....

2. Как правильно следует захватывать иглу иглодержателем?

3. . Опишите правильное положение пинцета в руке.

4. Укажите правильное соотношение длины концов нити, вдетой в иглу для наложения шва.

5. Какие ткани следует захватывать хирургическим пинцетом: 1)..., 2)..., 3)...

6. Укажите, какую длину концов нити следует оставлять после завязывания швов на коже: 1)..., на мышцах: 1)...

7. Назовите два основных вида скальпелей: 1)..., 2)...
Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:
1. Топографическая анатомия

Топографическая анатомия («местная регионарная анатомия») – изучает строение тела по областям, – взаимное расположение органов и тканей в различных областях тела.

1. Задачи топографической анатомии:

• голотопия– области расположения нервов, сосудов и т. д.

• послойное строение области

• скелетотопия– отношение органов, нервов, сосудов к костям скелета.

• синтопия– взаимоотношение сосудов и нервов, мышц и костей, органов.

Типовая анатомия – характерная для определенного типа телосложения.Индекс относительной длины туловища равняется длине туловища (distantia jugulopubica), деленной на рост и умноженной на 100 %:

• 31,5 и больше – брахиморфный тип телосложения.

• 28,5 и меньше – долихоморфный тип телосложения.

• 28,5 —31,5 – мезоморфный тип сложения.

Возрастная анатомия – организмы детей и пожилых людей отличаются от людей зрелого возраста – все органы с возрастом опускаются.Клиническая анатомия. Любая операция состоит из двух частей:

• оперативный доступ

• оперативные приемы.

Оперативный доступ – способ обнажения патологически измененного органа, зависит от телосложения больного, его состояния, стадии патологического процесса.

Критерии оценки оперативного доступа (по Шевкуненко—Сазону—Ярошевичу).

• альфа – угол операционного действия (должен быть ни большим, ни маленьким)

• зона доступности S (см2)

• ось операционного действия (СД) – линия, проведенная от глаза хирурга до патологического органа

• бета – угол наклона оси операционного действия – чем бета ближе к 90 градусам, тем лучше

• ОС – глубина раны. Относительная глубина раны равна ОС, деленное на АВ – чем меньше, тем лучше разрез.

Оперативный прием – зависит от стадии процесса и состояния больного. Оперативные приемы подразделяются на радикальные и паллиативные. Радикальная операция – устраняет причину заболевания (аппендэктомия). Паллиативная операция– устраняет некоторые симптомы заболевания (метастазы в печени при раке пилорического отдела желудка – создается новый выход из желудка – гастроэнтероскопия). Операции отличаются сроком выполнения. Экстренные показания:

• кровотечения, ранения сердца, крупных сосудов, полых органов;

• прободная язва желудка;

• ущемленная грыжа;

• аппендицит, перешедший в перитонит.

Срочные – через 3–4 ч наблюдения в динамике – острый аппендицит. Плановые –Одномоментные, многоэтапные – при аденоме предстательной железы и задержке мочеиспускания – 1–й этап – цистостома, а через 2 недели – удаление аденомы простаты.

2. История развития топографической анатомии.

I период: 1764–1835 гг. 1764 г. – открытие медицинского факультета Московского университета. Мухин – заведующий кафедрой анатомии, хирургии и повивального искусства. Буяльский – издал анатомо—хирургические таблицы – директор медико—инструментального завода (лопаточка Буяльского). Пирогов– основоположник оперативной хирургии и топографической анатомии. Годы жизни – 1810–1881 гг. В 14 лет поступил в Московский университет. Затем учился в Дерпте у Мойера (тема докторской диссертации – «Перевязка брюшной аорты при паховых аневризмах» – защитил в 22 года). В 1837 г. – атлас «Хирургическая анатомия артериальных стволов» и получил Демидовскую премию. 1836 г. – Пирогов – профессор хирургии Дерптского университета. 1841 г. – Пирогов возвратился в Петербург в Медико—хирургическую академию на кафедру госпитальной хирургии. Основал 1 анатомический институт. Новые методики, изобретенные Пироговым:

• послойная препаровка трупа

• метод поперечных, замороженных распилов

• метод «ледяной скульптуры».

Распилы производились с учетом функции: суставов – в согнутом и разогнутом состоянии.

Пирогов – создатель «Полного курса прикладной анатомии». 1851 г. – атлас в 900 страниц.

II период: 1835–1863 гг. Выделяются самостоятельные кафедры хирургии и топографической анатомии. III период: 1863—по настоящее время: Бобров, Салищев, Шевкуненко (типовая анатомия), Спасокукоцкий и Разумовский – основатели кафедры топографической анатомии; Клопов, Лопухин.

3 Методы изучения топографической анатомии. На трупе:

• послойная препаровка

• поперечные замороженные распилы

• «ледяная скульптура»

• инъекционный метод

• коррозионный метод.

На живых:

• пальпация

• перкуссия

• аускультация

• рентгенография

• УЗИ

• компьютерная томография.

4. Пирогов. Труды, принесшие мировую славу:

• «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасции» – основа топографической анатомии, как науки

• «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела с рисунками. Анатомия описательно—физиологическая и хирургическая»

• «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через тело человека в 3–х направлениях». Соблюдается основное правило: сохранение органов в их естественном положении.

• использование метода распилов для изучения не только морфологии, но и функции органов, а также различия в их топографии, связанные с изменением положения тех или иных частей тела и состояния соседних органов

• использовал метод распилов для разработки вопроса о наиболее целесообразных доступах к различным органам и рациональных оперативных приемах

• костнопластическая ампутация голени

• эксперименты на животных (перевязка брюшной аорты)

• изучение действия паров эфира

• впервые преподавал топографическую анатомию оперативной хирургии.

2. Оперативная хирургия

Оперативная хирургия (наука о хирургических операциях) изучает технику оперативных вмешательств. Топографическая (хирургическая) анатомия – наука о взаимоотношениях органов и тканей в различных областях тела человека, изучает проекцию их на поверхности человеческого тела; отношение этих органов к несмещающимся костным образованиям; изменения формы, положения и размеров органов в зависимости от типа телосложения, возраста, пола, заболевания; васкуляризацию и иннервацию органов, лимфоотток от них. Основываясь на современных достижениях анатомии и физиологии, оперативная хирургия разрабатывает способы рационального обнажения органов и выполнения тех или иных воздействий на них. Топографическая анатомия описывает послойное расположение и взаимоотношение органов по областям, что позволяет определить пораженный орган, выбрать наиболее рациональный оперативный доступ и прием.

Первый труд по оперативной и топографической анатомии написал итальянский хирург и анатом Б. Дженг в 1672 г. Основателем топографической анатомии как науки является гениальный русский ученый, анатом и хирург Н. И. Пирогов. Впервые кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии появилась по его инициативе в Петербургской военной академии в 1867 г., первым заведующим кафедрой был профессор Е. И. Богдановский. Топографическая анатомия и оперативная хирургия особенное развитие получили в нашей стране в трудах В. Н. Шевкуненко, В. В. Кованова, А. В. Мельникова, А. В. Вишневского и др.

По мнению Н. Н. Бурденко, хирург при производстве операции должен руководствоваться тремя основными положениями: анатомической доступностью, технической возможностью и физиологической дозволенностью. Это подразумевает знание топографической анатомии для выполнения анатомически обоснованного разреза с минимальным повреждением кровеносных сосудов и нервов; оперативной хирургии для выбора наиболее рационального вмешательства на пораженном органе, физиологии для предвидения возможных во время и после операции функциональных расстройств.

Одним из основных методов изучения оперативной хирургии и клинической анатомии является самостоятельная работа на трупе, что позволяет рассматривать взаимоотношения органов и тканей, а также учит опознавать анатомические объекты по специфичным местным признакам (глубина залегания, направление мышечных волокон, взаиморасположение органов, строение фасций и т. д.). Но работа на трупе не обеспечивает овладение необходимым условием – остановкой кровотечения из повреждаемых сосудов, в связи с чем необходимо проведение оперативных вмешательств на живых животных, выполняемых с соблюдением всех анестезиологических требований. Работа на живых животных дает возможность овладеть навыками и приемами остановки кровотечения, умением обращаться с живыми тканями, оценивать состояние животного после оперативного вмешательства.

В последние годы благодаря развитию компьютерной графики стало возможно моделирование объемных изображений сложных анатомических областей, воспроизводить их в различных ракурсах, на различных этапах оперативного вмешательства.

Любая операция состоит из двух основных этапов: оперативного доступа и оперативного приема.

1. Оперативный доступ

Оперативный доступ представляет собой те действия хирурга, которые обеспечивают обнажение пораженного патологическим процессом или поврежденного органа. Оперативный доступ должен отвечать определенным требованиям, которые можно подразделить на качественные и количественные. Критериями качественной оценки хирургического доступа являются: широта; кратчайшее расстояние до объекта операции; соответствие направлению основных сосудов и нервов; хорошее кровоснабжение краев операционной раны (что способствует быстрому заживлению); удаленность от инфицированных очагов.

Широта доступа необходима для обеспечения свободы действий хирурга. Она зависит от ряда факторов: степени развития у больного жировой клетчатки (как подкожной, так и межмышечной); глубиной расположения органа, необходимости подвергнуть ревизии другие органы; характера и степени сложности предполагаемой операции. При выполнении минимального доступа выполняется уменьшение операционной травмы и лучше достигается косметический эффект. Но при тяжелых осложнениях и высокой вероятности гибели больного прибегают к большим доступам, так как при маленьком доступе хирург не установит точного диагноза, поскольку не сможет осмотреть соседние органы, не полностью удалит из грудной или брюшной полостей выпот и т. д. Попытки механического расширения хирургического доступа за счет эластичности тканей могут привести к повреждению тканей, сдавлению кровеносных сосудов и ухудшить результаты заживления раны. Но слишком большие доступы не только травматичны, некрасивы, но и ведут к образованию послеоперационных гематом, нагноению раны, эвентрации. Для получения хорошего обзора при небольшом доступе необходимо обеспечить оптимальное положение больного на операционном столе. С помощью конструкции современного операционного стола можно, придав соответствующее положение телу больного или используя систему валиков, приблизить оперируемый орган, что необходимо не только для лучшего оперативного вмешательства, но и для уменьшения натяжения тканей и соответственно прорезыванию швов при закрытии раны. Для уменьшения прорезывания швов необходимо оперировать больного под наркозом с хорошей релаксацией; производить рассечение апоневроз немного больше, чем длина кожного разреза, так как сухожилие практически не растягивается; использовать зеркала, ранорасширители и ретракторы. Реечные или винтовые ранорасширители, равномерно растягивающие рану, применимы, если объект оперативного вмешательства расположен в центре раны, но если объект операции смещен к углу раны, раскрывать рану следует с помощью крючков или зеркал, визуально контролируя степень обзора раны.

Необходимо учитывать, что доступ должен проходить через наименьшее количество слоев, по кратчайшему расстоянию до органа. Для достижения этой цели необходимо, чтобы разрез располагался в зоне проекции органа. Кроме того, хирургу необходимо учитывать, что ткани, образующие края доступа, после выполнения операции должны хорошо срастаться, т. е. они должны хорошо кровоснабжаться. Из—за плохого кровоснабжения края раны срастаются продолжительное время. Поэтому во избежание расхождения раны и выпадения внутренностей такие доступы нецелесообразно применять у лиц пожилого возраста, онкологических больных и пациентов с тяжелой хронической патологией.

Доступ не должен располагаться вблизи инфицированных (загрязненных) участков тела. Несоблюдение этого требования может привести к гнойным осложнениям в послеоперационном периоде.

В основу количественной оценки хирургических доступов положены критерии, разработанные А. Ю. Созон—Ярошевичем. Критериями, объективно оценивающими операционный доступ, являются следующие.

Ось операционного действия. Под этим понимается линия, соединяющая глаз хирурга с наиболее глубокой точкой операционной раны (или наиболее важным объектом хирургического вмешательства). Чаще всего ось операционного действия проходит по оси конуса операционной раны или является биссектрисой угла между боковыми стенками раневой полости. Обязательным условием для использования этого критерия является то, чтобы хирург производил осмотр объекта операции в определенном положении, не теряя из—под контроля органа зрения самый ответственный объект операции. Направление оси операционного действия определяется по отношению к фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостям. Соответственно, анализ направления оси операционного действия производится как качественно, с использованием соответствующих терминов (сверху—снизу, спереди—назад, латерально—медиально), так и в градусах относительно плоскости раневой апертуры. Использование стереотаксического метода выполнения операций (например, на структурах головного мозга), является классическим примером количественной оценки направления оси операционного действия в градусах. Стереотаксический метод представляет собой совокупность приемов и расчетов, позволяющих с большой точностью произвести введение канюли (электрода) в заранее определенную, глубоко расположенную структуру головного мозга. Для этого необходимо иметь стереотаксический прибор, сопоставляющий условные координатные пункты (системы) мозга с координатной системой аппарата, точное анатомическое определение внутримозговых ориентиров и стереотаксические атласы мозга.

Не имеет смысла изучать ось операционного действия в поверхностных ранах или ранах, при которых орган извлекается на поверхность. Однако в узких операционных ранах, когда оперируемый орган остается на значительной глубине, роль этого критерия велика. Значение направления оси операционного действия определяет ракурс, под которым хирург будет видеть объект операции и слои, которые он должен последовательно рассечь, открывая объект операции.

Угол наклонения оси операционного действия. Под этим термином понимается угол, образованный осью операционного действия и поверхностью тела больного в пределах операционной зоны (плоскости раневой апертуры). Угол наклонения оси операционного действия определяет угол зрения, под которым хирург рассматривает объект операции. Наилучшие условия для операции создаются в том случае, если угол равен 90° и хирург смотрит на объект операции прямо. Практика показывает, что при величине этого угла меньше 25° оперировать затруднительно, и лучше сделать новый доступ, совмещающий проекцию объекта операции с раневой апертурой.

Угол операционного действия. Этот угол образуется стенками конуса операционной раны, он определяет свободу перемещения в ране пальцев рук хирурга и инструментов. То есть, чем больше этот угол, тем легче оперировать. При величине угла операционного действия более 90° операция выполняется легко, как будто орган лежит на поверхности. При величине угла от 89° до 26° манипуляции в ране не вызывают особых затруднений. При величине угла 15–25° манипуляции затруднены. При величине угла менее 15° выполнение операции практически невозможно. Необходимо учитывать, что если края операционной раны образованы мягкими тканями, то с помощью крючков, ранорасширителей ее геометрические характеристики могут быть существенно улучшены. Одним из способов улучшения характеристик раны является мобилизация соответствующего отдела органа. Если края раны образованы жесткими элементами (костями свода черепа, ребрами, грудиной и т. п.), то возможности для улучшения параметров угла операционного действия ограничены.

Глубина раны. Под этим термином понимают расстояние между плоскостями верхней и нижней апертур раны. Глубина раны определяется по оси конуса, которая является также и осью операционного действия, или по биссектрисе угла операционного действия. Это отрезок оси операционного действия от плоскости раневой апертуры до объекта вмешательства. Глубина раны определяет легкость действий пальцев рук хирурга и инструментов. При работе обычными инструментами глубина раны не должна превышать 150–200 мм. Для характеристики глубины раны можно применять индекс глубины раны, определяемый как соотношение глубины раны к величине верхней апертуры, умноженное на 100.

Зона доступности в классическом понимании является площадью дна операционной раны. Измеренная в абсолютных величинах, она малоинформативна. В то же время соотношение величин верхней апертуры и дна раны является показательным. Если соотношение величин равно приблизительно 1: 1, то это указывает на форму раны в виде цилиндра или колодца и свидетельствует о рациональности доступа. Указанное соотношение должно быть приведено в соответствие с глубиной раны. Если площадь верхней апертуры раны многократно превосходит площадь нижней апертуры, это свидетельствует о неоправданно большой длине разреза при относительно поверхностном расположении объекта вмешательства.

Современные технологии (видеоэндохирургическая аппаратура) позволяют после минимального разреза брюшной или грудной стенки ввести миниатюрный телевизионный объектив и мощный источник света для ревизии или вмешательства на практически всех органах брюшной и грудной полостей.

В этих случаях площадь обзора будет многократно превышать площадь раневой апертуры (пункционных отверстий). Такое соотношение свидетельствует о малой травматичности хирургического доступа.

Выбор оперативного доступа должен учитывать следующие условия.

1. Телосложение (конституция) пациента. Немалую роль играет степень развития жировой клетчатки.

2. Особенности выполняемой операции.

3. Риск оперативного вмешательства.

4. Наличие у больного большого рубца после ранее перенесенной операции. С одной стороны, произвести доступ с иссечением имеющегося рубца выгоднее как в плане предупреждения новых рубцов и с косметической точки зрения. Однако, при иссечении рубца могут быть повреждены сосуды или внутренние органы, вовлеченные в этот рубец. Кроме того, при склонности к образованию келоидного рубца иссечение может привести к еще большему разрастанию соединительной ткани.

5. Возможность инфицирования раны. Наличие у больного инфицированной раны или опасение, что колостома, трахеостома, свищ мочевого пузыря могут послужить источником инфекции после операции, заставляет искать хирургический доступ как можно дальше от них.

6. Косметические соображения. Для достижения наилучшего эффекта следует обратить внимание на амплитуду и направление мышечных движений (проводить разрез так, чтобы он на всем протяжении был перпендикулярен направлению этих движений); направление линий Лангера (т. е. ход коллагеновых и эластических волокон, разрез производят параллельно этим линиям); ход и направление кожных складок и морщин; топографо—анатомические особенности зоны операции.

7. Соблюдение правил абластики. Для соблюдения абластики используют подход к опухоли с периферии, изоляцию рассекаемых здоровых тканей, используют электронож, лазерный или плазменный скальпель.

8. Наличие беременности. Матка должна находиться в стороне от хирургического доступа во избежание ее преждевременной стимуляции; доступ должен производиться с учетом смещения маткой органов в зависимости от срока беременности.

2. Оперативный прием

Оперативный прием – непосредственные действия на объекте оперативного вмешательства, направленные на удаление измененного органа или патологического очага. Выполнение оперативного приема предусматривает последовательность действий при удалении органа или его части, восстановление проходимости желудочно—кишечного тракта, восстановление кровотока или лимфотока по соответствующему сосуду и т. д. К оперативному приему предъявляются определенные требования, он должен быть радикальным, минимально травматичным, по возможности бескровным; минимально нарушать жизнедеятельность организма, обеспечивая наилучшее устранение причины заболевания.

Под радикальностью оперативного приема понимают максимально полное удаление очага заболевания, нередко не только вместе с пораженным органом, но, например, при злокачественных опухолях, с регионарными лимфатическими узлами или даже частью соседних органов.

Бескровность оперативного вмешательства обеспечивается тщательной последовательной остановкой кровотечения по мере осуществления манипуляций. В некоторых случаях рекомендуется производить предварительное лигирование крупных артериальных и венозных стволов, участвующих в кровоснабжении данного региона. Так поступают при сложных операциях в области головы и лица, производя предварительную перевязку наружной сонной артерии, ветви которой снабжают челюстно—лицевую область и свод черепа.

Важным является сохранение (или восстановление) функции органа после выполненной операции. Оно предусматривает обязательное включение в план операции восстановление того или иного органа и его функции после операции.

Требования, предъявляемые к операционному доступу и приему, весьма противоречивы; соблюдение всех их практически невозможно. Как правило, одному оперативному доступу соответствует один оперативный прием. Иногда одному оперативному приему соответствуют два доступа. Интерес представляют ситуации, когда из одного доступа выполняется несколько приемов или у больного в течение операции выполняется несколько доступов и оперативных приемов.

Выделяют несколько видов оперативных пособий.

Экстренные (неотложные, ургентные) – производятся по жизненным показаниям немедленно.

Плановые – производятся после обследования больного, установления точного диагноза, длительной подготовки. Плановые операции представляют меньше опасности для больного и меньше риска для хирурга, чем операции экстренные.

Радикальные – полностью устраняют причину болезни (патологический очаг).

Паллиативные операции – не устраняют причину болезни, а дают лишь временное облегчение больному.

Операция выбора – наилучшая операция, которую можно произвести при данном заболевании и которая дает наилучший результат лечения на современном уровне медицинской науки.

Операции необходимости – лучший из возможных в данной ситуации вариант; зависит от квалификации хирурга, оснащения операционной, состояния больного и т. д.

Также операции могут быть одномоментными, двухмоментными или многомоментными (одно-, двух—или многоэтапными). Одномоментные операции – операции, при которых в течение одного этапа выполняют все необходимые мероприятия для устранения причины болезни. Двухмоментные операции производят в тех случаях, когда состояние здоровья больного или опасность осложнений не позволяют закончить хирургическое вмешательство в один этап, или при необходимости подготовить больного к длительному нарушению функций какого—либо органа после операции. Многоэтапное выполнение операций широко практикуется в пластической и восстановительной хирургии, в онкологии.

В последние годы в связи с увеличением продолжительности жизни наметилась тенденция к возрастанию числа больных, страдающих несколькими хирургическими заболеваниями. Улучшение диагностики, совершенствование хирургической техники и успехи в области анестезиологии и реаниматологии способствовали расширению показаний к сочетанным (симультанным) хирургическим вмешательствам. Сочетанные (или симультанные) операции проводятся во время одного хирургического вмешательства на двух и более органах по поводу различных заболеваний. Расширенная операция характеризуется увеличением объема оперативного приема по поводу заболевания одного органа в связи с особенностями или стадией патологического процесса. Комбинированная операция связана с необходимостью увеличения объема оперативного приема при одном заболевании, поражающем соседние органы.

Оценка хирургических операций. Оценка проводится по результатам операции. Они делятся на непосредственные и отдаленные. Непосредственные результаты определяются смертностью на операционном столе и в ближайшие дни и недели после операции. Качество непосредственных результатов в значительной степени зависит от самого хирурга. Отдаленные результаты определяются состоянием больного спустя месяцы и годы после операции.

Операция включает ряд последовательных этапов: рассечение тканей, их разведение, фиксацию, оперативный прием, остановку кровотечения, соединение тканей, для обеспечения которых служат различные хирургические инструменты.

1. Разъединение тканей. Операцию начинают с разъединения тканей одним плавным движением скальпеля. Величина доступа должна быть достаточна для проведения данной операции. Доступ соответствует проекции органа или бывает в стороне от его проекции. Рассекают кожу и подкожную клетчатку одним движением скальпеля. Далее для рассечения клетчатки, фасций, апоневроза и других мягких тканей могут быть использованы не только скальпели, ножи, ножницы, но и электронож, лазерный скальпель, ультрозвуковой аппарат и другие.

2. Остановка кровотечения. Во время операции в основном используют окончательные методы остановки кровотечения:

перевязку захваченного кровоостанавливающим зажимом сосуда лигатурой;

ультразвук или лазер;

прошиванием тканей в зоне кровоточащего сосуда;

наложением сосудистого шва;

применение мышц, сальника, жировой ткани, гемостатической и полубиологической губок;

применение физического метода остановки кровотечения – прикладывание салфеток, смоченных горячим физиологическим раствором;

3. Фиксация тканей. Разводятся края раны и фиксируются органы для лучшего обзора и свободы движений хирурга в глубине раны.

4. Основной этап операции. Применяются специальные наборы инструментов и различные хирургические приемы.

5. Соединение тканей. Применяют различные способы соединения тканей: для соединения тканей созданы разнообразные сшивающие аппараты, соединяющие ткани с помощью металлических скрепок.

Применяются аппараты для сшивания тканей, органов при повреждении, при заболевании сосудов, предсердия, легких, желудочно–кишечного тракта, мочевого пузыря, мочеточников, кожи.

Применение ультразвука и лазера для рассечения и соединения тканей.

Для разъединения тканей и удаления патологического очага стали применять холод в виде жидкого азота и лазер.

Мягкие ткани сшивают различными нитями: шелком, кетгутом, капроном, лавсаном, танталовыми скрепками. Могут применяться различные металлические пластины, проволока, скобы, штифты. Для соединения тканей применяется и медицинский клей.

Хирургические инструменты подразделяются на: общие инструменты и инструменты специального назначения.
  1   2

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей